Признание гражданина безвести пропавшим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия.

Содержание

Введение 3
1.Признание гражданина безвестно отсутствующим 6
1.1 Понятие признания гражданина безвестно отсутсвующим
1.2Основания признания гражданина безвестно отсутсвующим
2.Порядок и последствия признания гражданина безвестно отсутсвующим 20
2.1Порядок признания гражданина безвестно отсутствующими 20
2.2 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 30
Заключение. 33
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

курсач по гр пр.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                                   

Содержание

Введение                                                                                                                       3

1.Признание гражданина  безвестно отсутствующим                                              6

1.1 Понятие признания гражданина безвестно отсутсвующим                                                                                        

1.2Основания признания  гражданина безвестно отсутсвующим                                                                            

2.Порядок и последствия  признания гражданина безвестно  отсутсвующим      20

2.1Порядок признания  гражданина безвестно отсутствующими                         20

2.2 Последствия признания  гражданина безвестно отсутствующим                   30

Заключение.                                                                                                                33

Список используемой литературы                                                                           34

Приложение                                                                                                                36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Регулирование гражданских  отношений предполагает участие  гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности. Роль и значение института безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. После распада Союза ССР и возникновения целого ряда конфликтов на межнациональной и этнической почве как на территории России, так и в ставших независимыми государствах, входивших ранее в состав Союза, вновь участились случаи, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится обращаться к институту безвестного отсутствия.

Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и судебной практике.

Вопрос о правовой природе указанной категории дел остается дискуссионным.

Одни авторы полагают, что нормы института безвестного  отсутствия регулируют последствия, возникающие  в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих  в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими или умершими.

Это мнение вызывает возражения, поскольку в задачу норм данного  института входит не регулирование  последствий длительной неизвестносги  местопребывания лиц, а устранение неопределенности в отношении этих лиц. Только в силу установленного судебным решением безвестного отсутствия могут наступить определенные правовые последствия для безвестно отсутствующего и других заинтересованных лиц и организации.

Другие же авторы считают, что безвестное отсутствие - это такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить неизвестность его местопребывания и нет оснований для предположения о нахождении его в живых. С приведенным высказыванием тоже нельзя согласиться, так как для признания лица безвестно отсутствующим достаточно доказать, что установить местонахождение лица всеми законными средствами не представилось возможным. Что же касается объявления гражданина умершим, то доказывать наличие обстоятельств, дающих основание полагать, что отсутствующее лицо не существует, означало бы выход суда за пределы предмета заявления. Заявитель просит объявить умершим конкретное лицо, а не решить вопрос о том, что оно не существует.

Имеется мнение, что безвестное отсутствие и объявление лица умершим есть юридическое состояние. Полагаем, что этот институт не может определять правовое состояние, поскольку длящиеся состояния не порождают правоотношений. Точно так же длительная неизвестность местопребывания лица не может порождать правоотношения. Напротив, неизвестность местопребывания гражданина служит препятствием для осуществления прав другими лицами и организациями, которые состояли с ним в правоотношениях (брачно-семейных, трудовых и др.). Высказано суждение о том, что признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими служит изменению, прекращению правового статуса граждан. Данная точка зрения, как мы полагаем, точнее отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус-это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку практика и Закон не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с безвестно отсутствующим в различных правоотношениях.

Наиболее истинным, надо полагать, является суждение, согласно которому признание граждан безвестно  отсутствующими и объявление их умершими - это не что иное как установление определенных обстоятельств, позволяющих  сделать вывод о том, что местонахождение гражданина неизвестно, или о том, что безвестно отсутствующий гражданин умер.

Представляется, что такое  определение сущности института  признания гражданина безвестно  отсутствующим или объявления умершим  является наиболее полным, правильно  раскрывающим его правовое содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

 1.1Понятие признания гражданина безвестно отсутствующим.

В случае длительного  отсутствия гражданина - участника  гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать ущемление прав других участников правоотношений.

Так, кредиторы не имеют  возможности получить с данного  гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица; может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра.

Устранение этой неопределенности обеспечивается институтом безвестного  отсутствия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Гражданского кодекса РФ  гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Как видно из изложенного  выше Гражданский кодекс не дает четкого  определения понятия безвестного отсутствия, а только содержит основания, по которым гражданин может быть признан безвестно отсутствующим.

Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и судебной практике.

Вопрос о правовой природе указанной категории  дел остается и в настоящее время достаточно дискуссионным. Одни авторы - Попова Ю. А. Тархов В.А.  полагают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими.

У других авторов - Толстого Ю.К., Сергеева А.П.  это мнение вызывает возражения, поскольку в задачу норм данного института входит не регулирование последствий длительной неизвестности местопребывания лиц, а устранение неопределенности в отношении этих лиц. Только в силу установленного судебным решением безвестного отсутствия могут наступить определенные правовые последствия для безвестно отсутствующего и других заинтересованных лиц и организаций.

Третьи же авторы - Матвеев  Ю.Г., Довгерт А.С., Кисиль В.И.  считают, что безвестное отсутствие - это  такое отсутствие гражданина, при  котором невозможно устранить неизвестность  его местопребывания и нет оснований для предположения о нахождении его в живых. Но, с приведенным высказыванием тоже нельзя согласиться, так как для признания лица безвестно отсутствующим достаточно доказать, что установить местонахождение лица всеми законными средствами не представилось возможным.

Имеется мнение, что безвестное отсутствие есть юридическое состояние  однако, этот институт не может определять правовое состояние, поскольку длящиеся состояния не порождают правоотношений. Точно так же длительная неизвестность  местопребывания лица не может порождать правоотношения. Напротив, неизвестность местопребывания гражданина служит препятствием для осуществления прав другими лицами и организациями, которые состояли с ним в правоотношениях (брачно-семейных, трудовых и др.). Высказано суждение о том, что признание граждан безвестно отсутствующими служит изменением, прекращением правового статуса граждан. Данная точка зрения,  точнее отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус - это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим, то его правовой статус относителен, поскольку практика и закон не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина безвестно отсутствующим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с безвестно отсутствующим в различных правоотношениях.

Наиболее истинным, и  отражающим сущность понятия признания  гражданина безвестно отсутствующим,  является суждение, согласно которому признание граждан безвестно  отсутствующими - это не что иное, как установление определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что место нахождение гражданина неизвестно и которые порождают за собой определенные правовые последствия для заинтересованных в этом лиц.

Представляется, что такое  определение сущности института  признания гражданина безвестно отсутствующим является наиболее полным, правильно раскрывающим его правовое содержание.

Понятие признания гражданина безвестно отсутствующим изложенное в нормах гражданского законодательства совпадает с основаниями признания  гражданина безвестно отсутствующим.

В юридической литературе высказаны различные мнения об основаниях признания гражданина безвестно  отсутствующим. Если все согласны с  тем, что в основе объявления умершим  лежит презумпция (предположение) смерти гражданина, то в вопросе о безвестном отсутствии мнения разделились. Ряд ученых полагает, что как при безвестном отсутствии, так и при объявлении умершим в основе лежит одна и та же презумпция смерти гражданина, поскольку решение суда будет истинным тогда, когда гражданина нет в живых. Другие авторы, напротив, полагают, что в безвестном отсутствии заложена презумпция жизни, ибо нет еще достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых. Наиболее рациональной и обоснованной следует признать позицию, которая  основана на том, что никакого предположения в основе решения суда о безвестном отсутствии нет. Суд только констатирует факт отсутствия лица и не исходит из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина.

Последствия признания  лица безвестно отсутствующим отнюдь не таковы, чтобы предполагать что-либо, скорее речь идет об устранении недостатка в достоверной информации о причинах отсутствия субъекта правоотношений.

Согласно статье 42 Гражданского кодекса РФ суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.

 

1.2Основания признания  гражданина безвестно отсутствующим

Признание безвестно  отсутствующим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава, включающего:

а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного  жительства;

б) отсутствие сведений о  месте его нахождения и невозможность  их получения всеми доступными средствами;

в) истечение установленных  законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица.

Рассмотрим каждое приведенное  выше основание в отдельности.

Длительное отсутствие лица в месте его постоянного  жительства.

Для осуществления и  защиты прав лица и устойчивости гражданских  правоотношений необходима четкая индивидуализация каждого субъекта гражданского права. Среди средств такой индивидуализации существенными являются имя гражданина (ст. 19 ГК РФ) и его место жительства.

Информация о работе Признание гражданина безвести пропавшим