Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:14, шпаргалка
Право — это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование наиболее важных о
18.1 КОНСТИТ. ОСНОВЫ НАРОДОВЛАСТИЯ: Народовластие - такая организация гос. вла-сти, при которой народ признается в качестве источника власти. Народ осуществляет свою власть с помощью представит. и непоср.демократии. Ст.3 Конституции. Обязательным условием народовластия является обладание гражданами страны правом личной свободы, инициативы и независимости. Гарантом народовластия является участие в осуществлении власти различных обществ.-полит. объединений. Создание возможностей для такого участия свидетельствует о демократ.гос-ва и действующих в нем институтов. Для государств, в которых провозглашено и осуществляется народовластие, характерны демокр.политический режим и рес-публ.форма правления. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМО-КРАТИИ: Референдум (всенародное голосование). Голосование на нём явл.всеобщим, прямым и равным, осущ.путем тайного волеизъявл. Право на участие в референдуме принадлежит каждому гражд.РФ, достигшему 18-летнего возраста. Не могут участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содерж.в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. В организации и проведении референдума участвуют гос. Органы, органы местн.самоупр., комиссии и граждане как непосредственно, так и через обществ. Объединения. Референдумы организуются и проводятся открыто и гласно. Статья 84 Конституции. Решение считается принятым при 50% + 1 голос (при наличии на участках не менее 50% граждан). Не могут быть предметом референ-дума: 1) изменение статуса субъектов России; 2) досрочное прекращ.или продл.срока полномочий Президента, СФ, ГД, а также досрочн.перевыборы или отсрочка таких выборов; 3) принятие и изменение фед., исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств гос-ва; 4) введение, изменение или отмена фед.налогов и сборов, а также освобожд.от их уплаты; 5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистия и помилование. Инициатива проведения референдума предоставляется: 1)Гражданам России в составе не менее чем два миллиона, при условии если на территории одного субъекта России или за её пределами проживает не более 10% из них; 2) Конституционному Собранию - специальному органу по подготовке проекта новой Конст., если последний будет вынесен на всенародное голосование. Итоги референдума подводит Центральная комиссия по референ-думу в течение 10 дней после голосования. à не позднее чем через 3 дня – опубликование результатов. Отличие референдума от выборов состоит в том, что в процессе выборов избиратели голосуют за конкретного кандидата, а в процессе референдума голосуется конкретный вопрос и выбирается один из вариантов его решения. Высшее непоср.выражение власти народа – свободные выборы. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: Представит.демократия реализуется через систему избираемых народом представит.учреждений. В отличие от непосредственной представит. форма народовластия используется для выполнения функций гос.власти, поэтому по всем своим признакам она считается более организованной и приоритетной. Именно благодаря ей воля народа обретает правовую форму в виде закона. Воля народа в этом случае выражается через представителей и воплощается в деятельности выборн.коллегиальных органов. Народ делегирует своим представителям право принимать от его имени решения по конкретным вопросам. Представит. демократия организуется и функционирует на принципах выборности и сменяемости, гласности и коллегиальности, от-ветственности перед избравшим народом его избранников. Система представит.органов Российской Федерации сегодня включает три уровня: 1)Общефед.представит.органы (Федер.Собрание России и Президент); 2)Представит.органы (парламенты субъектов РФ, их президенты и выборные главы администрации); 3)Представит.органы местного самоуправл. (городские думы, собрания представителей и т.д.) | 18.2
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН:
Общество не может наделять своих членов
только правами. Чтобы обществ.отношения
были упорядочены, чтобы в обществе не
было хаоса и неопределенности во всех
сферах его жизни и деятельности, законы
устанавливают не только права, но и обязанности.
Праву одного субъекта соответствует
обязанность другого. В этом — одно из
важных свойств правового регулирования.
Например, праву взимать налоги соответствует
обязанность уплачивать налог, праву пользоваться
дарами природы соответствует обязанность
сохранять природу и окружающую среду.
Реализация обязанностей в их неразрывной
связи с правами, как было уже отмечено,
непосредственно осуществляется в принципе
взаимной ответственности гос-ва и личности.
КЛАССИФИКАКЦИЯ: Каждый обязан уважать
право другого. Гражданин обязан иметь
образование. Родители обязаны обеспечить
общее образование своих детей, они обязаны
воспитывать и содержать детей, отвечать
за вред, причиненный детьми другим лицам.
Взрослые дети обязаны содержать своих
престарелых и нетрудоспособных родителей.
В Семейном кодексе установлены многие
другие обязанности граждан. В
Гражданском кодексе установлены
многочисленные обязанности граждан,
вступающих в правоотношения с другими
гражданами и юридическими лицами.
В трудовом законодательстве установлены
обязанности в области трудовых отношений
и т.д.
Конституционные обязанности граждан: соблюдение Конституций и иных законов, забота о сохр.историч. и культурн. наследия, охрана окружающей среды, защита Отечества. Обязанности граждан
можно классифицировать, как и права,
на политические, экономические, социальные
и др. А в этих группах можно выделять обязанности
трудовые, семейные, экологические, финансовые,
обязанности в области национальных отношений
(обязанность не разжигать национальной
розни, не оскорблять национальных чувств,
соблюдать и уважать права гражданина
любой национальной принадлежности), обязанности
в области охраны правопорядка: строго
соблюдать законы страны, уважать правила
общежития, содействовать правоохранительным
органам в наведении порядка при его нарушении,
в задержании преступника, защищать честь,
достоинство, жизнь гражданина от преступных
посягательств и др. Эти обязанности закреплены
в законах о милиции, о прокуратуре, о судопроизводстве
и др. Словом, каждое право соотносится
с соответствующей ему обязанностью. 18.3 Административнщ-правовая ответственность. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО – Система наказаний за совершение противоправного действия, посягающего на гос.или обществ.порядок; все виды собств; права и свободы граждан; противоправное действие или бездействие. ИСТОЧНИКИ: КоАП (Кодекс Администрат.права), законы, подзаконные акты на уровне РФ и субъектов. ОРГАНЫ: 30 органов (инспекции, милиции, суды, но НЕ ПРОКУРАТУРА). ВОЗРАСТ: С 16 лет, а за некоторые с 18 лет (+ вменяемость) МЕРЫ НАКАЗАНИЯ: Арест (до 15 суток и только после решения суда); Административное взыскание ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: Мелкое хулиганство, Мелкое хищение гос. и обществ.имущества.; нарушение ПДД (правил Дор.Движения) или эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение материального ущерба; незаконно приобретение наркотических средств в небольших размерах, либо потребление их без назначения врача. |