Роль и значение власти в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:19, реферат

Описание

Взаимосвязь и взаимозависимость вышеприведённых терминов друг от друга ставят перед исследователями важнейшую задачу – выяснить, какое из этих понятий является первичным, а какие из них проистекают от первоначальной основы я являются его производными. По мнению многих, именно власть является тем началом, на котором базируются политические отношения как в масштабах одного государства или его структурных элементов, так и на общемировом уровне. Именно борьба за власть, её удержание и расширение влияния считается главным двигателем прогрессивного развития человеческого общества.

Содержание

Введение 3

1. Происхождение и сущность власти .

1.1. Субъект, объект и ресурсы власти .

2. Особенности и механизмы функционирования власти .

2.1. Принципы суверенитета и легитимности власти .

2.2. Принцип разделения властей .

2.3. Политическая власть и политическое господство .

Заключение 10

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

власть.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

С развитием общества и его институтов, и прежде всего избирательной системы и участия граждан в выборе тех, кто будет ими управлять, право на единоличное правление постепенно заменялось все более разветвленной бюрократической системой. По мнению Вебера, сдержать рост бюрократизации мог только харизматический лидер. Харизматическая легитимность основана на вере в личные, исключительные качества политического лидера, в его способность должным образом осуществлять власть. Этот тип легитимности можно также назвать абсолютным, так как он базируется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. М.Вебер считал, что данный тип легитимности относится преимущественно к власти религиозных вождей и пророков (Моисея, Магомета и т.д.), в настоящее время он приписывается в той же мере и светским деятелям

Третий тип, наиболее характерный для современного общества, Вебер называет рационально-легальным. Рационально-легальная (конституционная) легитимность основана на рационально понятом интересе, т.е. на основе демократических процедур. В основе данного типа легитимности лежит, по Веберу, вера в «обязательность легального установления».

В дополнение следует заметить, что на практике вышеприведенные типы легитимности не всегда присутствуют в чистом виде, они взаимно дополняют друг друга, создавая новые смешанные типы.

2.2. Принцип разделения властей

Главной особенностью стран с развитой демократической системой является принцип разделения властей, т.е. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Основной смысл такого рассредоточения власти состоит в том, что создается необходимый механизм сдержек и противовесов, призванный помешать узурпации государственной власти, ее сосредоточению в одних руках, одном политическом институте. Принцип разделения власти подразумевает разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые осуществляют свои функции и полномочия самостоятельно, уравновешивая друг друга.

Впервые идея о введении принципа разделения властей для уравновешивания сил, имеющих реальное влияние на внутригосударственную и внешнюю политику, появляется в 17-м веке. Одним из первых её сформулировал в своих трудах Джон Локк, который считал, что современные ему правители уже не обладают теми христианскими добродетелями, которые были положены в основу управления королевств классического средневековья. Поэтому Локк предложил ослабить единоличную власть государей, противопоставив ей систему раздельного управления. По его проекту власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и федеративную. Функции законодательной власти должен был осуществлять парламент, исполнительная власть оставалась у короля, а принципы федеративной власти должны были выражать министерство иностранных дел и Адмиралтейство (что вполне понятно, учитывая положение морских сил Великобритании того времени и титул «королевы морей»). Впоследствии теория Локка была развита французским мыслителем Шарлем Монтескье, заложившим основы Великой французской революции 18 века. Именно Монтескье вывел современную формулу разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Суть такого разделения и в том, что законодательная и исполнительная власть имеют собственный, независимый источник легитимизации. В некоторых странах, например в США, этим источником является весь электорат страны. Здесь конгресс (законодательную власть) и президента (исполнительную) избирает все взрослое население страны, таким образом, законодательная власть вместе с судебной противостоит исполнительной, создавая механизм сдерживания и контроля. В Великобритании существует несколько иная система: здесь парламент (законодательная власть) выдвигает главу правительства и формирует кабинет министров из числа представителей победившей партии, таким образом парламент выступает основой легитимности правительства.

Законодательная власть, представленная обычно парламентом страны, это власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности. В парламентских республиках, где правительства формируются законодательными собраниями, именно им принадлежит и верховная власть в государстве.

Исполнительная власть, которая может избираться как прямыми выборами (США), так и формироваться парламентом, представляет из себя систему органов государственного управления, обладающую полномочиями обеспечивать действие законов и решений на всей территории страны и осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества.

Судебная власть обеспечивает разрешение споров и конфликтов нормами правового государства и руководствуясь законами.

Связь трех властей может быть нарушена не только их разобщением, но и смешиванием их функций, когда, например, судебная власть подчиняется не закону, а различным органам исполнительной власти. Такое положение может утвердиться лишь в развитых государствах. Развивающиеся общества, напротив, характеризуются всепроникающей способностью государственных органов власти монопольно контролировать жизнедеятельность человека. В таких странах отсутствуют разделение властей, системы сдержек и противовесов ветвей власти, специализация политических ролей и функций, верховенство права.

2.3. Политическая власть и политическое господство

Кроме ставшего уже традиционным деления власти на три взаимно уравновешивающих друг друга ветви, можно выделить и деление власти по видам воздействия на общественную жизнь. Это, к примеру, экономическая власть, которая осуществляет господство в экономической сфере и часто называется основой политики. Далее следует тесно связанная с ней социальная власть, влияние которой распространяется на граждан государства и регламентирует принципы их жизнедеятельности. С появлением и широким распространением средств массовой информации многие исследователи в качестве отдельного института стали выделять информационную власть, но всё чаще всего, говоря о власти как таковой, речь ведётся о власти политической.  

Политическая власть является сложным общественным образованием, охватывающим все сферы общественной жизни. Она выступает как система трех определенных видов отношений:

1)  социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев
и организаций с политической властью;

2)  политико-управленческих, которые регулируют экономические, социальные
и духовные взаимоотношения политических кругов с социальными образованиями и общественными организациями;

3)  политико-идеологических, оказывающих постоянное и всестороннее

влияние на массовое сознание.

Объем этих функций обусловлен экономической, социальной и культурной зрелостью общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью, правом и возможностью субъекта политики (класса, группы или индивида) проводить свою волю, выраженную в политике и правовых актах. С развитием общества происходит постепенная институциализация власти, т.е. она начинает опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального порядка и мира. Таким образом власть приобретает политический характер и распространяет своё влияние на все сферы жизни общества. 

При этом необходимо разделять такие понятия, как политическая власть и политическое господство. Под господством понимаются отношения, издавна сложившиеся в обществе, при которых социум разделён на подчиняющих и подчинённых. В основе таких отношений могут быть обычаи, традиции и т.д.  Таким образом, политическое господство - это относительно устойчивое состояние государственной власти (правящей партии, группировки), оказывающих решающее политическое воздействие на все сферы жизни общества.

Средним между понятиями политической власти и политического господства можно назвать и часто упоминаемый термин «государственная власть». Под ней понимается возможность государства распоряжаться ходом всех сфер общественной деятельности, в том числе и принудительным путём. Обычно же под государственной властью подразумеваются действующие органы государства, а также лица, обладающие высшими полномочиями. Верховенство политической власти (которую часто смешивают с властью государственной) над всеми другими формами власти на территории суверенного государства вытекает из его задач как важнейшего политического института.

Заключение

Как мы убедились, власть – довольно сложное понятие, однозначная трактовка которого действительно невозможна. Смысл работы можно определить так, что политические процессы, происходящие в обществе, при всех присущих им случайностях и возникающих ситуациях подчиняются внутренним закономерностям, которые не могут быть выведены непосредственно из экономики или психологии, а относятся к тем сферам, которые невозможны без обращения к властным отношениям.

В любой политической системе существует упорядоченная субъективная сфера политического, которая наполняет значением политические действия, дисциплинирует политические институты, придает социальное значение и звучание индивидуальным действиям и поступкам. Именно политическая власть обеспечивает содержание, форму и предсказуемость политического процесса. Понятие «власть» наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров – все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.

Власть, таким образом, одинаково прочно укоренена как в общественно-публичной деятельности, так и в индивидуальных поступках. Но при этом не всякое отношение к власти может быть рассмотрено только с точки зрения политических процессов. Ибо она включает в себя только те широко распространенные убеждения, верования и эмоциональные настроения, которые формируют специфические модели, ориентации и обеспечивают порядок и форму политического процесса. Власть как таковая обеспечивает целостность и интегрированность социальной жизни, обуславливает содержание и структуру всей сферы политического и является действительно одним из основополагающих понятий политологии.

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М: Логос, 2000

2.    Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997

3.    Мухаев Р.Т. Политология. М: ПРИОР, 1998

4.    Политология. п/р Радугина А.А. М: Центр, 2000

 

 

 

 

 

4

 



Информация о работе Роль и значение власти в обществе