Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:32, контрольная работа
Избирательное право в России — сравнительно молодой институт, хотя зачатки столь важной формы непосредственной демократии, как выборы, имели место в древнерусских городах Киеве, Новгороде, Пскове и др. В частности, в Новгородской боярской республике с 1136 г. на народном вече с помощью своеобразных берестяных «бюллетеней» избирались высшие должностные лица государства: князья, посадники и тысяцкие. Выборными были и кончанские (1) и уличанские старосты, где существовали прообразы современных органов местного самоуправления. Причем, как отмечает Н.Н. Ефремова, избирательные права предоставлялись не только знати — феодалам, владельцам торгового ка- питала, но и новгородскому плебсу (2).
Краткий исторический обзор формирования существующей системы законодательства о выборах в органы власти в России 3
Характеристика системы законодательства о выборах в органы власти в России 8
Краткие выводы 17
Список литературы 19
Академик О.Е. Кутафин относит к источникам избирательного права указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов(17). Акты Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти, не являются источниками избирательного права, хотя и могут действовать в этом качестве лишь в течение ограниченного временного периода, восполняя пробелы в регулировании соответствующих отношений. Так, в 1993 г. регулирование выборов в Государственную Думу и Совет Федерации указами Президента имело временный характер и было связано со сменой конституционного строя Российской Федерации, прекращением деятельности законодательных органов на федеральном уровне, краях и областях в тот период.
В настоящее время в Российской Федерации сформировалась достаточно развитая система избирательного законодательства. Избирательное законодательство Российской Федерации можно разделить на виды по двум основаниям:
1. По уровню нормативного
регулирования выборов или по
субъекту правотворчества (
* федеральное избирательное законодательство;
* избирательное
* муниципальное избирательное законодательство.
2. По уровню органов,
выборы в которые регулируются
избирательным
* законодательство о выборах
в федеральные органы
* законодательство о выборах
в органы государственной
* законодательство о выборах
в органы местного
Если федеральное
Принятие Конституции
Российской Федерации 12 декабря 1993 года
привело к формированию новой
системы организации
Избирательное законодательство
продолжает оставаться одной из наиболее
динамично развивающихся частей
системы российского
Наиболее важными результатами этого курса, спроецированного на сферу выборов, явились:
1. Корректировка разграничения
полномочий между Российской
Федерацией и субъектами
2. Создание дополнительных
инструментов, обеспечивающих надлежащий
контроль федеральных органов
государственной власти за
Центральное место в системе российского избирательного законодательства занимает Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. (19) (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав..."), в соответствии с которым принимаются законы субъектов Российской Федерации о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборах органов местного самоуправления. В иерархии законов о выборах он занимает первое место, вызывая необходимость строгого соответствия ему нормативных предписаний других законодательных актов. Роль данного закона заключается в определении основных гарантий осуществления гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах. На деле, однако, он не ограничивается указанной миссией, большая часть норм данного законодательного акта касается порядка организации и проведения выборов. Фактически закон выходит за рамки очерченного им самим же круга действия. Часть специалистов видит в этом его недостатки, вернее, двусмысленность, которую следует устранить, указав, что данный закон одновременно определяет основные гарантии избирательных прав граждан, а также общие принципы организации и проведения любых видов выборов (20). В поддержку такого заключения высказывается мнение, что этот Федеральный закон утратил соответствие между своим названием и содержащимися в нем нормами. В связи с этим А.В. Иванченко резко замечает, что данный законодательный акт превратился в квазиконституционный федеральный закон (21).
Первый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" был принят в 1994 г. (22). Данный закон являлся рамочным, поскольку устанавливал только основные параметры механизма реализации гражданами избирательных прав при проведении как выборов на федеральном уровне, так и на региональном уровне; на их основе законодательные органы субъектов Российской Федерации могли осуществлять детальное правовое регулирование, исходя из особенностей организации государственной власти и местного самоуправления в конкретном субъекте Федерации. Принятый в 1997 г. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (23). и внесенные в него в 1999 г. изменения (24) - коренным образом изменили соотношение федерального и регионального избирательного законодательства.
Так, если в ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" 1994 г. избирательные права граждан определялись как конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления, то в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." 1997 г. было введено принципиально новое, более конкретизированное понятие избирательных прав. Под избирательными правами понимались конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях (ст.2).
Проанализировав законы субъектов
Федерации о выборах, легко убедиться,
что подавляющее большинство
норм этих законов повторяют нормы
Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав...", а нормы,
направленные на учет региональной специфики,
составляют крайне незначительный элемент
регионального избирательного законодательства,
что, скорее всего, связано с нежеланием
субъектов Российской Федерации
творчески развивать нормы
С принятием в 2002 г. нового
Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации" соотношение
федерального и регионального избирательного
законодательства перешло в принципиально
новую плоскость. В соответствии
с нормами данного закона субъекты
Федерации лишились возможности
самостоятельно определять целый ряд
параметров избирательной системы,
применяемой при выборах
Также важно отметить, что
в связи с принятием
Права избирать и быть избранными
в органы государственной власти
и органы местного самоуправления,
закрепленные в ст. 32 Конституции
РФ, могут реализовываться по-
Возможность формирования многообразных моделей реализации названных прав на уровне субъекта Российской Федерации вытекает из установленных в п. "н" ч.1 ст.72, а также в ч.1 ст.77 Конституции РФ полномочий субъектов Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления.
На уровне субъектов Российской
Федерации остро ощущаются
Что касается последних изменений
в избирательном
На мой взгляд, данная новелла является необоснованной и повлечет за собой ряд нежелательных последствий, а именно:
* существенное увеличение сроков полномочий избранных органов власти;
* усложнение возможности
защиты избирательных прав
* депрофессионализация выборов.
Люди, профессионально занимающиеся
выборами (политтехнологи, юристы, специалисты
по проведению выборов), смогут
участвовать в значительно
* сверхсовмещение выборов
затруднит для избирателей
Еще одной существенной новеллой является отмена института избирательных блоков. По моему мнению, отказ от института избирательных блоков является, по меньшей мере, преждевременным. В настоящее время избирательные блоки пользуются значительной поддержкой избирателей, и отказ от них существенно ущемляет избирательные права граждан, препятствует развитию многопартийной системы.
Тенденции развития выборов
в России полностью отражают нестабильность
российской политической системы. Отчетливо
проявляется следующая
Информация о работе Система российского законодательства о выборах в органы власти