Работы и услуги как субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ работ и услуг как объектов гражданского права.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи работы:
- выявить понятие объекта гражданских правоотношений;
- рассмотреть виды объектов гражданских правоотношений;
- дать характеристику работ и услуг как объектов гражданского права;
- выявить особенности работ и услуг как объектов гражданского права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность и определение объектов гражданских правоотношений…………………………………………………………………..5
1.1. Понятие объекта гражданских правоотношений………………….5
1.2. Виды объектов гражданских правоотношений…………………..10
2. Особенности правового регулирования работ и услуг в гражданском праве………………………………………………………………15
2.1. Характеристика работ и услуг как объектов гражданского права………………………………………………………………………………15
2.2. Особенности работ и услуг как объектов гражданского права…24
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

работы и услуги как субъекты гражданского права.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Результатом образовательных услуг является получение образования, т.е. достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, которое удостоверяется соответствующим документом. При этом сам документ не может рассматриваться в качестве результата услуги. Поэтому следует согласиться с Г.В. Жуковой о недопустимости указания в договоре об оказании образовательных услуг получения государственного диплома о высшем образовании в качестве «конечного результата и завершающего этапа процесса оказания услуг».[23]

Результатом информационных услуг является предоставление определенного рода информации. Информация может либо передаваться устно, либо фиксироваться на материальных носителях (бумажных или электронных). Как уже отмечалось выше, неразрывная связь информации с ее материальным носителем не дает оснований для вывода о том, что результат такого рода информационных услуг носит овеществленный характер. В законе или в договоре могут устанавливаться особые требования к форме передаваемой информации. В частности, результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение.

Таким образом, анализ основных типов услуг показал, что их результатом можно признать выраженное в том или ином виде сохраненное или измененное состояние невещественного блага, достигнутое в процессе оказания соответствующей услуги. При этом результат услуг, как правило, нематериален (невещественен) по своей природе.

Признание невещественности результата услуг не противоречит ранее сделанному выводу о том, что наличие или отсутствие овеществленного результата не может признаваться приемлемым критерием разграничения работ и услуг. Данный признак вторичен по отношению к предлагаемому в данной работе критерию - невещественности объекта воздействия при оказании услуг, так как вытекает из последнего.

При характеристике услуг в качестве одного из их признаков в литературе указывается на негарантированность их результата. Так, М.В. Кротов отмечает, что «услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного результата».[24] В действующем законодательстве предусмотрена ситуация, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (п. 3 ст. 781 ГК РФ). При этом риск неисполнения обязательства возлагается на заказчика, который по общему правилу обязан возместить исполнителю фактически понесенные расходы. Однако вероятность возникновения подобной ситуации относительно невелика, поскольку в роли исполнителя по рассматриваемому договору выступают обычно лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а они, как известно, освобождаются от ответственности только при невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). [25]

М.И. Брагинский допускает существование особой модели, при которой исполнитель принимает на себя обязанность совершить определенное действие с тем, что если действие приведет к тому, что весьма удачно называют «эффектом услуги», то исполнителю будет выплачена иная, более высокая сумма. В качестве примера он приводит договоры на оказание медицинских или ветеринарных услуг, которые могут иметь своим предметом либо «лечение», либо «излечение», а также на оказание правовых услуг.[26]

Действительно, при оказании медицинских услуг довольно сложно гарантировать достижение положительного результата, так как организм человека еще недостаточно изучен современной медицинской наукой. Но в медицине существуют определенные стандарты, соблюдение которых в большинстве случаев дает положительный эффект.

Принципиально иная ситуация складывается при оказании правовых услуг. В качестве их результата в договоре нередко указывается вынесение решения судебными органами в пользу услугополучателя или взыскание долга в его пользу по исполнительному листу. Аналогичным образом определяется результат и иных профессиональных (или деловых) услуг, например при оказании консалтинговых услуг - заключение инвестиционных соглашений и привлечение инвестиций, при оказании маркетинговых услуг - увеличение объема продаж и т.д. Обычно от его достижения зависит и выплата дополнительного вознаграждения, так называемой премии успеха.[27]

Способ определения цены договора не противоречит требованиям п. 1 ст. 424 ГК РФ: «Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон». Выплата части вознаграждения («премии успеха») может быть поставлена под условие (п. 1 ст. 157 ГК РФ). В качестве отлагательного условия допустимо указывать, в частности, и вынесение решения судом или иным государственным органом в пользу услугополучателя, так как относительно его неизвестно, наступит оно или не наступит.

Отказ в удовлетворении требования о выплате так называемой премии успеха не лишает услугодателя права на вознаграждение, размер которого должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактически совершенных исполнителем действий", можно сделать вывод, что арбитражные суды не включают премию успеха в состав оплаты за фактически совершенные действия, тем самым ставя под сомнение эквивалентность вознаграждения по договору об оказании правовых услуг. Но в гражданском законодательстве отсутствует требование об эквивалентности платы или иного встречного предоставления по возмездному договору. Эквивалентность встречного предоставления при обычных условиях гражданского оборота презюмируется.[28]

Следует особо отметить, что в отношении отдельных видов услуг в соответствующих правовых актах могут устанавливаться и специальные правила о способе определения размера вознаграждения в договоре. Так, в ст. 16 Закона «Об оценочной деятельности» устанавливается, что размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

В действующем законодательстве не предусматривается возможность требования исполнения в натуре даже возмездного обязательства об оказании услуг. Исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения, полностью возместив заказчику убытки (п. 2 ст. 782 ГК РФ). Закрепление в нормах о возмездном оказании услуг права услугодателя на односторонний отказ от исполнения обязательства имеет принципиальное значение.[29]

Таким образом, целесообразно закрепить общий правовой режим услуг в гл. 6 «Общие положения» подраздел 3 «Объекты гражданских прав» разд. I ч. 1 ГК РФ в отдельной статье, которая может быть сформулирована следующим образом:

1. Услугами признаются действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя.

2. Под результатом услуг понимается достигнутое в процессе оказания услуг такое сохранение или изменение невещественного блага, которое предусмотрено законом, иным правовым актом, договором, обычаем делового оборота или вытекает из существа оказываемых услуг.

Достижение результата гарантируется услугодателем, если иное не установлено законом, договором, обычаем делового оборота или не вытекает из существа оказываемых услуг.

3. Правила настоящей статьи не применяются к отношениям по оказанию религиозных и оккультных услуг, а также товарищеских услуг, когда услуги оказываются одним гражданином в пользу другого гражданина не в связи с осуществлением хотя бы одним из них предпринимательской деятельности.[30]

Не получили правовой регламентации ни на уровне ГК РФ, ни на уровне федеральных законов услуги, при оказании которых воздействие оказывается на информацию. При рассмотрении понятия «услуги» обосновано широкое понимание информационных услуг как действий не только по передаче информации, но по ее сбору, анализу, обработке и т.д. При таком подходе понятие информационных услуг охватывает довольно обширный круг услуг, в который включаются консультационные, маркетинговые, аудиторские, оценочные и др. услуги. Для них представляется возможным разработка неких общих положений, распространяющихся на все виды услуг данного типа. В частности, для всех информационных услуг одним из основных требований к качеству необходимо признать достоверность информации. В рамках этого типа могут быть урегулированы и наиболее значимые разновидности информационных услуг, к которым можно отнести прежде всего маркетинговые и аудиторские услуги.[31]

На основании изложенного можно выделить три группы услуг, для которых требуется создание специальных правовых режимов. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ самостоятельные типы договоров об оказании следующих видов услуг:

- информационных;

- медицинских;

- образовательных.

Представляется, что в рамках предложенных договорных типов возможно урегулировать большинство разновидностей услуг, которые на сегодняшний день нуждаются в правовой регламентации. Разработка специальных правовых режимов не входит в задачи настоящей работы и требует самостоятельных исследований.

 

 

 

 

Заключение

 

К числу материальных благ как объектов гражданских правоотношений относятся вещи, а также результаты работ или услуг, имеющие материальную, вещественную форму. В этом смысле материальным благом может являться не только вещь, но и деятельность по созданию или улучшению вещей, и даже деятельность по

В качестве отличительного признака работы от услуги предлагается рассматривать предмет, по поводу которого совершаются действия подрядчика, - вещь, независимо от наличия отделимого и (или) овеществленного результата. Соответственно, к работам относятся действия по созданию вещи, переработке, обработке, ремонту, техническому обслуживанию вещи и т.д.

В отличие от работ, услуги имеют своим предметом невещественные блага. В правоотношениях по оказанию услуг невещественные блага выступают в качестве объекта, на который оказывается воздействие в процессе деятельности исполнителя при оказании услуг (далее - объект воздействия).

Исследование основных типов работ и услуг, преимущественно не урегулированных на уровне ГК РФ подтверждает мысль о том, что сущность работы или услуги заключается в изменении состояния человека или предмета. Следует особо подчеркнуть, что при проведении данного исследования не ставилась задача выработать определения анализируемых услуг. Целью его было выявление такой сущностной характеристики услуг, которая была бы присуща всем видам услуг. Именно такая сущностная характеристика может быть положена в основу определения услуг как блага, признанного самостоятельным объектом гражданских прав.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.                  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)  // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

2.                  Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ» (Часть первая) (в ред. от 02.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301

3.                  Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. -М., 2010. - С. 110.

4.                  Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. СПб., - 2010. - 193 С.

5.                  Гражданское право: Учебник. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева.- М., 2009.- 367 С.

6.                  Измайлова Е.В. Договор на выполнение маркетинговых исследований: -  М.: Логос, 2010. - 717 С.

7.                  Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. – М.: Инфра, 2011.- 231 С.

8.                  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М., 2011. -388 С..

9.                  Насонова Е.Н. Информация как объект гражданского права – М: Логос, 2011. – 175 С.

10.             Снытников А.А. Информация как объект гражданских правовых отношений. – М: Право, 2011. – 175 С.

11.             Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. – Екатеринбург: Прима, 2010. - 16 С.

12.             Городов О.А. Информация как объект гражданских прав // Правоведение.- 2009. - № 5. - С. 74.

13.             Ефремов А.А. Информация как объект гражданских прав // www.netlaw.spb.ru/articles/paper16.htm.

14.             Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Гос-во и право.-  2009. - № 5. - С. 69.

15.             Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. -  2011. - № 2. - С. 16 - 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

 



[1] Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. -М., 2010. - С. 110.

[2] Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. – Екатеринбург: Прима, 2010. - 16 С.

[3] Гражданское право: Учебник. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева.- М., 2009.- 367 С.

[4] Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. -  2011. - № 2. - С. 16 - 17.

[5] Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. – М.: Инфра, 2011.- 231 С.

[6] Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. -М., 2010. - С. 110.

[7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М., 2011. -388 С.

[8] Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. – Екатеринбург: Прима, 2010. - 16 С.

[9] Снытников А.А. Информация как объект гражданских правовых отношений. – М: Право, 2011. – 175 С.

[10] Гражданское право: Учебник. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева.- М., 2009.- 367 С.

[11] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М., 2011. -388 С.

[12] Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. – Екатеринбург: Прима, 2010. - 16 С.

[13] Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. – М.: Инфра, 2011.- 231 С.

[14] Насонова Е.Н. Информация как объект гражданского права – М: Логос, 2011. – 175 С.

[15] Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. – Екатеринбург: Прима, 2010. - 16 С.

[16] Гражданское право: Учебник. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева.- М., 2009.- 367 С.

[17] Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. -М., 2010. - С. 110.

[18] Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ» (Часть первая) (в ред. от 02.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301

[19] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М., 2011. -388 С.

[20] Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. СПб., - 2010. - 193 С.

[21] Гражданское право: Учебник. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева.- М., 2009.- 367 С.

[22] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М., 2011. -388 С.

[23] Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. -  2011. - № 2. - С. 16 - 17.

[24] Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. -М., 2010. - С. 110.

[25] Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ» (Часть первая) (в ред. от 02.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301

[26] Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. -М., 2010. - С. 110.

[27] Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. -  2011. - № 2. - С. 16 - 17.

[28] Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ» (Часть первая) (в ред. от 02.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301

[29] Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. – М.: Инфра, 2011.- 231 С.

[30] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М., 2011. -388 С.

[31] Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. -М., 2010. - С. 110.


Информация о работе Работы и услуги как субъекты гражданского права