Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа
Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Изучить теоретические основы исторических этапов развития политических прав и свобод человека и гражданина вывести их определение.
Дать оценку состоянию вопроса реализации политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения. Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации. Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Изучить теоретические основы исторических этапов развития политических прав и свобод человека и гражданина вывести их определение.
Дать оценку состоянию вопроса реализации политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения. Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.
В-четвертых,
обязательным элементом рациональной
системы надлежащей реализации основных
прав и свобод является обязанность
государства гарантировать человеку и
гражданину осуществление их естественных
и приобретенных возможностей. В соответствии
с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная
защита прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации гарантируется».
2.2
Субъекты реализации
основных прав, свобод
и обязанностей
Под субъектом реализации в данном случае понимается любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.
Естественно, что в первую очередь субъектами реализации основных прав, свобод и обязанностей являются их носители в личном качестве, то есть каждый человек и гражданин, который обладает этими правами и обязанностями. В конкретном правоотношении они могут иметь следующие конституционно-правовые модусы или состояния:
Первый правовой модус - "человек". Человек как правовое понятие используется в Конституции РФ для обозначения такого юридического статуса физического лица, каким должен обладать любой член человеческого общества. Перечень естественных прав человека, образующих правовой статус человека, содержится как в международно-правовых документах, так и закрепляется в действующей российской Конституции.
Второй правовой модус - "гражданин Российской Федерации". Этот правовой статус лица включает в себя 3 элемента:
Третий правовой модус - "иностранный гражданин". Он указывает на такое правовое положение лица, которое состоит из 4 элементов:
Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это такое правовое состояние, которое включает 3 элемента:
Пятый правовой модус - "лицо с двойным гражданством". Правовое положение этих лиц определяется в таких правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.
Шестой правовой модус - "лицо с правовым статусом "гражданин двух государств". Эти лица, имея документальное подтверждение наличия гражданства двух государств, в ситуации, когда между этими государствами нет договора о признании двойного гражданства, могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого они находятся в данное время.
Самостоятельную
группу субъектов-участников реализации
конституционных прав и свобод составляют
органы государства, которые в силу
своего социального назначения призваны
создавать условия для
Прямое действие конституционных норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов.
В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию 1. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».
Значительный
объем работы по юридической защите
конституционных прав и свобод выполняют
общественные объединения, такие, как
профессиональные союзы, политические
партии, адвокатские образования
и другие институты гражданского
общества. В их уставах и положениях
содержатся четкие указания на необходимость
выполнения этой обязанности.
2.3
Гарантии реализации
основных прав, свобод
и обязанностей
Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).
Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы в научной литературе наиболее полно. Обычно в числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические 1. При этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств" 2.
Однако
в последнее время в понимании
правовой природы гарантии обозначился
новый подход, который был воспринят
в законодательной практике. Суть
его в том, что под гарантиями
в широком смысле содержания этого
юридического феномена понимаются не
только условия и средства реализации
прав и свобод, но и отдельные субъективные
права участников правовой жизни. Именно
так поступает, например, законодатель,
когда объединяет юридические возможности
участников таких основных институтов
прямой демократии, как выборы и референдумы,
и в одном тематическом Федеральном законе
"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" с помощью
двухслойного правового регулирования
решает суперсложную задачу формирования
современной правовой базы и выборов,
и референдумов. Думается, что для этого
есть определенные основания, ведь в действительности
многие из гарантий по своей юридической
сущности представляют собой меру возможного
поведения, как, например, право избирателя
на поддержку выдвинутого кандидата. Но
в, то, же время, на наш взгляд, было бы неверно,
если бы мы поставили знак равенства между
всеми субъективными правами, с одной
стороны, и гарантиями, с другой стороны.
Хотя права и гарантии находятся в тесной
взаимосвязи между собой, они существенно
отличаются друг от друга. Субъективные
права представляют собой меру возможного
поведения, которая имеет целью установить
новые правила поведения, принципы или
стандарты деятельности, в то время как
гарантии не создают новой материальной
формы жизнедеятельности, а представляют
собой правовую форму, которая обеспечивает
реализацию требований и предписаний,
содержащихся в нормах, которые устанавливают
субъективные права участников правоотношения.
Обеспечительный характер гарантий как
раз и отличает, прежде всего, юридическую
конструкцию гарантий от субъективных
прав. Не случайно само французское слово
"garantie" означает "обеспечение,
осуществление чего-либо", "ручательство,
порука в чем-либо" 1. Соответственно
это находит свое отражение и в различии
видов правовых норм, в которых закрепляются
субъективные права и гарантии. Если субъективные
права закрепляются в нормах материального
права, то гарантии, как правило, представлены
в процессуальных правовых нормах.
2.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
Принимая
во внимание обширность и комплексность
системы конституционных
Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.
Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые из них.
Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.
Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.
Третья - деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
Четвертая - низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению" 1.
Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой парадигмы государственной власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".
Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).
Глава III ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ
3.1 Правовая защита основных прав, свобод и обязанностей
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
В юридическом словаре дается следующее определение названному термину: "Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах".
Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Государственная защита - это правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита - это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.
Информация о работе Реализация прав и свобод человека и гражданина