Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:18, курсовая работа
Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.
Введение.
1.Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
2.Функции государства в рыночной экономике .
2.1. Принципы и цели государственного регулирования.
2.2. Правовое регулирование.
2.3. Финансовое регулирование.
2.4. Государственное предпринимательство.
2.5. Социальное регулирование.
2.6. Стабилизационная функция государства.
2.7. Распределительная функция.
3. Границы вмешательства государства в рыночную экономику.
Список использованных источников.
Роль государства в рыночной экономике»
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание.
Введение.
1.Необходимость вмешательства
государства в рыночную
2.Функции государства в
2.1. Принципы и цели
2.2. Правовое регулирование.
2.3. Финансовое регулирование.
2.4. Государственное
2.5. Социальное регулирование.
2.6. Стабилизационная функция
2.7. Распределительная функция.
3. Границы вмешательства
государства в рыночную
Список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение экономической
роли государства - неотъемлемая часть
экономического образования. Вряд ли сегодня
кто - либо попытается доказывать, что
современное рыночное хозяйство
может развиваться без
Сегодня справедливо
подчеркивается необходимость
Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет всё общество, а не интересы отдельной, пусть даже весьма инициативной части представителей частного бизнеса. Но, к сожалению, в России гражданское общество отсутствует, и государственным чиновникам, предоставлена возможность контролировать самих себя. Если не учитывать этого обстоятельства и предлагать усилить роль государства в условиях современной России, то в отсутствие структур гражданского общества это неизбежно означает лишь дальнейшее экономическое и политическое укрепление позиций политико-финансовых групп и государственной бюрократии со всеми возможными негативными последствиями. Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике. Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.
1. Причины вмешательства
государства в рыночную
Рыночная система
Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической
системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т.п.Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с елью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии. Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем,
порождаемых ограниченностью
Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом - в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п. Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями. Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах. Для развитых стран наиболее типична акционерная (корпоративная) форма собственности. Она преобладает в крупных производствах с большими массами применяемых средств производства и капитала. В сфере же малого и среднего бизнеса доминирует частная, или индивидуальная, форма собственности. Кроме названных двух основных форм в большинстве рыночных стран успешно функционирует кооперативная (коллективная) форма собственности. Как правило,это производственные кооперативы или небольшие предприятия, выкупленные коллективом в свою собственность. Очень важную роль во многих отраслях играет и государственная форма собственности. Госсектор обычно охватывает малодоходные отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта и т.п.). И социальную инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение). Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником независимого от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики).
2. Функции государства в рыночной экономике
Фиаско рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
1)монополия;
2)несовершенная информация;
3)внешние эффекты;
4)общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.
Государственный аппарат
стремился решить две взаимосвязанные
задачи: обеспечить нормальную работу
рынка и решить (или хотя бы смягчить)
острые социально-экономические
Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государстваопределённые ограничения. Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.),
особенно те из них, которые
органично встроены в рыночную экономику.
Поэтому государственное