Судебная власть и система органов, ее осуществляющих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание

Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений.

Содержание

Судебная власть: сущность и основные признаки………...………..……1
Правосудие: признаки и виды……………………………………….…….4
Понятие и принципы построения судебной системы РФ…….....………6
Место и функции судов в судебной системе РФ………………...………8
Суды общей компетенции (юрисдикции)…………………………8
Верховный Суд Российской Федерации. ………………………….9
Арбитражные суды РФ………………………………………...…..11
Конституционный Суд РФ……………………………………...…13
Понятие судебного звена и судебной инстанции……………………….16
Список используемой литературы………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная окончательная.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)
 

    4.3 Арбитражные суды РФ.

 

    Арбитражные суды России — сравнительно новая  система судов, существующая около 15 лет. Они заменили систему органов  государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

    В соответствии со ст. 127 Конституции  РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ1. Госарбитраж СССР являлся системой квазисудебных органов, не входивших в судебную систему страны, но осуществлявших рассмотрение споров между социалистическими предприятиями одной формы собственности. Такие споры были неподсудны судам общей юрисдикции. Кроме того, органы Госарбитража выполняли контрольные и другие управленческие функции.

    Введение  в экономику различных форм собственности  обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

    Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде».

    В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

    Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему  РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ (см. схему 3).

    Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

    Высший  Арбитражный Суд РФ;

    федеральные арбитражные суды округов;

    арбитражные апелляционные суды;

    арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов).

    Задачами  арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

    защита  нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, се субъектов, органов местного самоуправления, иных органов,

    должностных лиц в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

    обеспечение доступности правосудия в указанной  сфере;

    справедливое  публичное судебное разбирательство  в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

    укрепление  законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

    формирование  уважительного отношения к закону и суду;

    содействие  становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

    В условиях рыночной экономики система  арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность  возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства.

    Как и суды общей юрисдикции, арбитражные  суды осуществляют судебную власть при  разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими (ст. 1). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

    Подведомственность  и подсудность дел арбитражным  судам, процедура судебного разбирательства  и принятия решений, порядок и  основания их обжалования определены АПК РФ. Эти прерогативы разработаны  с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

    Согласно  АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических  отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

    Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

    4.4 Конституционный Суд РФ.

 

    Сущностные  отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией — обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права»2.

    Конституционный Суд Российской Федерации при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов».

    Статус  Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

    Конституционный Суд РФ является органом, принимающим  окончательное решение по этому  вопросу. Конечно, и другие суды применяют  Конституцию РФ и истолковывают  ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с учетом его реализации, — это исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе.

    Деятельность  Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру — конституционное  производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ. Имеются и иные отличия.

    Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ по отношению друг к другу выступают  органами одного уровня, являясь высшими  судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный  Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты,

    Полномочия  Конституционного Суда РФ за время  его существования претерпели ряд  изменений. Отчасти это связано  с более четким разграничением его  полномочий, отчасти — с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ (ст. 125), с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп.

    1. По проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных актов:

    а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства  РФ;

    б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

    Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные  акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят;

    в) договоров между органами государственной  власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

    г) не вступивших в силу международных  договоров РФ. Конституционный Суд  РФ ограничивает круг договоров,

    конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.

    2. По разрешению споров о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной  власти;

    б) между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ;

    в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

    Конституционный Суд рассматривает споры о  компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей.

    3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд РФ — единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе.

    4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле).

    5. Связанные с дачей заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ выступает предпоследней инстанцией в процедуре отрешения Президента от должности. По запросу Совета Федерации Суд обязан дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Второй вариант заключения влечет прекращение процедуры отрешения Президента (ч. 1 ст. 93, м. 7 ст. 125 Конституции РФ).

    6. По реализации права выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд почти не использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех или иных вопросов.

    7. Другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Информация о работе Судебная власть и система органов, ее осуществляющих