Горизонтальная
гармонизация - это уровень согласования
нормативно-правовых актов в пределах
блока (пакета) актов, связанных одним
предметом регулирования;
согласование
норм в пределах разных отраслей права
по одному предмету регулирования (так
происходит согласование норм административного
законодательства и норм уголовного права,
которыми обеспечивается ответственность
за правонарушения норм, предписанных
административным, муниципальным и иными
отраслями нормативного творчества, такую
же связь, а равно и ее нарушения, можно
проследить между конституционным, финансовым,
налоговым законодательством и отраслями
законодательства в области правоохранительной деятельности);
достаточно остро
встают вопросы гармоничного взаимодействия
отраслевого правового регулирования,
представленных отраслями публичного и
частного права.
Процесс гармонизации
авторского права на данном
уровне подтверждается подготовкой
Проекта закона о внесении
изменения в ст. 1 и дополнения
ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных
видов деятельности». Накоплен большой
опыт гармонизации законодательства в
пространстве Евросоюза. Гармонизация
законодательства об авторском праве
России, как не странно, сближает его не
только со странами Евросоюза. Примечательно,
что в этом процессе претерпевают изменения
и традиционные (религиозные) правовые
системы. Таким образом, гармонизация
законодательства об авторском праве
является в настоящий момент одной из
основных тенденций его развития, как
для российского права, так и для правовых
систем других государств. При этом на
примере российского авторского права,
возможно, проследить не только подход
к упорядочению, гармонизации законодательства
государств, которые значительное время
имели разные модели своих национальных
экономик, решения социальных проблем,
но и увидеть множество внутренних проблем
гармонизации законодательства. Наряду
с этим анализ правового регулирования
основ деятельности организаций, управляющих
имущественными правами на коллективной
основе, в России показывает, что оно находится
в стадии становления и активного совершенствования.
Необходимо лишь
адаптировать и расширять правовые
рамки авторского права для обеспечения
возможности действовать в условиях
новой цифровой среды. Информационные
сети, для целей гражданского права,
являются средой, в которой, как и в реальном
мире, возникают и прекращаются общественные
отношения и правоотношения. Представляется,
что для наилучшей обеспеченности авторских
прав в цифровой среде и установления
нормальной судебной практики необходимо
комплексное взаимодействие правовых
и технических средств защиты, предоставляемых законодателем.
Для этого необходимо принять законодательные нормы,
устанавливающие ответственность за совершение действий,
направленных на обход технических средств
защиты авторских и смежных прав соразмерную
с ответственностью, которая предусмотрена
законодательством Российской Федерации
за нарушение авторских и смежных прав.
Следующей проблемой адаптации авторского
права новой цифровой среде является сбалансированность
обеспечения имущественных прав правообладателей
и обеспечения доступа к информации для
научных целей и целей просвещения. В действительности,
информация все чаще производится в цифровом
формате. Новые коммуникационные технологии
предоставляют беспрецедентные возможности
для улучшения доступа к информации, а
технология обладает потенциалом с точки
зрения улучшения коммуникаций и доступа
для тех, кто находится в менее благоприятных
условиях вследствие удаленности или
обстоятельств экономического порядка.
Именно поэтому, исключения из авторского
права и смежных прав, допускаемые Бернской
конвенцией и одобренные договорами ВОИС,
должны быть при необходимости пересмотрены
в национальном законодательстве об авторском
праве, чтобы сделать разрешенные виды
использования одинаково применимыми
и к информации в электронной форме, и
к печатной информации. Другой проблемой
адаптации авторского права новой цифровой
среде является обеспечение прав правообладателей
в условиях распространения дистанционного
обучения. Установление обязанности образовательных
учреждений не допускать несанкционированного
распространения материалов, позволило
бы избежать нарушения имущественных
прав правообладателей и в дальнейшем
возможных судебных тяжб. При этом организация,
занимающаяся проведением дистанционного
обучения (то есть образовательное учреждение), обязана установить
охранные устройства для предотвращения
несанкционированного распространения
материала. В число таких охранных устройств
должны входить технологические меры,
которые пресекают как несанкционированный
доступ, так и возможность последующего
несанкционированного распространения
информации. Использование указанных
охранных систем должно являться обязательным
условием предоставления лицензии образовательному
учреждению по проведению дистанционного
обучения. Резюмируя проблемные аспекты
адаптации авторского права как гражданско-правового
института новой информационной среде
необходимо отметить, что первичной задачей,
которая позволит решить вопросы защиты
правообладателей является определение
ее как пространства, в котором могут существовать
гражданско-правовые отношения, как и
в реальном мире.
Это позволит,
во-первых, упорядочить гражданско-правовые
отношения по поводу авторских
прав, а во-вторых, обеспечить достойную
их охрану. При этом спецификой
защиты авторских прав в цифровой среде
является то, что она эффективна только
при условии взаимного действия технических
средств охраны, обход которых влечет
ответственность и преследуется законодательством,
а также правовых норм, непосредственно
гарантирующих обеспечение прав авторов
и правообладателей при использовании
объектов авторских прав в данной среде.
Способствовать этому в российском сегменте
цифровой среды будет скорейшая ратификация договоров
ВОИС по авторскому праву, а также параллельное
внесение изменений и дополнений в действующее
законодательство об авторском праве,
которое будет протекать по следующим
направлениям: включение в разряд охраняемых
новых объектов авторских прав, присущих
только цифровой среде, законодательная
адаптация систем управления цифровыми
правами, экономико-правовое согласование
интересов правообладателей и библиотек,
а также правообладателей и образовательных
учреждений при осуществлении дистанционного
обучения. До недавних пор в Российской
Федерации сложно было говорить существовании
единой политики в области авторских и
смежных прав. Различные организации боролись
за прерогативу ее формирования, что отрицательно
сказывалось на состоянии законодательства
об авторских и смежных правах. В течение
ряда лет правообладатели являлись заложниками
такого противостояния, которое отдаляло
перспективу принятия новых правовых
норм, отражающих современное положение
в данной сфере. В связи с этим, знаковым
моментом свидетельствующем об изменении
такого положения стало Постановление Правительства
РФ от 22 августа 2003 года, которым были внесены
изменения в Положение о министерстве
по делам печати, телерадиовещания и средств
массовой информации. Правительство возложило
на Министерство печати обязанности по
участию в разработке и реализация государственной
политики в сфере авторского права и смежных
прав. Изменения в постановление предусматривают,
что Министерство печати в пределах своей
компетенции займется совершенствованием
законодательства и организацией защиты
авторских и смежных прав, будет осуществлять
международное сотрудничество и взаимодействие
с общественными организациями, в области
авторского и смежных прав. Таким образом,
возможно, уже в ближайшее время многочисленные
передовые теоретические исследования
в области авторского права, смежных прав
и их охраны обретут надлежащее законодательное
закрепление.
Заключение.
Не вызывает
сомнений, что отношения, связанные с использованием
результатов интеллектуальной деятельности,
будут продолжать развиваться. В результате
ждет своего разрешения вопрос о направлении
грядущей эволюции права интеллектуальной
собственности, которое до настоящего
времени развивалось преимущественно
«стихийно», постоянно приводя то к драматической
недостаточности охраны, то к недопустимой
сверх защищённости. Базовое соотношение
между интересами пользователей и правообладателей
нарушалось в обоих случаях. Требуется
проявить значительную гибкость, с одной
стороны, предоставив пользователям возможность
для эффективной эксплуатации «интеллектуальных
ценностей», а с другой - обеспечив создателям
интеллектуальных достижений необходимую
степень защиты от возможного произвола.
Важнейшей задачей,
стоящей сегодня перед российским
государством, является формирование
цивилизованного рынка интеллектуальной
собственности. Почти все негативные явления,
с которыми приходится сталкиваться в
сфере интеллектуальной собственности
российским гражданам и организациям,
так или иначе связаны с двумя основными
проблемами: малым объемом и медленным
развитием рынка интеллектуальной собственности.
Основными причинами такого положения
являются «неупорядоченность» отношений,
трудности при реализации прав и их использовании,
большое количество правонарушений, отсутствие
развитой инфраструктуры и единой государственной
политики и саморегулирующихся механизмов
в данной области.
Как представляется,
основной целью государственной
политики и усилий всех заинтересованных
лиц в сфере интеллектуальной
собственности в настоящее время
должно быть формирование такой системы
реализации прав интеллектуальной собственности
и такого механизма ответственности за
их нарушения, при которых соблюдать права
интеллектуальной собственности было
бы не сложно, а нарушать - чрезвычайно
невыгодно. Для достижения этой цели необходимо
разумно сочетать предоставление удобных
и недорогих способов соблюдения законодательства
с обеспечением неотвратимости применения
санкций за его нарушение.
Список
использованной литературы. |
Законодательные
и иные нормативные
акты:
- Конституция Российской
Федерации: принята 12.12.1993 г. (с изм., внесенными
указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от
10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841, в
ред. федер. конституц. законов от 25.03.2004
№1-ФКЗ, от 14.10.2005 №6-ФКЗ, от 12.07.2006 №2-ФКЗ,
от 30.12.2006 №6-ФКЗ, от 21.07.2007 №5-ФКЗ, от 30.12.2008
№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Рос. газета. 1993.
25 дек.
- Всемирная
конвенция об авторском праве от 6 сентября
1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971
г.)
- Бернская
конвенция по охране литературных и художественных
произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная
в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине
13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта
1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928
г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме
14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная
2 октября 1979 г.) // Бюллетень международных
договоров. - сентябрь 2003 г. - №9. - с. 3.
- Всемирная
декларация по интеллектуальной собственности
от 26 июня 2000 г. // Интеллектуальная собственность.
- №4. - 2002 г.
- Договор ВОИС
по авторскому праву (принят Дипломатической
конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.)
Договор вступил в силу 6 марта 2002 г. / Российская
Федерация не участвует в настоящем Договоре.
- Соглашение
о сотрудничестве в области охраны авторского
права и смежных прав (Москва, 24 сентября
1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации. – 1994. - №2.
- Уголовный
кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации.
- 17 июня 1996 г. - №25. - Ст. 2954.
- Гражданский кодекс
РФ. Ч. 4: принят 18.12.2006 г. №230-ФЗ (с изм., внесенными
Федеральным законом от 01.12.2007 №318-ФЗ, от
30.06.2008 №104-ФЗ, от 08.11.2008 №201-ФЗ // Собр. законодательства
Рос. Федерации. 2006. № 52 (1 ч.), ст. 5496; Рос.
газ. 2008. 11 нояб.
- Федеральный
закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ "Об архитектурной
деятельности в Российской Федерации"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 20 ноября 1995 г.. - №47. - Ст. 4473.
- Указ Президента
РФ от 5 декабря 1998 г. №1471 "О мерах по
реализации прав авторов произведений,
исполнителей и производителей фонограмм
на вознаграждение за воспроизведение
в личных целях аудиовизуального произведения
или звукозаписи произведения" // Собрание
законодательства Российской Федерации.
- 7 декабря 1998 г. - №49. - Ст. 6016.
- Указ Президента
РФ от 14 мая 1998 г. №556 "О правовой защите
результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ военного, специального и двойного
назначения" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 18 мая 1998 г. - №20.
- Ст. 2146.
- Постановление
Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982
"Об использовании результатов научно-технической
деятельности" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 6 сентября 1999 г.
- №36. - Ст. 412.
- Постановление
Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 "О
минимальных ставках авторского вознаграждения
за некоторые виды использования произведений
литературы и искусства" // Собрание
актов Президента и Правительства Российской
Федерации. - 4 апреля 1994 г. - №13. - Ст. 994.
- Приказ Госкомиздата
СССР от 3 июля 1989 г. №212 "Об утверждении
инструкции о порядке проставления знака
охраны авторского права на произведениях
науки, литературы и искусства, издаваемых
в СССР" // Бюллетень нормативных актов
министерств и ведомств СССР. - 1990 г. - №5.
- Постановление
Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля
1986 г. №8 "О применении судами законодательства
при рассмотрении споров, возникающих
из авторских правоотношений" // Сборник
постановлений Пленумов Верховных судов
СССР и РСФСР по гражданским делам. – Москва.
– 1994.
- Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 20 января
2003 г. №2 "О некоторых вопросах, возникших
в связи с принятием и введением в действие
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации" // Еженедельный
бюллетень законодательных и ведомственных
актов. - февраль 2003 г.. - №8.
- Федеральный
закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской Федерации
«Об авторском праве и смежных правах»
// СЗ РФ. - 26 июля 2004г. - №30. - Ст.3090.
- Реформирование
правового регулирования авторских и
смежных прав. Интервью с заместителем
генерального директора Роспатента И.А.
Близнецом // Законодательство. – №6. –
2004.
- Закон РФ
от 23 сентября 1992 г. N 3523-I «О правовой охране
программ для электронных вычислительных
машин и баз данных» // Российская газета.
- 20 октября 1992г.
- Закон РФ
от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 «О правовой охране
топологий интегральных микросхем» //
Российская газета. - 21 октября 1992г.
Специальная
литература:
- Гаврилов
Э. Об исключительном праве на публичное
и «непубличное» исполнение произведения
// Хозяйство и право. 2008. №1. С. 16–20.
- Еременко
В.И. Соотношение понятий «интеллектуальная
собственность» и «исключительное право»
в ГК РФ // Законодательство и экономика.
2008. С. 35–42.
- Захарова
Н.С. Проблемы совершенствования законодательства
в сфере защиты авторских и смежных прав
// Юрид. мир. 2009. №6. С. 49–55.
- Тархов
В.А. Предмет гражданского права. Личные
неимущественные отношения // Гражданское
право. 2009. №2. С. 3–4.
- Цветков
И. Классификация объектов интеллектуальной
собственности // Интеллектуальная собственность.
Авторское право и смежные права. 2004. №5.
С. 41–44.
- Щербак
Н.В. Условия охраноспособности объектов
авторского права // Вестн. Моск. гос. ун-та.
Сер. 11: Право. 2008. №5. С. 30–48.
- Гаврилов
Э.П. Постатейный комментарий к Закону
РФ "Об авторском праве и смежных правах".
- М.: Фонд "Правовая культура", 1996
г.
- Гражданское
право. Том 3. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева,
Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Рожников. – 2001.
- Калятин В.О.
Интеллектуальная собственность (Исключительные
права). Учебник для вузов. – М.: Норма.
– 2000.
- Леонтьев
К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон
"Об авторском праве и смежных правах"
в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003 г.
- Моргунова
Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий
законодательства. М.: Экзамен, Право и
Закон. – 2004.
- Сергеев А.П.
Право интеллектуальной собственности
в РФ. – М.: 1996.
|