Субъекты гражданского права – юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:13, контрольная работа

Описание

Институт юридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве. Его можно определить как совокупность норм, устанавливающих правоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности их организационно-правовых форм.
Правила, носящие наиболее общий характер, содержатся в гл. 4 ГК РФ РФ. К ним следует отнести легальное определение и классификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность и ответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемые к учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т. д.

Содержание

Введение

1. Понятие, виды и признаки юридического лица.

1.1. Понятие юридического лица
3
1.2. Классификация юридических лиц
4
1.3. Виды юридических лиц
6
1.4. Признаки юридического лица
8
2. Способы образования и прекращения юридического лица.

2.1.Возникновение (создание) юридического лица
13
2.2. Прекращение юридического лица путем реорганизации
15
2.3. Прекращение юридического лица путем ликвидации
17
2.4. Прекращение юридического лица при банкротстве
20
Заключение

Работа состоит из  1 файл

правоведение контрольная 1.docx

— 64.94 Кб (Скачать документ)

Со  дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной  ст. 64 ГК РФ. В соответствии с ней предусмотрены пять последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами:

- в первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью:

- во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества);

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т. п.).

  Все остальные требования относятся  к пятой очереди.

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК РФ).

Последний, пятый этап ликвидации начинается после  завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

2.4. Прекращение юридического лица при банкротстве

«Юридическое  лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.»4

Действующее законодательство РФ исходит из того, что банкротами не могут быть объявлены  юридические лица, по долгам которых  их учредители несут субсидиарную ответственность. Поэтому банкротами в соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ могут быть признаны только коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы и фонды.

Несостоятельность может быть признана в судебном порядке  либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства  возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению  самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 8 ««Закона о банкротстве»»).

Основную  особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.

Ликвидация юридического лица в результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных работниках и нередко имеет иные отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих предприятий). Поэтому она является крайней мерой, использованию которой обычно предшествует применение иных, предупредительных мер.

При рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица применяются  следующие процедуры:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

На  период внешнего управления вводится мораторий - отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого  управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами. Внешнее управление осуществляется назначенным судом внешним управляющим, который приобретает права руководителя организации-должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного общим собранием кредиторов на срок не более года. План может предусматривать перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности должника. При недостижении этой цели арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

С момента принятия арбитражным судом  заявления о банкротстве предусматривается введение периода наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (ст. 57, 58 «Закона о банкротстве»). Цель этих мер очевидна - сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов. Для соблюдения этого порядка в государственный реестр юридических лиц должна вноситься соответствующая запись. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное  производство открывается с момента  судебного признания должника банкротом (п. 1 ст. 97 «Закона о банкротстве»). Оно относится к "ликвидационным процедурам", влекущим прекращение деятельности юридического лица-банкрота и осуществляется назначенным судом конкурсный управляющим в срок, как правило, не более года. С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п.1 ст. 98 «Закона о банкротстве»).

Имущество, составляющее конкурсную массу, продается  управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц (п. 1-3 ст. 64 ГК РФ; ст. 106-111 ««Закона о банкротстве»»). Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Действия  конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра  требований кредиторов (с указанием  размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица - должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т. е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо - ликвидированным.

Банкротство отдельных видов юридических  лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Например, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 134 ««Закона о банкротстве»»)

Заключение

Юридическое лицо в российском гражданском праве  – это признанная государством в  качестве субъекта права организация, обладающая обособленным имуществом, она самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Существующая  в российском законодательстве классификация  юридических лиц характером современной рыночной многоукладной экономики и объединяет как государственные производственные предприятия на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, так и гражданско-правовые формы юридических лиц, традиционные для рыночной экономики (акционерные общества, товарищества, кооперативы).

В Гражданском Кодексе РФ показана классификация, в которой в зависимости  от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, а также некоммерческие организации, такую цель не преследующие.

К числу коммерческих организаций  относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а к некоммерческим – потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также некоторые иные обладающие указанными признаками юридические лица, предусмотренные законом. В то же время неком-мерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при одновременном наличии трех условий: она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствовать этим целям, а полученная прибыль не должна распределяться между ее участниками.

Таким образом, решая вопрос о выборе формы  экономической или общественно-значимой деятельности в той или иной сфере, необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданского права, и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, будь то коммерческая организация или общественно-политическое объединение, чтобы правильно определить его правовое положение, его определяемые законом возможности, а также ответственность, которую юридическое лицо или его участники будут нести по своим обязательствам.

 

 

Литература

  1. Гражданское право России. Учебник для вузов. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. (http://www.ruclass.ru/node/671)
  2. Гражданское право России / Под ред. О.Н. Садипова. Ч.1., М.: Юридическая литература, 1996 г. 520 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
  5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О несостоятельности (банкротстве)"

1 ст. 48, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)

2 ст. 90, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)

3 ст. 63, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)

4 п.2 ст. 3, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О несостоятельности (банкротстве)"


Информация о работе Субъекты гражданского права – юридические лица