Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Целью работы - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава1 Суверенитет государства……………………………………………………….5
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства…………..5
1.2 Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом……………………………………………………………………………10
Глава 2 Суверенитет народа и формы его реализации………………………………13
2.1 Народный суверенитет в России. Сущность и признаки……………………….13
2.2 Формы реализации суверенитета народа………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………………..27
Список используемых источников…………………………………………………….30
Введение…………………………………………………………
Глава1 Суверенитет государства…………………
1.1 Понятие государственного
суверенитета, его юридические свойства…………..
1.2 Взаимосвязь суверенитета
государства с суверенитетом
народа и национальным суверенитетом……………………………………………
Глава 2 Суверенитет народа и формы его реализации………………………………13
2.1 Народный суверенитет
в России. Сущность и признаки……………………….
2.2 Формы реализации
суверенитета народа……………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………………
Категория "народный суверенитет"
относится к числу обязательных
исходных принципов любой
В настоящее время принцип народного суверенитета, один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принцип народного суверенитета означает верховенство и независимость народа как полновластного субъекта, который самостоятельно осуществляет управление обществом и государством. В соответствии с этим принципом "все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю".
Однако, несмотря на то, что понятие "народный суверенитет" возникло еще в XVIII веке, среди исследователей до сих пор нет однозначной оценки категории "народный суверенитет", его сущности и содержания. Некоторыми государствоведами он определяется как декларативный принцип, не имеющий юридической силы. Иные отмечают глубокую идеологическую сущность этого института и его практическую ценность. Тем самым, актуальность выбранной темы определяется неоднозначностью категории "Народный суверенитет", его содержания и сущности среди исследователей.
Предметом изучения данной курсовой работы является народный суверенитет в Российской Федерации как правовая категория, а также механизм и проблемы его обеспечения в нашем государстве.
Целью работы - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.
Задачи:
- рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;
- определить проблемы суверенитета народа в федеративном государстве, рассмотреть формы реализации суверенитета.
Теоретическую основу данной
работы составили труды зарубежных
и отечественных
Методологическую основу исследования составили методы познания, разработанные наукой и апробированные практикой. Среди них определяющее значение отводится диалектическому подходу, прикладываемому к таким явлениям, как "суверенитет государства", "суверенные права", "гарантии государственного суверенитета" и иным. Самостоятельную роль играют системно-структурный, исторический, функциональный, статистический и иные методы познания. Так, метод исторического исследования позволил проследить динамику категории "суверенитет" в отечественном государствоведении. Применение названных методов позволило целостно и всесторонне исследовать избранный объект.
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства
Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) - это верховная власть.
Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.
Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".
Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.
Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме).
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
- универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;
- ее прерогативы;
- наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.
Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.
Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.
Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.
Единство системы
Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
- в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
- в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что "власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться" , т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.
Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Таким образом, суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях).
Суверенитет государства
по политической направленности подразделяется
на внутренний и внешний, причём с
формированием мирового сообщества
и усилением международных
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).
1.2 Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом
Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия".
А значит народный и государственный суверенитет "настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни".