Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 05:50, контрольная работа
Проверка конституционности законов и иных нормативных актов занимает особенное место в деятельности органов конституционного контроля всех стран, в том числе и в работе Конституционного Суда РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации1 и пп. а—в ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации2» (далее ФКЗ «О Конституционном суде РФ») разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное правосудие»
на тему:
«Рассмотрение
дел о конституционности
1. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Проверка конституционности законов и иных нормативных актов занимает особенное место в деятельности органов конституционного контроля всех стран, в том числе и в работе Конституционного Суда РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации1 и пп. а—в ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации2» (далее ФКЗ «О Конституционном суде РФ») разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
• федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
• конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
• договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.Субъекты обращения
В соответствии со ст. 84 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, одинаков. Таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Иные органы и должностные лица обращаться в Конституционный Суд не вправе. Это следует, в частности, из Определения от 20 октября 2005 года N 346-О3 об отказе в принятии к рассмотрению обращения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области.
3. Допустимость запроса
В ст. 85 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» по вопросу о допустимости соответствующего запроса упоминаются высшие государственные органы субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ вправе самостоятельно определить правомерность обращения того или иного государственного органа в качестве органа законодательной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Запросы субъектов обращения в Конституционный Суд РФ должны быть оформлены распоряжением Президента РФ и постановлениями коллегиальных органов. Запросы 1 /5 членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы подписываются всеми парламентариями из их числа с указанием фамилии, имени, отчества, принадлежности к партийной фракции. Подписи парламентариев заверяются в установленном Советом Федерации и Государственной Думой порядке.
Например, в одном случае Верховный Суд РФ признал незаконным постановление Правительства РФ. Правительство, полагая, что его постановление тем не менее подлежит применению, обратилось в Конституционный Суд с запросом о его конституционности. Конституционный Суд Определением от 10 декабря 2002 года N 284-О4 постановил, что Постановление Правительства подлежит применению. Тем самым Конституционный Суд фактически отменил решение ВС РФ о незаконности постановления Правительства.
4. Предмет, критерии и пределы проверки
Суд РФ не правомочен проверять нормативные правовые акты таких федеральных органов исполнительной власти, как министерства, агентства и службы.
Конституционный Суд РФ проверяет конституционность конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации (парламентов, глав субъектов Федерации, правительств), изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Судебно-конституционный контроль нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними является последующим, т. е. все указанные нормативные акты и договоры должны вступить в силу и только после этого они могут быть объектом абстрактного нормоконтроля в Конституционном Суде РФ.
Ст. 86 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» предусматривает, что Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:
• по содержанию норм;
• по форме нормативного акта или договора;
• по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
•с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
• с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
ФКЗ «О Конституционном суде РФ» в ст. 85 устанавливает два специальных требования к запросам в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти в целом либо отдельных их положений.
1. Запрос допустим, если заявитель считает нормативный акт или договор либо отдельные их положения не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ.
2. Запрос о
проверке конституционности
Конституционность нормативного акта или договора должна быть проверена Конституционным Судом РФ прежде всего с позиций принципа разделения властей, с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между различными органами государственной власти, а уже затем — по содержанию норм (материальный контроль) и по форме нормативного акта или договора, по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие (формальный контроль).
Конституционный Суд РФ не связан доводами, изложенными в запросе заявителя. Несоответствие нормативного акта или договора хотя бы одному из ФКЗ «О Конституционном суде РФ» критериев налагает на Конституционный Суд РФ обязанность признать нормативный акт или договор неконституционным.
5. Итоговое решение и его юридические последствия
Итоговое решение по данной категории дел именуется постановлением
и выносится именем Российской Федерации (независимо от того, принято оно Пленумом Конституционного Суда РФ или его палатой). Оно излагается в письменной форме в виде отдельного документа и должно обязательно содержать доводы в пользу принятого Конституционным Судом РФ решения, т. е. должно иметь конституционно-правовое обоснование вынесенного решения, а при необходимости — доводы, опровергающие утверждение сторон.
Согласно ст. 87 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений:
1) о признании
нормативного акта или
2) о признании
нормативного акта или
Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции РФ подтверждает их действие, обязательность и исключает их повторную проверку на конституционность. Если конституционность нормативного акта подтверждена Конституционным Судом РФ вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять его как не соответствующий Конституции РФ, такое официально принятое решение утрачивает силу в результате самого факта принятия Конституционным Судом РФ соответствующего постановления, т. е. в силу его непосредственного действия.
Нормативный акт или договор либо отдельные их положения, признанные не соответствующими Конституции РФ, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ и ч. 3 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» утрачивают силу.
Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, нормативного акта Правительства Российской Федерации, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
В случае, если
в течение шести месяцев после
опубликования решения
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008г.)//Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 1.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011)// Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. N 13. ст. 1447.
Судебные акты
1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г.N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".2003.N 2, N 3.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 346-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области о проверке конституционности частей первой, третьей и четвертой статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации"//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".2005.N 3.
Специальная литература
1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010.
2. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". М.,1996.
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008г.)//Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 1.; 2009года. №4, ст.445.
2 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011)// Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. N 13. ст. 1447.
3 Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 346-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области о проверке конституционности частей первой, третьей и четвертой статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации"//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".2005.N 3.
4 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г.N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".2003.N 2, N 3.