Судьи
военных судов независимы и в
своей деятельности по осуществлению
правосудия никому не подотчетны.
Военным
судам подсудны:
- гражданские
и административные дела о защите нарушенных
и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых
законом интересов военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, граждан,
проходящих военные сборы, от действий
(бездействия) органов военного управления,
воинских должностных лиц и принятых ими
решений;
- дела о преступлениях,
в совершении которых обвиняются военнослужащие,
граждане, проходящие военные сборы, а
также граждане, уволенные с военной службы,
граждане, прошедшие военные сборы, при
условии, что преступления совершены ими
в период прохождения военной службы,
военных сборов;
- дела об административных
правонарушениях, совершенных военнослужащими,
гражданами, проходящими военные сборы.
Подсудность дел об административных
правонарушениях и дел о преступлениях,
в совершении которых обвиняются
военнослужащие, граждане, проходящие
военные сборы, а также граждане,
уволенные с военной службы, граждане,
прошедшие военные сборы, которые
совершили правонарушения в период
прохождения военной службы, военных
сборов, и гражданские лица, устанавливается
соответствующими федеральными
процессуальными законами.
г)
Конституционный
суд РФ - судебный орган конституционного
контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством
конституционного судопроизводства. Полномочия,
порядок образования и деятельности Конституционного
Суда РФ определяются Конституцией РФ
и Федеральным конституционным законом
от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном
Суде Российской Федерации" (в ред. от
15 декабря 2001 г.).В целях защиты основ конституционного
строя, основных прав и свобод человека
и гражданина, обеспечения верховенства
и прямого действия Конституции Российской
Федерации на всей территории Российской
Федерации Конституционный Суд Российской
Федерации:
1)разрешает
дела о соответствии Конституции РФ:
- федеральных
законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства РФ;
- конституций
республик, уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов РФ,
изданных по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти РФ и совместному
ведению органов государственной власти
РФ и органов государственной власти субъектов
РФ;
- договоров
между органами государственной власти
РФ и органами государственной власти
субъектов РФ, договоров между органами
государственной власти субъектов РФ;
- не вступивших
в силу международных договоров РФ;
2)разрешает
споры о компетенции: между федеральными
органами государственной власти; между
органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов
РФ;
3) по
жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и
по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в
конкретном деле;
4) дает
толкование Конституции Российской
Федерации;
5) дает
заключение о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в государственной измене
или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает
с законодательной инициативой
по вопросам своего ведения;
7) осуществляет
иные полномочия, предоставляемые
ему Конституцией Российской
Федерации, Федеративным договором
и федеральными конституционными
законами.
Конституционный
Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых
на должность Советом Федерации
по представлению Президента РФ сроком
на двенадцать лет. Основные принципы
деятельности Конституционного Суда РФ
- независимость, коллегиальность, гласность,
состязательность и равноправие сторон.
Поводом к рассмотрению дела
в Конституционном Суде РФ
является обращение в Конституционный
Суд в форме запроса, ходатайства
или жалобы, отвечающее требованиям
конституционного закона.
Закон дал возможность обращаться
в Конституционный Суд РФ всем
гражданам России, иностранцам, лицам
без гражданства и юридическим
лицам, утверждающим, что их основные
права и законные интересы
нарушены или не защищены вступившим
в законную силу окончательным
решением суда или иного государственного
органа, а также должностного
лица, действующего на территории
России.
Решения Конституционного Суда РФ обязательны
на всей территории РФ для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их объединений.
д)
Мировые судьи.
Суд по своей инициативе гражданских
дел не возбуждает. Возбуждаются
гражданские дела либо по заявлению
самого лица, обращающегося за
защитой своего права или охраняемого
законом интереса; либо по заявлению
прокурора; либо по заявлению
органов государственного управления,
профсоюзов, предприятий, учреждений,
организаций и т.д. Судья может рассматривать
дела либо единолично, либо коллегиально.
Мировые судьи рассматривают дела только
единолично.
Мировой
судья рассматривает в качестве
суда первой инстанции:
- дела о выдаче
судебного приказа;
- дела о расторжении
брака, если между супругами отсутствует
спор о детях;
- дела о разделе
между супругами совместно нажитого имущества
независимо от цены иска;
- иные возникающие
из семейно-правовых отношений дела, за
исключением дел об оспаривании отцовства
(материнства), об установлении отцовства,
о лишении родительских прав, об усыновлении
(удочерении) ребенка;
- дела по имущественным
спорам при цене иска, не превышающей пятисот
минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом на день подачи заявления;
- дела, возникающие
из трудовых отношений, за исключением
дел о восстановлении на работе и дел о
разрешении коллективных трудовых споров;
- дела об определении
порядка пользования имуществом
Федеральными
законами к подсудности мировых
судей могут быть отнесены и другие
дела.
2.
Статус судей РФ
На
судей возлагается осуществление
весьма ответственных государственных
обязанностей. Для того, чтобы они
могли осуществлять их эффективно,
государство наделяет судей особым
статусом. При этом необходимо иметь
в виду, что статус (правовое положение)
судей является единым для всего
судейского корпуса, независимо от того,
в каком суде они работают и
закреплен в Законе Российской Федерации
"О статусе судей в Российской
Федерации" и в Федеральном
конституционном законе "О судебной
системе Российской Федерации", Конституции
РФ и других нормативных актах. Различаются
судьи между собой только полномочиями
и компетенцией. Это связано с
тем, что не может быть полного
тождества в статусе судей
военного и общегражданского суда,
Верховного Суда РФ и районного или
городского суда и т. д. У каждого
из них свои участки работы, а, следовательно,
свой круг полномочий. Поэтому отступления
от общего требования о единстве статуса
всех судей допустимы, поскольку
они определены и санкционированы
законом, а не прихотью какого-то должностного
лица.
Всю
совокупность прав и обязанностей,
составляющих статус судей, можно сгруппировать
в несколько блоков:
1) права
и обязанности, связанные с
формированием судейского корпуса;
2) права
и обязанности судей, гарантирующие
им возможность независимого
осуществления своих полномочий;
3) права
и обязанности, обеспечивающие
активное участие судей в судейском
самоуправлении.
В
наиболее полном виде статус судей
был определен Законом РФ “О статусе
судей в Российской Федерации”.
В нем впервые были провозглашены
принципиальные положения о самостоятельности
и независимости судебной власти,
об осуществлении правосудия судьями-профессионалами,
наделенными полномочиями в конституционном
порядке, и др. На основе этих положений
в рассматриваемом законе изложены
требования, предъявляемые к кандидатам
на должность судьи и к судье, процедура
отбора кандидатов на должность судьи
и наделения судей полномочиями и т.д.
В
соответствии с действующим законодательством
кандидатом на должность судьи может
быть гражданин РФ, достигший 25-летнего
возраста, имеющий высшее юридическое
образование и стаж работы по юридической
профессии не менее пяти лет, сдавший
квалификационный экзамен и не допустивший
порочащих его поступков. Кандидат
на должность судьи, отвечающий этим
требованиям, должен получить, кроме
того, рекомендацию квалификационной
коллегии судей. Отбор кандидатов осуществляется
на конкурсной основе. После сдачи
экзамена квалификационная коллегия дает
заключение о рекомендации либо отказе
в ней председателю соответствующего
суда. Наделение судей полномочиями
осуществляется Президентом РФ при
соблюдении изложенных ранее процедур.
С момента назначения на должность судья
обязан неукоснительно соблюдать Конституцию
РФ и другие законы, исключать совершение
действий, умаляющих авторитет судебной
власти, достоинство судьи или вызывающих
сомнение в его объективности, справедливости
и беспристрастности. Судьи не вправе
быть депутатами, принадлежать к политическим
партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую
деятельность, совмещать свою работу с
другой оплачиваемой деятельностью.
Законом
установлены гарантии независимости
судьи, которые обеспечиваются:
1. Предусмотренной
законом процедурой осуществления
правосудия и недопустимостью
вмешательства в деятельность
судьи. Всякое вмешательство в
отправление правосудия в зависимости
от характера вмешательства определенного
лица влечет за собой административную
или уголовную ответственность.
2. Несменяемостью
судьи. Однако необходимо иметь
в виду, что судьи районных (городских)
народных судов и приравненные
к ним судьи военных судов
(армий, флотилий, гарнизонов, соединений)
впервые назначаются на эту
должность на срок не более
трех лет. Потом, если они
зарекомендуют себя положительно,
их назначают бессрочно (ст. 11
Закона РФ “О статусе судей
в Российской Федерации”).
3. Установленным
порядком приостановления и прекращения
полномочий судьи. Полномочия
судьи приостанавливаются (временно
прекращаются) решением квалификационной
коллегии судей при наличии
одного из следующих оснований:
- признании
судьи безвестно отсутствующим
решением суда, вступившим в законную
силу;
- согласии
квалификационной коллегии судей
на привлечение судьи к уголовной
ответственности или заключение
его под стражу;
- участии
судьи в предвыборной кампании
в качестве кандидата в состав
органа законодательной (представительной)
власти РФ или субъекта РФ
и избрание его в эти органы
власти.
Решение
о приостановлении полномочий судьи
действует до исчезновения оснований
к их приостановлению, и его полномочия
возобновляются решением той же комиссии.
Полномочия судьи прекращаются при
наличии значительного числа
оснований, главными из которых являются:
- письменное
заявление об отставке;
- неспособность
по состоянию здоровья или
по иным уважительным причинам
в течение длительного времени
исполнять обязанности судьи;
- прекращение
гражданства РФ;
- занятие деятельностью,
несовместимой с должностью судьи,
и др.
4. Правом
судьи на отставку, т.е. на почетное
удаление с занимаемой должности
(по не компрометирующим его
основаниям). За лицом, пребывающим
в отставке, сохраняются звание
судьи, принадлежность к судейскому
сообществу и гарантии личной
неприкосновенности.
5. Неприкосновенность
судьи. Она включает в себя
неприкосновенность его личности,
жилища, служебного помещения, используемых
им средств связи, его корреспонденции,
принадлежащего судье имущества
и документов.
6. Материальным
и социальным обеспечением судьи,
соответствующим его статусу.
Закон РФ “О статусе судей
в Российской Федерации” предусматривает
повышенные должностные оклады,
доплаты за квалификационный
класс, выслугу лет, ученую
степень и т. д.