Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 23:08, контрольная работа
Первые представления о гражданском обществе сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Философскую характеристику устоев гражданского общества можно найти и у И. Канта. Главной представляется следующая его идея: гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Джон Локк………………………………………………………..…………5
Государство по Джон Локку ………………………………………..…….7
Гражданское общество: становление, особенности, принципы …….…8
Джон Локк о гражданском обществе. Теория разделения властей…...11
Влияние учения Джона Локка на развитие политической мысли..........14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………
Индивидуальная работа на тему:
«Теория
Джона Локка о гражданском обществе»
План
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………….….
Введение
Гражданское общество - это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Первые
представления о гражданском
обществе сложились давно, прошли длительную
эволюцию, начиная с эпохи античного
мира. Древнегреческий философ
В середине XVII в. английский философ Джон Локк в «Опыте о человеческом разуме» в обосновании социально-политической концепции опирается на естественное право и теорию общественного договора. Он утверждал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной.
Значительный вклад в формирование представлений о гражданском обществе внес Г. Гегель. В его работе «Философия права» гражданское общество определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок). Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. «В гражданском обществе, каждый для себя - цель... Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей» Гегель Г.
Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение и в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».
Целью работы является анализ понятия гражданское общество и его трактовка теоретиком гражданского общества Д. Локком. Задачи работы: рассмотреть понятие гражданского общества, его становление, особенности и принципы; определить его трактовку Джоном Локком; подчеркнуть ее значение в государственном устройстве общества.
XVII век не только в Англии, но и в континентальной Европе был веком взлета и обновления человеческого духа, коренной ломки отживших свой век социально-экономических и политических порядков, окостеневших духовных-научных нравственных, эстетических, философских традиций.
Родился
Джон Локк 29 августа 1632 года на западе
Англии в небольшом городке Рингтон,
в семье провинциального
В 1646 году он был зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступил в Оксфордский университет.
В Оксфорде Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, противостоящего схоластической учености, господствовавшей в английских университетах. Ричард Лоувэ, сторонник экспериментального изучения причин заболеваний, впервые применивший переливание крови, увлекает Локка занятиями медициной.
В Оксфорде Локк становится другом Роберта Бойля и совместно с ним проводит и обсуждает естественнонаучный эксперимент, Бойль побудил у него интерес к философии Декарта и Тассенди.
В 1667 г. Локк принимает предложение лорда Эшли занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщаться к политической деятельности, однако его интерес к науке не ослабевает.
После знакомства с выдающимся врачом-новатором Томсаном Сиднемом он начинает трактат “О медицинском искусстве”, в котором приводит доводы в пользу экспериментального исследования заболеваний. В 1668 году Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. - членом Совета этого общества.
Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы связанные с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести. На протяжении всей жизни у Локка сохранился интерес к социнианству - рационалистическому направлению в протестантизме, развивавшемуся главным образом в Польше.
В 1667 г. Локк пишет “Опыт о веротерпимости”. Опираясь на эту работу, лорд Эшли пытался убедить короля предпринять конкретные шаги по ограничению возраставшего в Англии влияния католиков и преследования протестантов. Началом исследования Локка в области теории происхождения и сущности политического общества, государства и собственности стала работа “Опыт о законе природы”, написана на латинском языке в 1660-1664 гг. В многообразии научных интересов Локка выделяется центральная область - обоснование новой философской концепции происхождения и сущности знания. В 1671 г. Локк принимает решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движение к знанию. Это был замысел главного труда Джона Локка - “Опыт о человеческом разумении”, над которым он работал на протяжении 16 лет.
В 1672 и 1679 годах Локк получает различные должности в высших правительственных учреждениях Англии. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения состояния здоровья Локк находится во Франции. В 1683 он эмигрирует в Голландию. Это были годы напряженного труда, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии.
В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заменены основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину. Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”, “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”. В 1695 г. появилась его работа “Разумность христианства”.
В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаивает идею отделения церкви от государства.
В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано. Цель этого объединения – общее благо.
Считал ли сам Локк как и многие другие представители школы естественного права общественный договор историческим фактом или просто пользовались им как рационалистической схемой, методом обоснования определенной политической платформы, остается открытым. Второе решение остается более вероятным.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Свобода, по Локку – это не анархия, что стремились внушить Филмер и другие сторонки абсолютизма, и гарантия от произвола, она – основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить.
Ратуя
за режим законности, он настаивал
на следующем положении: кто бы конкретно
ни обладал верховной властью
в государстве, ему вменяется “ управлять
согласно установленным постоянным законом,
провозглашенным народом и известным
ему, а не путем импровизированных указов”.
Законы тогда способствуют достижению
“главной и великой цели” государства,
когда их все знают и все выполняют. В государстве
абсолютно никто, никакой орган не может
быть изъят из подчинения его законам.
Высокий престиж закона проистекает из
того, что он, по Локку, решающий инструмент
сохранения и расширения свободы личности,
который также гарантирует индивида от
произвола и деспотической воли других
лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы».
Гражданское общество возникает после государства на определенной ступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно в этот момент и рождается гражданское общество. В зависимости от переживаемой исторической эпохи различают разные типы гражданского общества. Предпосылки гражданского общества возникают уже в античное время. Затем они усиливаются в период средневековья, особенно в период позднего феодализма и раннего капитализма (первоначальное накопление капитала). В эпоху капитализма и посткапиталистического развития гражданское общество обретает новые функциональные и институциональные параметры и характеристики.
Специалисты утверждают, что уровень развития гражданского общества, его масштабы и границы определяются: во-первых, отношениями собственности, реально существующими в обществе; во-вторых, уровнем и формой обобществления и уровнем развития производительных сил; в-третьих, конкретно-историческими условиями страны, системой общественных и политических институтов, характером их деятельности, проводимой политикой. Соотношение указанных трех факторов дает представление о гражданском обществе в той или иной стране.
Рассмотрим разные точки зрения на гражданское общество, начиная с зародышевых форм. Как считают исследователи данной проблемы, первым к ней обратился древнегреческий философ Платон, создатель концепции идеального государства. В его труде «Государство», обоснована мысль о том, что более полное удовлетворение человеческих потребностей связано с разделением труда между членами общества. Все свободное население делится на три сословия: философов (правителей), воинов (стражей), ремесленников и земледельцев (производителей). Эти группы людей, занятые специализированным трудом для удовлетворения общественных потребностей, составляют гражданское общество. Но у Платона, Аристотеля и других мыслителей древности политическое общество (государство) практически еще совпадало с гражданским: член общества был одновременно и членом государства, а понятие «политическое» включало все стороны общественной жизни: экономику, культуру, труд, семью, искусство и так далее, то есть то, что впоследствии составило основу гражданского общества.
Информация о работе Теория Джона Локка о гражданском обществе