Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:23, реферат
Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н.э. когда Луций Анний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената, либо 231 (или 227) годом до н.э. когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за её бесплодия.
Расторжение брака в римском праве.
Во времена республики
для развода требовались
К началу
нашей эры разводы стали встречаться всё
чаще. Женщины также разводились, однако
в большинстве случаев инициатива исходила
от мужчин. Что примечательно, разводы
встречались в высшем сословии чаще, чем
в низших сословиях. Разводы не были исключением
и во времена империи, несмотря на законы
императора Августа. Древнейшее требование
о разводе встречается в Законах XII таблиц:
"приказал своей жене взять принадлежащие
ей вещи и, отняв ключ, изгнал".
Уже во II
веке развод превратился в средство избавления
от надоевшей жены. Валерий Максим (римский писатель I века) пишет о следующих причинах
для "быстрого" развода: жена вышла
на улицу с непокрытой головой (второй
развод в Риме, Сульпиций Галл); жена пошла
в цирк, не спросив разрешения мужа (третий
развод в Риме, Публий Семпроний Соф); жена
остановилась поговорить с отпущенницей,
о которой шла дурная слава.
…некий римлянин, разводясь с женой и
слыша порицания друзей, которые твердили
ему: "Разве она не целомудренна? Или
не хороша собою? Или бесплодна?" - выставил
вперед ногу, обутую в башмак, и сказал:
"Разве он нехорош? Или стоптан? Но кто
из вас знает, где он жмёт мне ногу?"
В самом деле, по большей части не значительные
или получившие огласку проступки жены
лишают её мужа, но мелкие, частные столкновения,
проистекающие из неуступчивости или
просто от несходства нравов, даже если
они скрыты от посторонних глаз, вызывают
непоправимое отчуждение, которое делает
совместную жизнь невозможной.
Развод
означает, что прекращающие брак расходятся
в стороны. Римский царь Ромул определил
мужу основания для развода: измена жены, колдовство над детьми, укрывательство
ключей от кладовки с вином. Позднее окончательно
сформировались требования, необходимые
для развода:
1.Смерть одного из супругов.
2. Утрата свободы одним из супругов. Захват в плен мужа не расторгал брака. Но если неизвестно, жив или нет муж в плену, жене предоставлялось право расторгнуть брак по истечении 5 лет и заново выйти замуж. После возвращения супруга из плена брак возобновлялся.
3. Утрата гражданства одним из супругов.
4. Наступал развод, если муж вольноотпущенницы становился сенатором (отменено Юстинианом).
5. Бесплодие супруги,
6. Основанием развода могла быть воля одного из супругов (обычно мужа, напр. пьянство супруги после неудачной беременности).
Муж должен был предоставить причины развода семейному суду, хотя решение суда не могло повлиять на развод, но он мог вынести решение относительно имущества супругов.
При заявлении о прекращении
брака употреблялись такие
Муж, узнавший об измене жены, обязан был с ней развестись. В противном случае его обвиняли и наказывали за сводничество. Муж мог убить захваченных при прелюбодеянии любовников жены если эти лица, лишенные чести, (торговцы своим телом, рабы или вольноотпущенники).
За измену жену мог убить только отец, но не муж. Отцу, как приемному, так и родному, дозволяется убить своей рукой дочь любого сословия, застигнутую при прелюбодеянии, как в его доме, так и в доме его зятя.
Император Веспасиан (69-79 гг. н.э.) предложил сенату указ, по которому женщина, вступившая в связь с рабом, сама становилась рабыней. «Если свободнорожденная женщина – римская или латинская гражданка – соединится с чужим рабом и если против воли и объявления о том господина будет продолжать это сожительство, она становится рабыней». В новеллах Юстиниана определялось, что изменившую супругу пожизненно направляли в монастырь (в течение двух лет муж мог ее вернуть).
Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.
Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.
Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.
Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.
В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.
Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.
При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.
Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.
В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.
После развода, в случае беременности бывшей супруги, она обязана была сообщить в течение 30 дней об этом экс-мужу, его родителю, под властью которого он находится, или просто заявить об этом в доме супруга. Если супруг не посылал наблюдателей родов (определявших конкретное число рождения ребенка и соответственно высчитывавших, зачат ли был ребенок в браке или нет) и не заявлял, что женщина зачала не от него (при заявлении женщины), отцом ребенка считался бывший муж.
Некоторые
тонкости разводов в Древнем Риме:
Умалишённая не могла дать развод своему
мужу ни сама, ни через попечителя, но её
отец мог направить к её мужу "посланца".
Получить же развод она могла, так как
"считалась находящейся на положении
той, с которой разводятся без её ведома".
Вольноотпущенница, вышедшая замуж за
хозяина, также не имела права на развод,
если муж хотел, чтобы она оставалась его
женой.
За разводом должно было стоять серьёзное
намерение разойтись, поэтому "если
жена, сгоряча пославшая разводную, вскоре
вернулась, то считается, что развода и
не было".
Чтобы развод был признан действительным,
нужно присутствие семи взрослых римских
граждан, среди которых не должно быть
отпущенников инициатора развода (включая
вольноотпущенников его отца, деда и т.д.).