Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:37, доклад
С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к
компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В
русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и
условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у
населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное
сопротивление.
С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к
компетенции православной церкви, что копировало византийские порядки. В
русскую жизнь пришли новые понятия о смысле брака, форме его заключения и
условиях установления. Новшества в вопросе заключения брака вызвали у
населения неприятие, затем глухое недовольство и, наконец, энергичное
сопротивление.
Основным законодательным документом по вопросам брака была Кормчая книга —
сборник греко-римских законов, постановлении вселенских и поместных соборов и
мнений авторитетных деятелей церкви. В Кормчей книге находим определение брака:
«Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и
человеческая правды общения»[1].
Следовательно, брак приставлял собой союз двух лиц для рождения детей и
избежания греховной жизни он должен был заключаться единожды и длиться всю
жизнь супругов.
Глава I. Заключение брака
1.1.
Условия для заключения
брака
Для заключения брака надо было соблюсти установленный законом возраст.
Кормчая разрешала брак в двенадцать лет для девушки и в пятнадцать лет для
юноши. Церковная политика была направлена на строгое
соблюдение закона. В 1551 году Стоглавый собор подтвердил норму о брачном
возрасте.
В начале XVIII в. Петр
I установил новый брачный
двадцать лет, для девушки — семнадцать лет. Указ Петра затронул компетенцию
церковной власти и
по сути дела, отменил византийскую
норму права.
Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: «Вдова
шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится
приобщением Святыни.
Русское законодательство самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда
считало шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при
решении дел такого
рода ссылаясь на Кормчую.
Вторым условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней
родства, свойства, а также духовного родства, которые устанавливались
исключительно по Кормчей книге. В ней было записано об этом, как об одном из
условий для брака. Священник должен был знать, как определить степени,
запрещенные к браку. Кровное родство не разрешалось до седьмой степени
включительно; его было проще всего установить. Более сложным был вопрос об
определении степени свойства. Свойство возникало посредством брака, в
результате которого муж и его родственники считались в свойстве с
родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени
включительно. Трудность установления степени свойства состояла в том, что
многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов между собой и
не знать о браках
их дальней родни.
Существовало еще одно условие препятствия к браку — духовное родство.
Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или
матерью, а другой крестником. Духовное родство запрещалось до седьмой
степени включительно, но только по нисходящей линии. Еще одним видом
препятствия к браку было усыновление.
Таким образом, существовала сложная система, запрещавшая браки в определенных
степенях родства, свойства, духовного родства и усыновления. Русская церковь
по этим вопросам признавала действующим византийское законодательство и не
создавала самостоятельных
документов.
Следующим условием заключения брака было разрешение вступать в брак не более
трех раз, четвертый брак признавался недействительным: Вслед за Кормчей
ограничение количества браков было повторено Стоглавом: (1-й брак—закон, 2-й
— прощение). В этой норме совершенно не учитывались причины расторжения или
прекращения предыдущих трех браков, а также возраст женщины и мужчины.
Еще одним условием для брака было вероисповедание жениха и невесты. Священное
писание разрешало брак лиц, если один из супругов не исповедует христианство:
«если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна с ним жить, то он не
должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить
с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и
жена неверующая
освящается мужем верующим».
Кормчая книга запрещала брак лиц разных религий. В России до начала XVIII в
были запрещены браки лиц разных исповеданий, поскольку церковь
руководствовалась Кормчей книгой. Но при Петре I произошли важные изменения в
этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведским пленникам жениться на русских
без перемены веры. Но с них брали «сказку», что они не будут принуждать своих
жен менять веру, а
детей обязывали крестить в православной
вере.
Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей
жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на брак жениха и невесты и
родителей было уравнено.
Петр I сделал попытку решить вопрос женитьбы введением присяги для родителей
при венчании. Указ Петра I, разосланный по всем епархиям, должен был
исполняться «неотложно».
Формально присяга
просуществовала до 1775 года.
В XVIII в. возникло новое условие для заключения брака, созданное светским
законодательством, — согласие на брак военнослужащих должны были давать их
полковые командиры.
И, наконец, последним условием для вступления в брак, введенным светским
законодательством, было изучение математики.
1.2. Порядок заключения брака
Первой стадией заключения брака было обручение. Кормчая приравнивала обручение к
венчанию: «Жену, иному обрученную, берящий в брачное сожитие, при жизни еще
обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния».
В 1702 году Петр I смело упразднил обручение.
В 1714 году Петр I продолжил политику ограничения родительской власти в
вопросе состава приданого.
Только с отменой в 1731 году этого ограничения
государство перестало вмешиваться в, содержание приданого и предоставило
решение этого вопроса
родительской воле.
При заключении брака жених должен был оформить на себя приданое жены.
В XVI в. оформление приданого на женихов проходило без участия государственных
органов. Затем государство
потребовало уплаты пошлины за совершенную
сделку.
С 1714 года приданое жены становится ее независимой собственностью, которой
она пользуется без
участия мужа.
При заключении брака делалась запись в метрическую книгу. Эти книги возникли
по постановлению церковного собора 1666—1667 гг. До этого времени дата
венчания записывалась в венечную память.
В 1721 году Петр I издал
указ о заведении метрических книг во
всех церквах.
Глава III.
Прекращение брака
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
Смерть одного из супругов прекращала брачный союз: «Жена связана законом, доколе
жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет...». Оставшийся в живых супруг приобретал статус вдовства, признававшийся
только за законными
супругами
В XVI столетии отсутствовало
правовое понятие — вдовье обеспечение.
Вдова получала свое приданое назад и
в зависимости от его содержания была
соответственно обеспечена.
Существовал еще один вид прекращения брака смертью: не физической, а мирской:
«...аще же составлящуся браку, или муж един, или едина жена внидет в монастырь,
да разрешится брак и без распустныя вины, егде убо лице вшедшее в монастырь,
мнишеский образ приимет...».
Уход в монастырь был своеобразным способом ликвидации брака, имевшим
принципиальные отличия от прекращения брака смертью; уход в монашество должен
был быть добровольным поступком одного из супругов, оставшийся в миру супруг
обязан был дать свое согласие и отказаться от повторного брака; разрешение на
уход в монастырь давали высшие церковные власти.
3. 2
Развод
Несмотря на общую установку христианства о недопустимости разводов, Кормчая
книга являлась сборником законов, предусматривающих развод по многим
основаниям
Другие поводы к разводу, записанные в Кормчей книге – питие жены в корчме,
помывка в мужской бане, ночевка вне дома, участие в обход разрешения мужа в
игрищах.
Отсутствие общественной жизни в России XVI — XVII вв. не вызывает сомнений;
женщины редко где-либо появлялись, хотя ходили в церковь, стояли там в
специально отведенном для них месте. В XVIII в. жизнь женщины приобрела более
открытый характер,
но не настолько, чтобы она пошла
в корчму.
В XVIII в. был установлен новый повод к разводу — вечная ссылка одного из
супругов. До издания сего указа ни Кормчая книга, ни русское законодательство
не предусматривали развод по этому основанию, напротив, брак продолжался и жена
либо следовала за мужем в место его нового пребывания, либо оставалась дома, но
сохраняла брак с ним. Муж не обязан был следовать с женой в ссылку, но и не
получал развода. Указ Петра I о новом основании для расторжения брака был
издан в 1720 году, а в 1753 году Елизавета Петровна приравняла вечную ссылку к
одному из видов прекращения брака, при котором жена получала право на указную
(вдовью) часть: «...токмо женам и детям осужденных в вечную работу или в ссылку
и заточение... давать свободу, кто из них похочет жить в своих приданых
деревнях; буде же из таковых жен пожелает которая итти замуж, таковым с
позволения Синода давать свободу, а для пропитания их и детей их давать из
недвижимаго .и движимаго
мужей их имения указную часть».
Перечень оснований для развода, предусмотренный Кормчей книгой и повторенный
в том или ином виде в русском законодательстве, является исчерпывающим.
В действительности же существовали и другие основания, которые, не будучи
законными, использовались для расторжения брака. Они создавали иллюзию того,