Претензии и иски по перевозке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание

По договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 373 ГК РФ). Договор перевозки грузов - один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Правоведение.docx

— 37.22 Кб (Скачать документ)

2. Претензия  предъявляется в порядке и  сроки, которые установлены транспортными  уставами и кодексами. Круг  лиц, управомоченных на предъявление  претензии, также определяется  транспортным законодательством  с учетом характера допущенного  нарушения. Претензия считается  предъявленной, если к ней приложены  предусмотренные транспортным законодательством  документы, подтверждающие наличие  нарушения со стороны перевозчика  и иные значимые для решения  вопроса о выплате возмещения  или штрафа обстоятельства (например, в случае недостачи или повреждения  груза, перевозившегося железной  дорогой, к претензии должны  прилагаться транспортная железнодорожная  накладная и выданный перевозчиком  коммерческий акт, или транспортная  железнодорожная накладная с  отметкой перевозчика о составлении  коммерческого акта в случае  его утраты, или транспортная  железнодорожная накладная и  документы об обжаловании отказа  перевозчика в составлении коммерческого  акта, а также документ, подтверждающий  факт причиненного ущерба и  удостоверяющий количество и  действительную стоимость недостающего  или поврежденного груза (ст. 120 УЖТ)). Вместе с претензией представляются  подлинники документов или их  надлежащим образом заверенные  копии. При необходимости перевозчик  вправе потребовать представления  оригиналов документов.

Претензии предъявляются по требованиям не только об уплате основной суммы ущерба, но и о взыскании предусмотренных  законом или договором неустоек, в том числе процентов, предусмотренных  ст. 395 ГК, начисленных на несвоевременно выплаченную сумму возмещения.

В случаях  отказа перевозчика от рассмотрения указанной претензии по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка и оспаривания правомерности  отказа в рассмотрении претензии  истцом, считающим претензионный  порядок разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании.

Если претензионный  порядок признан соблюденным, исковое  заявление рассматривается по существу (п. 41 Постановления Пленума ВАС  РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

Если  заявленная с нарушением установленного порядка претензия возвращена транспортной организацией без рассмотрения, а  заявитель вторично в пределах срока  исковой давности предъявил претензию  в установленном порядке, то истечение  сроков предъявления претензии не препятствует принятию искового заявления судом  и рассмотрению спора по существу (п. 46 Постановления Пленума ВАС  РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

При предъявлении иска до истечения срока, установленного для ответа перевозчика на заявленную претензию, если перевозчик до этого  срока не дал ответа на претензию  либо истец допустил нарушение порядка  предъявления претензии, исковое заявление  в соответствии со статьей 129 АПК  РФ подлежит возвращению. При установлении этих нарушений во время рассмотрении искового заявления арбитражный  суд оставляет исковое заявление  без рассмотрения согласно статье 148 АПК РФ.

3. Комментируемая  статья предусматривает установление  транспортными уставами и кодексами  только порядка предъявления  претензий. Соответственно, право  на предъявление претензии должно  существовать в течение срока  исковой давности. Так, вопрос  о сроке предъявления претензии  решается в КВВТ (п. 4 ст. 161) и КТМ  (ст. 406). На других видах транспорта  установлены специальные сроки  для предъявления претензий и  порядок их исчисления (ст. 123 УЖТ,  ст. 126 ВК). К примеру, в соответствии  со ст. 123 УЖТ претензии к перевозчикам  могут быть предъявлены в течение  6 месяцев, а претензии в отношении  штрафов и пеней - в течение  45 дней. Порядок исчисления указанных  сроков также различен: срок для  предъявления претензии о возмещении  за повреждение (порчу) либо  недостачу груза исчисляется со дня выдачи груза, о возмещении за утрату груза - по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки и т.д.

4. Пункт  2 ст. 797 связывает право на предъявление  иска к перевозчику только  со случаями непризнания претензии  или ее частичного признания,  а также с неполучением ответа  на нее в установленный срок, т.е. молчание перевозчика рассматривается  как отказ в удовлетворении  претензии. Вместе с тем, если  транспортная организация признала  претензию, но не перечислила  признанную сумму либо указанная  сумма грузоотправителем или  грузополучателем не получена  по иным причинам, заявитель претензии  также вправе требовать взыскания  соответствующей суммы в судебном  порядке.

5. Требование  ГК о предъявлении претензии  распространяется только на грузоотправителя (грузополучателя) по договору  перевозки груза. Предъявление  претензии в связи с ненадлежащим  исполнением договора перевозки  пассажира и багажа является  правом, а не обязанностью пассажира.  Соответственно, непринятие мер  по досудебному урегулированию  спора, вытекающего из договора  перевозки пассажира и багажа, не может служить основанием  для оставления искового заявления  без рассмотрения. Вместе с тем  в транспортном законодательстве  имеются нормы, обязывающие, вопреки  ГК, пассажира предъявить перевозчику  претензию. Так, в ст. 125 УЖТ  установлено, что иски к перевозчикам, возникшие в связи с перевозками  багажа и грузов, могут быть  предъявлены в случае полного  или частичного отказа перевозчика  удовлетворить претензию либо  в случае неполучения ответа  перевозчика на претензию не  ранее истечения установленного  срока. Аналогичное положение  содержит ст. 164 КВВТ. Представляется, что данные положения не должны  применяться как не соответствующие  ГК.

6. Обязанность  предъявления претензии относится  только к одной стороне договора  перевозки груза, перевозчик вправе  предъявлять свои требования  непосредственно в суд.

Вопрос об обязательности предъявления претензий  к перевозчику при международных  перевозках груза должен решаться с  учетом положений международных  договоров, в которых участвует  РФ. КТМ прямо указывает на то, что предъявление претензии обязательно  лишь при перевозке груза в  каботаже, т.е. между портами РФ (п. 1 ст. 403 КТМ).

7. Пункт  3 комментируемой статьи устанавливает  сокращенный срок исковой давности - 1 год по искам, вытекающим  из договоров перевозки груза.  Этот срок не должен применяться  при рассмотрении споров, возникающих  из договора перевозки пассажира  и багажа. Момент начала течения  срока исковой давности определяется  транспортным законодательством.  Так, на внутреннем водном и  железнодорожном транспорте течение  срока исковой давности начинается  со дня наступления события,  послужившего основанием предъявления  претензии (п. 2 ст. 164 КВВТ, ст. 125 УЖТ).

Согласно  ст. 128 ВК течение срока исковой  давности по договорам воздушной  перевозки груза начинается на следующий  день после получения грузоотправителем  или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения  такого ответа - через 45 дней после получения  претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором.

По договорам  морской перевозки груза срок исковой давности исчисляется в  зависимости от характера требования:

  • по требованиям о возмещении ущерба за утрату груза - по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан; при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
  • по требованиям возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей - со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;
  • по требованиям о возмещении убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза; во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

8. Гражданский  кодекс не предусматривает возможности  установления транспортными уставами  и кодексами сокращенных сроков  исковой давности по требованиям,  вытекающим из договора перевозки  пассажира и багажа. Однако на  отдельных видах транспорта годичный  срок исковой давности распространяется  на требования, вытекающие не  только из договора перевозки  груза, но и из договора перевозки  багажа (ст. 125 УЖТ).

9. Иной  порядок предъявления требований  к перевозчику, а также сроки  исковой давности могут предусматриваться  для международных перевозок  в соответствии с международными  договорами, в которых участвует  РФ. Так, п. 1 ст. 409 КТМ установлено,  что к требованиям, вытекающим  из договора морской перевозки  пассажира в заграничном сообщении,  применяется двухгодичный срок  исковой давности.

№2 Трудовые споры. Порядок  рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальный  трудовой спор – в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Также индивидуальным трудовым спором признается спор между  работодателем и лицом, ранее  состоявшим в трудовых отношениях с  этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и иными  федеральными законами, а порядок  рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров представляет собой определенную форму процедуры рассмотрения существа разногласий в соответствующих  юрисдикционных органах, наделенных полномочиями, определенными законом (принимать  заявления, в том числе исковые, проводить соответствующую подготовку дела к разбирательству, регламентированную нормативными правовыми актами, выяснять все обстоятельства, имеющие значение по делу, выносить обязательные к исполнению решения).

        Под процессуальной процедурой следует понимать совокупность последовательно сменяющих друг друга процессуальных отношений, одним из субъектов которых является соответствующий юрисдикционный орган (например, КТС, суд). В частности, к ним относятся отношения по разрешению индивидуального трудового спора в КТС, в суде первой инстанции, в кассационной и надзорной инстанциях, в особом порядке.

Источниками правового регулирования отношений, составляющих в своей совокупности процедуру разрешения индивидуальных трудовых споров, являются Конституция  РФ и федеральные законы.

Конституция РФ гарантирует право на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом  способов их разрешения.

Среди нормативных  правовых актов следует также  назвать ТК РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, а также иные федеральные  законы.

ТК РФ установлены принципы правового  регулирования трудовых отношений, среди которых основными являются: право на защиту трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, а  также право на разрешение индивидуальных трудовых споров в порядке, установленном  ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 21 ТК РФ).

В ТК РФ содержатся нормы, регулирующие процедуру  рассмотрения индивидуальных трудовых споров КТС. В то же время судебный порядок разрешения разрешения индивидуального  трудового спора установлен не только нормами ТК РФ, но и положениями  ГПК РСФСР.

Федеральные законы могут устанавливать особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий  работников. Например, процедура разрешения индивидуальных трудовых споров по вопросам прохождения службы прокурорскими  работники регламентирована Федеральным  законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральным законом от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» установлен порядок обжалования решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Процедура разрешения индивидуальных трудовых споров, одним из субъектов которых выступает государственный служащий, предусмотрена Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы».

Не являются нормативно-правовыми актами, но обязательны  для применения судами постановления  Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации). Такие акты содержат положения, предусматривающие  определенные требования к процедуре  рассмотрения гражданских дел, в  том числе вытекающих из трудовых правоотношений. Например, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. «О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 3 от 3 апреля 1987 г.; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. «О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 19 от 22 декабря 1992 г., в редакции постановления Пленума № 1 от 21 декабря 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 9 от 26 декабря 1995 г., № 10 от 25 октября 1996 г.

Информация о работе Претензии и иски по перевозке