Принципы избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:15, контрольная работа

Описание

Избирательное право - один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано, прежде всего, с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России.

Содержание

Введение 3.
1. Понятие и принципы избирательного права 4.
2. Понятие и виды избирательных систем 8.
3. Стадии избирательного процесса. Референдум в РФ 13.
Заключение 18.
Список литературы 19.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа Принципы избирательного права, виды избирательных систем.docx

— 40.65 Кб (Скачать документ)

 

- Информационное  обеспечение выборов включает  в себя информирование избирателей,  предвыборную агитацию, и способствует  осознанному волеизъявлению граждан,  гласности выборов. Информирование  избирателей в Российской Федерации  осуществляют органы государственной  власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие  выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. При этом органы государственной  власти, органы местного самоуправления  не вправе информировать избирателей  о кандидатах, об избирательных  объединениях, избирательных блоках.

 

Информирование  избирателей о ходе подготовки и  проведения выборов, о сроках и порядке  совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации  о выборах и референдумах, о  кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, в том числе  через средства массовой информации, осуществляют избирательные комиссии. Следует обратить внимание на то, что  деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно. При этом, однако, законодательство предусматривает, что в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях  в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, должны даваться исключительно  отдельным информационным блоком, без  комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии, в том числе  по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. В день голосования до момента окончания  голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума  запрещается публикация (обнародование) данных о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования.

 

Сами кандидаты, политические партии, граждане Российской Федерации, общественные объединения  вправе в допускаемых законом  формах и законными методами проводить  предвыборную агитацию, о которой  подробно остановимся в следующем  разделе.

 

Финансовое  обеспечение выборов включает в  себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием  средств из избирательных фондов.

 

Законодательство  Российской Федерации впитало в  себя мировой опыт по финансированию выборов. Расходы, связанные с подготовкой  и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета  субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются  отдельной строкой в соответствующем  бюджете на очередной финансовый год.

 

Главными  распорядителями средств, предусмотренных  в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения  о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения  о назначении референдума.

 

Для проведения своей избирательной кампании кандидаты (политические партии, выдвигающие  списки кандидатов) обязаны создавать  собственные избирательные фонды  для финансирования своей избирательной  кампании в период после письменного  уведомления соответствующей избирательной  комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной  комиссией. Кандидаты, баллотирующиеся  только в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе создавать собственные (отдельные) избирательные фонды. Избирательные  фонды кандидатов, избирательных  объединений могут создаваться  за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим  его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан  и юридических лиц; средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей  избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. Средства избирательных фондов имеют  целевое назначение и могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

 

После официального опубликования (публикации) решения  о назначении выборов начинается предвыборная кампания, которая включает в себя выдвижение кандидатов (списков  кандидатов), их регистрацию, предвыборную агитацию.

 

Завершается избирательный процесс собственно самой процедурой голосования, подсчетом  голосов, подведением итогов голосования  и официальным объявлением результатов.

 

Одной из наиболее значимых форм непосредственной демократии является референдум. Конституция РФ определяет конституционно-правовой статус референдума как высшее и непосредственное выражение народовластия. Референдум в Российской Федерации представляет собой всенародное голосование  граждан РФ, обладающих правом на участие  в референдуме, по вопросам государственного значения. Проводится референдум на основе всеобщего равного прямого и  свободного волеизъявления граждан  РФ при тайном голосовании.

 

В системе  непосредственной демократии референдум занимает особое место, определяемое его  характеристиками как осуществляемого  в форме всенародного голосования  волеизъявления граждан, проживающих  на территории публично-правового образования, направленного на принятие окончательного властного решения. Правом на участие  в референдуме, а также правом участвовать в выдвижении инициативы его проведения, в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума обладает гражданин  РФ, достигший возраста 18 лет. Не имеет  права участвовать в референдуме  гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения  свободы по приговору суда.

 

Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным  конституционным законом «О референдуме  в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим  международным договором Российской Федерации.

 

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному  ведению Российской Федерации и  субъектов РФ. На референдум не могут  выноситься вопросы: изменения статуса  субъектов РФ; досрочного прекращения  или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы, проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования); принятия и исполнения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования.

 

Выносимый на референдум вопрос не должен противоречить  Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

 

Референдум  не назначается и не проводится в  условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой  предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а  также в течение трех месяцев  после отмены военного или чрезвычайного  положения.

 

Инициатива  проведения референдума в Российской Федерации принадлежит: не менее  чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право  на участие в референдуме, - при  условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами  территории Российской Федерации находится  место жительства не более 50 тыс.; Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном  ч. 3 ст. 135 Конституции РФ; федеральным  органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным  договором Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом «О референдуме в Российской Федерации».

 

Референдум  назначает Президент РФ. Не позднее  чем через 10 дней со дня поступления  документов, на основании которых  назначается референдум, Президент  РФ направляет их в Конституционный  Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу/вопросам референдума. Конституционный Суд  РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение  Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному  опубликованию.

 

В случае если Конституционный Суд РФ признал  инициативу проведения референдума  по предложенному вопросу референдума  соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения  Конституционного Суда РФ назначает  референдум. Если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции  РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения  Конституционного Суда РФ. При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

 

 

 

 

Заключение

 

Избирательное право - один из важнейших  институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов  в жизни общества.

 

Немаловажной проблемой является постоянные нарушения в избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов и другие.

 

Знание своих прав, способность  их реализовать, при необходимости  защищать и отстаивать являются составляющей принципов равного и прямого  голосования. Необходимо осознавать степень  значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного  легитимного средства, обеспечивающего  воспроизводство электоральных  основ государственной и муниципальной  власти.

 

Одними из основных задач правовой политики сегодня являются дальнейшая демократизация действующей избирательной  системы России и определение  путей ее совершенствования в  целях обеспечения наиболее полной реализации и защиты избирательных  прав граждан и, в конечном итоге, власти всего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

 

 

1.  Российская Федерация. Конституция  Российской Федерации: Официальный  текст. М.: 1999.

 

2.  Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 24.

 

3.  Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах  Президента Российской Федерации» // Рос. газ. - 2003. - 16 янв.

 

4.  Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации». // СЗ РФ. - 2002. - №51.

 

5.  Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении  конституционных прав граждан  Российской Федерации избирать  и быть избранными в органы  местного самоуправления» // СЗ  РФ. - 1996. - № 49.

 

6.  Авакьян С.А. Конституционное  право России. - М.: Юристъ, 2007.

 

7.  Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007.

 

8.  Воробьев Н.И., Никулин В.В.  Избирательное право и избирательный  процесс в Российской Федерации:  учеб. пособие. – Тамбов: изд-во  ТГТУ, 2005.

 

9.  Головин А.Г. Избирательное  право России . – М.: НОРМА, 2007.

 

10.  Головистикова А.Н., Грудцына  Л.Ю. Конституционное право России  в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008.

 

11.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е.  Конституционное право России. –  М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

 

12.  Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д.  Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК  Велби, изд-во Проспект, 2008.

Информация о работе Принципы избирательного права