Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:04, доклад
Среди основных элементов меритократии можно выделить следующие принципы: поступление на государственную службу осуществляется на основании конкурса; оценка претендентов осуществляется по критериям их личных способностей, знаний и умений; одинаковое отношение ко всем государственным служащим в целях их не дискриминации; равная оплата труда за выполнение равнозначной работы (оплата в зависимости от результатов работы); поощрение государственных служащих, достигающих эффективных результатов в своей деятельности, коррекция деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны увольнение служащих, результаты деятельности которых не удовлетворительны.
Меритокра́тия (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и др.-греч. κράτος — власть, правление) — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов (такая система в значительной степени противоположна как аристократии, так и демократии). Второе, более распространённое, значение предполагает создание начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
Среди основных
элементов меритократии можно выделить
следующие принципы: поступление
на государственную службу осуществляется
на основании конкурса; оценка претендентов
осуществляется по критериям их личных
способностей, знаний и умений; одинаковое
отношение ко всем государственным
служащим в целях их не дискриминации;
равная оплата труда за выполнение
равнозначной работы (оплата в зависимости
от результатов работы); поощрение государственных
служащих, достигающих эффективных результатов
в своей деятельности, коррекция деятельности
тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны
увольнение служащих, результаты деятельности
которых не удовлетворительны.
Обеспечение
и соблюдение этих принципов со стороны
государства, а также действительно эффективная
работа государственных служащих, будет
способствовать укреплению института
государственной службы, как в части качественного
состава административного аппарата,
так и в части поднятия престижа государственной
службы.
Сегодня Управлением
Агентства Республики Казахстан по делам
государственной службы по Акмолинской
области ведется целенаправленная политика
по поддержанию тех мер, которые озвучил
глава государства, а именно отбор на государственную
службу по принципу меритократии. Все
претенденты проходят обязательное тестирование
на знание законодательства РК, основных
принципов поведения на государственной
службе, владение государственным языком.
Далее претенденты, прошедшие тестирование
проходят собеседование с независимой
комиссией, в состав которой входят почетные
и уважаемые жители города, начальники
областных департаментов и управлений,
ветераны государственной службы, представители
неправительственных организаций, кадровая
служба и работники организации, в которую
желает поступить претендент.
Каковы качественные
и количественные характеристики современной
казахстанской государственной службы
нашей области?
По состоянию
на 1 июля 2009 года в Акмолинской области
насчитывается 6728 должностей государственной
службы, в том числе 292 политических и 6436
административных.
Анализ качественного
состава госслужащих области показывает,
что средний их возраст составляет 38,9
лет.
В числе госслужащих
представители 29 национальностей, 4109 женщин.
4624 работника
госорганов имеют высшее образование,
в т.ч. 441 человек - более одного.
Средний стаж
государственной службы всех госслужащих
составляет 8,8 лет, в занимаемой должности
- 2,6 года.
Одним из преимуществ
госслужбы является обеспечение равного
права граждан на доступ к ней. Для защиты
этого права, нашим управлением продолжается
практика посещения заседания конкурсной
комиссии, при проведении собеседования
с участниками конкурса. Мы добиваемся
того, чтобы государственная служба - стала
более открытой.
Так за 8 месяцев
текущего года в Акмолинской области было
объявлено 382 конкурса на занятие вакантной
государственной должности, где своим
законным правом воспользовались 1306 претендентов,
из которых госслужащими стали 300, 184 рекомендованы
конкурсными комиссиями для зачисления
в кадровый резерв. Конкурс на 1 место составил
3,4. Средний возраст участников конкурсов
составил 30 лет.
Но следует отметить,
что без должного контроля и создания
прозрачной системы подбора на государственную
службу, мы не сможем добиться этого. Здесь
важная роль будет отведена принципу меритократии.
В Департаменте
Казначейства, Управлении внутренней
политики, Управлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора,
Департаменте юстиции и других государственных
органах нашей области, сложилась хорошая
практика подбора кадров по принципу меритократии,
в результате чего в этих коллективах
низкая сменяемость кадров.
Руководители
данных госорганов, придерживаются политики
"каждому по заслугам", в возглавляемых
ими учреждениях, и мы можем видеть молодых
государственных служащих на руководящих
должностях. Все эти обстоятельства способствуют
созданию крепкого корпоративного духа
и реализации принципа меритократии.
Важно, что принцип
меритократии способствует и решению
такой задачи как искоренение коррупции,
когда при равных возможностях и справедливой
оценке претендентов, на государственную
службу проходят действительно умные,
грамотные, квалифицированные люди, чьи
деловые качества являются основным "козырем"
при поступлении на государственную службу.
Меритократия - это требование времени,
и этот принцип будет основным, при поступлении
на работу в государственные органы.