Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:05, контрольная работа
Основной целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о субъектах гражданских правоотношений.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить нынешнее законодательство, обратиться к законодательству прошлых лет, изучить учебную литературу. Так же одной из важнейших задач является ознакомление с монографическими работами по данной теме и анализ периодических изданий.
К современному определению юридического лица ученые пришли не сразу. Пожалуй, первые юридические лица появились с развитием промышленных отношений. Исторически, основными функциями института юридического лица были:
В
1948 году советский юрист А.В.Венедиктов,
сторонник "теории коллектива" определял
юридическое лицо как коллектив трудящихся,
осуществляющий предусмотренные законом,
административным актом или уставом задачи,
имеющий урегулированную в том же порядке
организацию, обладающий на том или ином
праве и той или иной мере обособленным
имуществом и выступающий в гражданском обороте от своего имени- в качестве самостоятельного (особого) носителя гражданских прав и обязанностей6.
В 70-е годы В.В.Лаптев, автор "негативной концепции", исходя их реалий своего времени заменяет понятие юридического лица "субъектом хозяйственного права", выделяя его признаки:
2.2. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Также как и физические лица, юридические лица обладают правосубъектностью, то есть способностью быть субъектом права, которая проявляется в его правоспособности и дееспособности. Правоспособность юридического лица определяется статьёй 49 ГК РФ. В отличие от физических лиц, юридические лица обладают специальной правоспособностью, то есть его права и обязанности определяются целями юридического лица и прямо указаны в его учредительных документах. Исключение составляют негосударственные коммерческие организации, обладающие универсальной правоспособностью и имеющие целью извлечение прибыли.
По
общему правилу, правоспособность юридического
лица возникает с момента его
возникновения, которое приравнивается
к моменту его государственной регистрации
(п.2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается после внесения
записи о его ликвидации в единый государственный
реестр юридических лиц (п.8 ст. 63 ГК РФ).
Некоторые виды деятельности могут осуществляться лишь на основании государственной лицензии. В этом случае специальная правоспособность возникает с момента получения такой лицензии.
Дееспособность
юридического лица приобретается одновременно
с правоспособностью и
Прекращение юридического лица происходит после внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Прекращение может быть осуществлено двумя способами: реорганизация либо ликвидация.
Реорганизация - это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей. Реорганизация может проходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Решение о реорганизации принимается учредителями, либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном либо принудительном порядке.
2.3. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В
отличие от Гражданского кодекса 1964 года,
современный гражданский кодекс значительно
расширил число юридических лиц – участников
гражданского оборота. Оснований для классификации
юридических лиц множество, но мне бы хотелось выделить несколько, на мой взгляд наиболее важных.
По формам собственности юридические лица, как и вся собственность в Российской Федерации, делятся на государственные, муниципальные и негосударственные. В отношении собственности в Конституции России употребляется понятие "частная", но в отношении юридических лиц это не совсем корректно, так как само значение слова "частный" подразумевает единоличное владение, а юридические лица в большинстве случаев являются коллективными образованьями. Что касается муниципальных юридических лиц, на них в большей мере распространяются правила и положения, касающиеся государственных юридических лиц, так как сам институт муниципалитета сформировался сравнительно недавно, и выделить его особенности в гражданском обороте на данный момент непросто.
Далее, юридические лица можно разделить в соответствии с целями их деятельности на коммерческие и некоммерческие.
Основной целью деятельности коммерческих юридических лиц является извлечение прибыли. Так как подобная деятельность в значительной мере связана с предпринимательским риском, Гражданский кодекс называет закрытый перечень коммерческих юридических лиц и детально регламентирует не только порядок их образования, но и порядок формирования уставного капитала, права и обязанности участников в отношении юридического лица, порядок привлечения денежных средств.
В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация это – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие
организации могут создаваться для
достижения социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных
и управленческих целей, в целях охраны
здоровья граждан, развития физической
культуры и спорта, удовлетворения духовных
и иных
нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ9. Именно цели создания некоммерческой организации определяют границы её правоспособности.
Отдельно от юридических лиц стоят филиалы и представительства. Согласно статьи 55 ГК РФ Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. В соответствии с частью 1 Налогового кодекса филиалы и представительства не являются самостоятельными налогоплательщиками, но филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации10.
3. ГОСУДАРСТВО, КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Государство
- это особый субъект гражданского
права. Как носитель политической власти,
государство не является юридическим
лицом, оно само определяет порядок
и пределы осуществления
Государство
реализует свою правосубъектность
через систему государственных
органов. От имени государства в
гражданских правоотношениях
Государство является субъектом государственной собственности. Большую часть своего имущества оно закрепляет за государственными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, а также за государственными учреждениями, организациями на праве оперативного управления.
Государственные предприятия и учреждения действуют в гражданском обороте как самостоятельные субъекты от своего имени, а нет от имени государства.
Государство, являющееся непосредственным субъектом государственного имущества, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
Государство
как субъект имущественных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По
сравнению с Гражданским
В новом Законе наблюдается принципиально новый подход к институту юридических лиц. Расширяет круг юридических лиц, значительную часть которых теперь составляют негосударственные образования. Юридические лица делятся на некоммерческие и коммерческие, причем Закон содержит исчерпывающий перечень последних. Четко определяется имущественная ответственность юридического лица, случаи и границы субсидиарной ответственности. Закон детально регламентирует порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц, гарантируя права кредиторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ