Президент Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:46, контрольная работа

Описание

По конституции РК 1995 года "Президент РК является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики Казахстан обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом".

Содержание

1. Конституционно-правовой статус Президента РК………………………………………..2
2. Компетенция и акты Президента РК………………………………………………………..3
3. Администрация президента РК. Консультативные и вспомогательные органы при Президенте……………………………………………………………………………………………….4
4. Список использованной литературы……………………………………………………….8

Работа состоит из  1 файл

Констит правоРК-Президент РК_контрольные вопросы.docx

— 28.23 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Конституционно-правовой статус Президента РК………………………………………..2
  2. Компетенция и акты Президента РК………………………………………………………..3
  3. Администрация президента РК. Консультативные и вспомогательные органы при Президенте……………………………………………………………………………………………….4
  4. Список использованной литературы……………………………………………………….8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III вариант.

    Президент Республики Казахстан.

  1. Конституционно-правовой статус Президента РК.
  2. Компетенция и акты Президента РК.
  3. Администрация президента РК. Консультативные и вспомогательные органы при Президенте.

    I. Конституционно-правовой статус Президента РК.

    По  конституции РК 1995 года "Президент  РК является главой государства, его  высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и  внешней политики государства и  представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики Казахстан  обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом". Таким образом, можно сделать вывод, что роль Президента это роль арбитра между  ветвями власти, то есть Президент, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной властями, как глава государства, сможет обеспечивать их разграничение, быть своеобразным арбитром в случае их спора о нарушении компетенции, и, наконец, организатором и координатором.

    В пункте 4 статьи 1 Указа Президента РК, имеющего силу конституционного закона "О Президенте РК" прямо закреплено: "Президенту РК принадлежит право  выступать от имени народа" (5). Такое прямое применение возможно лишь при решении судьбы конституционных  поправок, при общении с народом  посредством референдума и в  условиях чрезвычайных ситуаций. Отсюда можно сделать вывод, что Казахстан - республика с президентской формой правления, а его статус прямо  определен в Конституции 1995 года. Президент РК глава государства  обеспечивающий функционирование всех государственных органов. Президент  поднялся над принципом разделения властей, вышел на первый план в системе  государственных органов. Главное - президентская власть активна и  конкретна, она конструктивна и  наступательно действует. Именно поэтому  неизменно и велико общественное доверие к ней. Президент в  соответствии с конституционным  законом избирается совершеннолетними  гражданами на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании сроком на 7 лет. Президентом PK может быть избран гражданин РК по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным  языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет.

    Одним из наиболее важных политических институтов, обеспечивающих реализацию системы  сдержек и противовесов на основе, которой функционируют высшие органы государственной власти, является конституционно-правовая ответственность Президента, а также  возможность досрочного прекращения  его полномочий. В соответствии с  действующим законодательством, в  частности, согласно п. 2 ст.47 Конституции  РК Президент несет ответственность  за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может  быть за это отрешен от должности  Парламентом. В Указе Президента РК, имеющем силу конституционного закона от 26.12.1995 года "О Президенте РК", государственная измена определяется как умышленное деяние, совершенное  с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета РК, выразившееся в переходе на сторону  врага во время войны или вооруженного конфликта, оказании иностранному государству  помощи в осуществлении враждебной деятельности против республики.

    Президент РК может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности  осуществлять свои обязанности по болезни. Закон РК о внесении изменений и дополнений в Конституцию РК от 07.10.1998 года внес изменения и в статью 48 Конституции, которая закрепляет вопросы освобождения и отрешения от должности Президента. В новой редакции она выглядит так: "В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента РК, а также его смерти полномочия Президента на оставшийся срок переходят к председателю Сената Парламента, при невозможности председателя Сената принять на себя полномочия президента они переходят к председателю Мажилиса Парламента, при невозможности председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер - Министру республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента республики, складывает с себя соответственно полномочия председателя Сената, председателя Мажилиса, Премьер-министра. В это случае замещение вакантных государственных должностей осуществляется в порядке, предусмотренным Конституцией. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента РК, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию".

    II. Компетенция и акты РК.

    Президент обладает правом издавать акты в форме  указов и распоряжений, а также  в предусмотренных Конституцией случаях законы и указы, имеющие  силу законов. 
Указы могут быть нормативными и ненормативными.

    Нормативные указы содержат общеобязательные правила поведения и нормы, нередко регулирующие общественные отношения.

    Ненормативные указы - правоприменительные акты, регулирующие организационные вопросы, конкретные отношения или касаются конкретных физических лиц.

    Другой  формой актов Президента являются распоряжения, не имеющие силу нормативно-правовых актов.

    Указы и распоряжения Президента Казахстана имеют общеобязательную силу на всей территории республики и носят подзаконный  характер.

    Указами Президента:

  • осуществляются конституционные полномочия Президента, требующие издания акта Президента Республики Казахстан;
  • решаются вопросы обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, установленной Конституцией и законами перед народом Казахстана;
  • осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов;
  • принимаются решения по стратегическим вопросам экономического и социально-политического развития Казахстана.

    Распоряжениями  Президента:

  • осуществляется решение вопросов административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера;
  • в соответствии с компетенцией Президента назначаются и освобождаются от должности лица, не обладающие конституционным статусом.

    В определенных Конституцией случаях  Президент принимает закон. В  соответствии с п.4 ст.53 Конституции  Парламент  на совместном заседании Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия. Делегирование законодательных полномочий Президенту состоится, если проголосовало 2/3 от общего числа депутатов. Делегирование не может превышать одного года. 
Законы, принимаемые Президентом, имеют такую же юридическую силу, как и законы, принимаемые Парламентом.

    Президент может издать указ, имеющий силу конституционного закона. Президент  также вправе дать поручение Правительству  внести законопроект в Мажилис Парламента, используя право законодательной  инициативы Правительства. 
Подготовка проектов актов Президента осуществляется Администрацией Президента, которая обеспечивает также нормотворческую деятельность Президента, правовую экспертизу законопроектов и актов Президента.

    Акты  Президента нормативного характера  вводятся в действие на всей территории Республики одновременно по истечении 10 дней после их опубликования, если иное не будет установлено Президентом. Акты Президента ненормативного характера  вступают в силу с момента их подписания, если иное не будет установлено Президентом. Не подлежат публикации акты Президента, содержащие государственные секреты  или иную охраняемую законом тайну.

    III. Администрация Президента РК. Консультативные и вспомогательные органы при Президенте.

    Администрация Президента Республики Казахстан - государственный орган, который выполняет следующие функции:

  • обеспечивает деятельность Президента Республики Казахстан по определению основных направлений внешней и  внутренней политики государства;
  • своевременно информирует Президента о положении дел в стране и за рубежом;
  • координирует и контролирует исполнение законодательных поручений
  • Президента Республики Казахстан;  
  • осуществляет оценку эффективности деятельности центральных исполнительных органов, акимов областей, городов республиканского значения и столицы и разрабатывает рекомендации по улучшению их деятельности;
  • осуществляет иные полномочия, устанавливаемые Главой государства. 

    В состав Администрации Президента входят руководитель Администрации, который  назначается и освобождается  от должности Президентом,  заместитель руководителя администрации Президента, Секретарь Совета Безопасности, Председатель Высшего Судебного Совета, а также помощники Президента, руководитель канцелярии Президента, советники Президента и другие государственные служащие. 

    Руководитель  Администрации Президента Мусин Аслан Еспулаевич.

    Структура и положение об Администрации Президента Республики Казахстан утверждаются в соответствии с Указом Президента «О штатной численности и структуре Администрации Президента».

    Функции Администрации Президента:

  • Обеспечение работы Президента Республики Казахстан, а также консультативно — совещательных органов при Главе государства;
  • Общий контроль работы государственных органов, в том числе контроль за исполнением актов и поручений Главы государства;
  • Безусловное и исчерпывающее выполнение решений Президента;
  • Своевременное информирование Президента о ситуации внутри страны и за ее пределами;
  • Основные направления внутренней политики Администрации Президента:
  • Осуществление политики Президента Республики Казахстан с области обеспечения единства народа и власти, непоколебимости Конституции, прав и свобод человека, государственной независимости, защиты и укрепления конституционного строя, безопасности и территориальной целостности Республики Казахстан.
  • Использование демократических методов при решении важных проблем, касающихся патриотизма, проблем жизни страны;
  • Совершенствование стратегии социально-экономического развития страны, разработка комплекса мер по ее осуществлению, развитие тактики претворения в жизнь социально — экономических реформ.

    Структура Администрации Президента Республики Казахстан состоит из подразделений, отделов, управлений консультативно — совещательных органов при Президенте Республики Казахстан, и других подразделений.

    В состав Администрации Президента входят Руководитель Администрации, помощники Президента, первый заместитель и заместители руководителя администрации Президента, руководитель канцелярии Президента, советники Президента и другие государственные служащие.

    Администрацию Президента возглавляет Руководитель Администрации Президента, который  назначается и освобождается от должности Президентом.

    Работники Администрации Президента имеют  полномочия решать проблемы и задачи, стоящие перед администрацией Президента. Администрация Президента Республики Казахстан является государственным органом, на который возлагается:

  • обеспечение деятельности Президента Республики Казахстан;
  • своевременное и полное информирование Президента о положении дел в стране;
  • безусловное и исчерпывающее выполнение решений Президента республики и контроль за их исполнением;
  • осуществление иных полномочий, устанавливаемых главой государства.

    Согласно Конституции граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Гражданин, подавший обращение, имеет право

  • лично изложить доводы лицу, проверявшему жалобу, заявление;
  • представлять дополнительный материал;
  • получить мотивированный ответ в устной или письменной форме о принятом решении;
  • обжаловать решение, принятое по обращению, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу;
  • обращаться в установленном законом порядке в суд на решения и действия органов и должностных лиц, совершенные с нарушением закона.

    Обращения, поданные в установленном Указом Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 года «О порядке рассмотрения обращений граждан» порядке, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Отказ в приеме обращения запрещается.

Информация о работе Президент Республики Казахстан