Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:13, шпаргалка
Работа содержит 61 ответ на вопросы по дисциплине "История государства и права России"
Создание СССР повлекло некоторые изменения: был утвержден верховный суд СССР, прокуратура.
В ходе судебной реформы были восстановлены адвокатура, прокуратура, институт судебных следователей.
При Верховном суде СССР состоят: прокурор верховного суда и его заместитель, которые назначались ВЦИК.
адвокатура представляла собой децентрализованную, профессиональную, не государственную организацию, поставленную под контроль исполнительных органов советской власти, сложнейшей задачей которой являлось обеспечение состязательности процесса.
По Положению судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел были созданы военные и военно-транспортные суды, земельные комиссии (волостные, уездные, губернские, Губернский суд действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанцией для дел, решенных народными судами, а так же органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Состоял из председателя, двух заместителей, постоянных членов и народных заседателей, Суд имел пленум, президиум, дисциплинарную коллегию.
С изменением административно-
С 1931 года - Государственный арбитраж.
34 Система народных
судов. Положение «О судоустройстве
РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на
территории РСФСР «единую систему судебных
учреждений»: общие суды; специальные суды:а) военные
трибуналы;б) военно-
Народные судьи не имели не только юридического образования, но и образования вообще. Требования к судье: несудимый по суду РСФСР, обладал активным и пассивным избирательным правом; имел 2-хлетний опыт политработы в рабоче-крестьянских, общественных, партийных организациях или 3-хлетний стаж работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя.
Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркоматом юстиции.
Трехзвенная структура общих судов
1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:
1) единолично – несложные семейные и административные дела;2) коллегиально – все остальные.
2. Губернский суд рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.
Его структура:1) пленум;2)
3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.
Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.
Его структура:1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);
4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.Судебная коллегия – суд первой инстанции.
В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.
Компетенция Верховного Суда СССР:1) надзор за законностью решений и приговоров судов;2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.
Структура Верховного Суда СССР:1) пленум;2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.
Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.
Его функции:1) кодификация законодательства СССР;2) юридические консультации;3) обязательные заключения для СНК СССР.
Созданная советская прокуратура не стала самостоятельным органом. на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В главе поставлен прокурор республики, который выполнял функции комиссара юстиции. Организационно входила в состав народного комиссариата юстиции. На местах уездные прокуроры.
Впервые учреждена
военная прокуратура. Возложены
прокурорские функции военных ведомств,
как самостоятельное звено
40.Влияние
процесса формирования
черты советской государственной модели: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.
Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.
Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.
Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.
Коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. Победа социализма в СССР.
5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов единогласно утвердил новую Советскую Конституцию, которая состояла из 13 глав и 146 статей.
Конституция официально провозгласила победу социализма в СССР. экономическую основу СССР составляет социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в двух ее основных формах: государственной и кооперативно-колхозной.
В Конституции закреплялась федеративная форма государственного устройства и провозглашалось единое гражданство.
Конституция СССР
1936 г. закрепила более демократичную
избирательную систему. Избирательное
право стало всеобщим (были сняты
классовые ограничения для
В Конституции закреплялась унифицированная система прокурорских и судебных органов.
Декларировалось право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на образование, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки.
По Конституции СССР 1936 года правосудие в СССР осуществлялось ВС СССР, ВС союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами, народными судами. Народные избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании на 3 года. Все остальные звенья избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет.
принципы организации и деятельности судебных органов: Коллегиальное рассмотрение дел судами всех уровней. Выборность судей и народных заседателей. Независимость судей.
система судебных органов: Народные суды. Краевые, областные суды. Суды автономных областей. Окружные суды. Верховные суды автономных республик. Верховные суды союзных республик. Верховный суд СССР.
Для контроля за деятельностью судов создается Народный комиссариат юстиции СССР, который осуществлял наблюдение за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщал судебную практику и разрабатывал изменения и дополнения к законам, давал судам общие указания,
Ст.2 Закона о Судоустройстве устанавливала, что правосудие имеет своей задачей защиту от посягательств общественного и государственного устройства, социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности; политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав граждан; прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.
Ст.5 правосудие в СССР осуществляется на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности.
Верховный суд РФССР являлся высшим судебным органом республики, избирался верховным советом РФССР на 5 лет. Осуществлял надзор за деятельностью всех судебных органов республики, мог выступать в качестве суда первой инстанции при рассмотрении дел особой важности, рассматривал жалобы и протесты на решения краевых, областных, окружных судов, судов автономных областей и Верховных судов автономных республик. Пересматривал уголовные и гражданские дела в порядке надзора.
Структура ВС СССР: пленарное заседание ВС СССР, гражданско-судебная и уголовно судебная коллегии ВС СССР, военная и военно-транспортная коллегии.
Общесоюзным являлся Военный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды: военные трибуналы, линейные суды ж/д и водного транспорта
Народный суд являлся низшим звеном судебной системы, утверждался во всех городах и районах, а в крупных городах и районах создавались участки народных судов. Рассматривали уголовные дела по преступлениям: Против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан. Против порядка управления. Имущественные. Должностные.
Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права России"