Система коррекционного образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы ориентаций коррекционного обучения;
2. Описать критерии эффективности коррекционного обучения;
3. Изучить особенности коррекционного обучения на современном этапе;

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки РФ
1.1. Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей, имеющих ограничения здоровья в РФ -----------------5
1.2. Основные положения социальной защиты детства в РФ. -----------8
Глава 2 . Система оказания специализированной помощи
2.1. Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России -----------------------16
2.2 Пути развития системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе ------25
Заключение ------------------------------------------------------------------------------32
Список использованной литературы------------------------------------------------33

Работа состоит из  1 файл

курсач Веденеева Т.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Трудовое обучение в X-XI классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки.

Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, достигших к моменту совершения правонарушения одиннадцатилетнего возраста и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные закрытые образовательные учреждения, учредителями которых могут быть только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Направление в социальные государственные закрытые образовательные учреждения осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) в порядке, установленном федеральным законом.

Кроме этого могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями.

Для достоверной диагностики отклонений развития у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам нарушений у детей создаются постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии и «группы риска», в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями.

Еще одной службой, обеспечивающей комплексную специализированную помощь детям и подросткам с отклонениями в развитии, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжёлыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации; социально-трудовой адаптации и профориентации; социальной помощи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведётся специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку.

Во многих регионах России по инициативе родителей и общественных ассоциаций делаются попытки открыть центры семьи и ребёнка, центры реабилитации.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Дети с тяжелой степенью инвалидности, в основном, находятся за пределами образовательного пространства и направляются в интернаты системы социального обеспечения. Для детей с четырехлетнего возраста, имеющих множественные нарушения развития, предусмотрено пребывание в условиях психоневрологических домов-интернатов системы Министерства труда и социального развития. Основой деятельности этих учреждений является медицинская модель оказания социальной помощи детям-инвалидам (2).

Для детей, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, организуется обучение на дому. Данная форма обучения получает все большее распространение в связи с тем, что количество таких детей с каждым годом увеличивается.

В проекте Закона о специальном образовании обучение на дому трактуется как освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.

Обучение на дому является одной из форм индивидуального обучения, под которым понимают форму организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на ученика, находящегося вне коллектива.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Таким образом, в России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь

множество учреждений, находящихся под началом различных ведомств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям и подросткам о ограниченными возможностями здоровья

 

Министерство образования

Министерство здравоохранения

Министерство труда и социального развития

Общественные организации

 

Специальные детские
сады и ясли

Дома ребенка

Дома-интернаты для инвалидов

Всероссийское общество инвалидов (детей-инвалидов) (ВОИ)

 

Специальные (коррекционные) школы

Детские поликлиники

Центры коррекции и реабилитации

Всероссийское общество глухих
(ВОГ)

 

Специальные (коррекционные) школы-интернаты

Отделения детских больниц

Психоневрологические дома-интернаты

Всероссийское общество слепых (ВОС)

 

Специальные детские дома

Детские санатории

Психолого-педаго-гические и медико-социальные центры

Ассоциации родителей детей-инвалидов

 

Специальные группы в детских садах

Центры патологии речи

Центры социальной помощи

Благотворительные общества

 

Специализированные классы в общеобразовательных школах

Сурдологические центры

 

 

 

Логопедические пункты в общеобразовательных школах

Диагностические центры

 

 

 

Специальные закрытые образовательные учреждения

 

 

 

 

ПМПК

 

 

 

 

Межведомственные ПМПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Пути развития системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе

Понятие коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей.

Понятие коррекционная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Последнее десятилетие в развитии коррекционной педагогики проходит под знаком пересмотра титульного названия этой педагогической отрасли. На протяжении семидесяти лет в нашей стране для этого использовался термин дефектология в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии. Параллельно термину дефектология и в большей мере применительно к науке использовались также два тесно связанных между собой понятия понятие коррекционная педагогика и коррекционная психология.

Современная коррекционная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. Поэтому коррекционная педагогика пользуется такими терминами, как лица с ограниченными возможностями, а применительно к обучающимся – лица с особыми образовательными потребностями, так как ограничение возможностей участия человека с отклонениями в развитии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения.

Основы коррекционной педагогики – это дисциплина обучающая особенностям воспитания и обучения детей с ограниченными способностями.

Первый этап реформирования системы специального образования завершился определёнными позитивными изменениями в этой сфере. Второй этап реформирования предполагает несколько направлений:

* создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических консультаций единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства, ранней коррекции, что обеспечит в дальнейшем получение значительного экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость которых намного дороже;

Информация о работе Система коррекционного образования в РФ