Специфика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 03:27, реферат

Описание

Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

Содержание

Введение
1. Специфические особенности делового общения
2. Виды делового общения
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Введение в специальность.docx

— 20.03 Кб (Скачать документ)
 
 

     Введение  в специальность 
 

     Реферат на тему:

     «Специфика  делового общения» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План 

Введение

1. Специфические  особенности делового общения

2. Виды делового  общения

Заключение

Литература

     Введение

     Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.

     Новые экономические и социальные условия  побудили к коммерческой и организаторской  деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость  повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным  компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных  служащих, референтов, руководителей  всех уровней.

     Умение  успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами —  важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

     Низкая  речевая культура напрямую связана  с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые  часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.

     Культура  речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах  неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий  уровень развития и эффективность  экономики.

     1. Специфические особенности  делового общения 

                                     Заберите  у меня все, чем  я обладаю,

                                     Но оставьте мне мою речь.

                                     И скоро я обрету все, что имел.

                                     Д. Уэбстер, английский драматург 

     Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В  коммерческие, деловые отношения  вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере  делового общения непосредственно  связана с успехом или неуспехом  в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий  представляет важнейшую часть профессионального  облика.

     Менеджер  — это профессиональный коммуникатор, т. е. человек, для которого речевая  деятельность является важнейшей составляющей профессиональной деятельности. Коммуникации в деятельности менеджера занимают более 60% рабочего времени. Поэтому  достаточная степень коммуникативной  компетентности — это необходимое  условие успешной деятельности менеджера  любого направления. Причем речь идет об особом типе общения, об управляемом  общении.

     «Бизнес — это умение разговаривать с  людьми», — говорят предприимчивые американцы.

     Один  из выдающихся менеджеров США, президент  крупнейшего в мире автогиганта, компании «Форд и «Крайслер» Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» пишет: «Управление представляет собой  не что иное, как настраивание людей  на труд. Единственный способ настраивать  людей на энергичную деятельность —  это общаться с ними».

     Специфика делового общения заключается в  том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в  правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или  иной сфере. Идеальным результатом  взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские  отношения, построенные на основах  взаимного уважения и доверия.

     Другой  специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным  правилам и ограничениям.

     Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности  и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными  культурными традициями и общественными  нормами поведения.

     Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных  требований, ограничений времен ной  рамки общения.

     Важная  особенность делового общения —  это строгое соблюдение его участниками  ролевого амплуа. В жизни мы постоянно  исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение  дня наши роли могут несколько  раз меняться. То же происходит и  в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

     К особенностям делового общения относится  и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое  взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно  сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование  собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу  самого дела.

     Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а  также соблюдение нравственно-этических  норм и принципов.

     Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его  участниками речевых средств. В  деловом общении не допускаются  бранные слова и нецензурные  выражения, просторечие, нежелательным  является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.). 

     2. Виды делового  общения. 

     В зависимости от различных признаков  деловое общение делится на:

     1. устное — письменное (с точки  зрения формы речи);

     2. диалогическое — монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между  говорящим и слушающим);

     3. межличностное — публичное (с  точки зрения количества участников);

     4. непосредственное — опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия  опосредующего аппарата);

     5. контактное — дистантное (с точки  зрения положения коммуникантов  в пространстве).

     Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные  особенности деловой речи.

     В большей степени различаются  устная и письменная деловая речь: обе формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая  письменная речь представляет официально-деловой  стиль речи, то устная деловая речь — различные формы гибридных  стилевых образований.

     Значительны языковые различия между диалогической  и монологической деловой речью. Если монологическая речь в большей  степе ни тяготеет к книжной речи, то диалогическая — к разговорной, что отражается в первую очередь  на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение  — это межличностное по преимуществу общение, а публичная речь — это  монологическая речь.

     Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т. п.) отличается от контактного, непосредственного  повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов  в качестве носителей информации.

     Деловое общение представляет собой широкий  диапазон жанровых разновидностей письменного  и устного общения.

     Письменная  деловая речь, в которой реализуются  диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документа  ми, фиксирующими социально-правовые отношения  — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих  документов. Устная деловая речь, в  которой реализуются диалогические  отношения, представлена жанрами деловых  переговоров, встреч, консультаций и  т. п.

     Совещание, собрание представляют собой особый тип протокольного общения, в  котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и  существующая сразу в двух формах устной и письменной.

     Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня  во многом зависит от умения представить  свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное  впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная  речь, торжественная речь, вступительное  слово на различных встречах), поздравительные  письма и другие этикетные тексты.

     Владение  всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию менеджера, руководителя.

     Заключение 

     Итак, деловое общение — это межличностное  общение с целью организации  и оптимизации того или иного  вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

     В этом определении подчеркивается цель делового общения — организация  плодотворного сотрудничества, а  также отмечается, что оно неразрывно связано с самыми различными сферами  деятельности людей. Ведь постоянно  приходится обсуждать вопросы, связанные  с организациёй производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением  должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением  документов и т.д. Участники делового общения — это, как правило, официальные  должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

     Деловое общение занимает значительное место  в жизни многих людей. Оно играет важную роль в различных видах  профессиональной деятельности, определяет их успех.

     Литература 

  1. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет.
  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.
  4. Якокка Ли. Карьера менеджера.
  5. Интернет

Информация о работе Специфика делового общения