Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:35, реферат
Торги как способ заключения договора по продаже имущества должника традиционно проводятся на стадиях внешнего управления и конкурсного производства. Продажа имущества должника с торгов в наибольшей степени соответствует достижению целей банкротства, так как обеспечивает конкуренцию покупателей для получения наибольшей цены.
Внешний управляющий реализует имущество должника (после его инвентаризации и оценки) на открытых торгах при условии, что это не приведет к остановке хозяйственной деятельности должника. Он может также продать предприятие должника целиком и за счет вырученных денег расплатиться с кредиторами. В этом случае реализация имущества направлена на восстановление платежеспособности должника.
Сабировой А.П.
ТОРГИ ПО ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА В ХОДЕ БАНКРОТСТВА
Торги как способ заключения договора по продаже имущества должника традиционно проводятся на стадиях внешнего управления и конкурсного производства. Продажа имущества должника с торгов в наибольшей степени соответствует достижению целей банкротства, так как обеспечивает конкуренцию покупателей для получения наибольшей цены.
Внешний управляющий реализует имущество должника (после его инвентаризации и оценки) на открытых торгах при условии, что это не приведет к остановке хозяйственной деятельности должника. Он может также продать предприятие должника целиком и за счет вырученных денег расплатиться с кредиторами. В этом случае реализация имущества направлена на восстановление платежеспособности должника.
В настоящее время Законом
четко определено, что аукционная
продажа имущества
1. Определение победителя аукциона в соответствии с шаговым реестром торгов противоречит законодательству
1.Ранее Закон о банкротстве допускал проведение торгов по продаже имущества должника трижды. Первые торги могли признаваться несостоявшимися, если:
1) в установленные сроки не получено ни одной заявки (предложения);
2) получена только одна заявка (предложение).
В этих случаях требовалось проведение повторных торгов. Когда торги фактически состоялись, но имущество оказалось не продано, то Закон о банкротстве не квалифицировал такие торги как несостоявшиеся. Хотя неоплата победителем торгов цены продажи имущества все равно означала проведение повторных торгов.
Оплата должна быть осуществлена покупателем в течение 30 дней со дня подписания договора купли-продажи (п. 19 ст. 110 Закона о банкротстве).
Повторные торги проводились по тем же правилам, что и первые торги, условия продажи имущества оставались прежними. Если повторные торги также признавались несостоявшимися, то в течение 14 дней арбитражный управляющий должен был опубликовать новое сообщение, теперь уже о проведении третьих торгов. Процедура подготовки к третьим торгам была такой же, как для первых и повторных торгов. Единственный параметр, который мог быть изменен, - это начальная цена продажи, установленная собранием (или комитетом) кредиторов. Она могла быть снижена на 10%, но не ниже минимальной цены продажи, определенной органами управления должника.
Если имущество должника
не было продано на третьих торгах,
порядок его последующей
Если торги дважды не достигли своей цели, значит, такой способ реализации имущества в конкретной ситуации себя не оправдал. В связи с этим представляется обоснованным, что п. 18 ст. 110, п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве устанавливают теперь двукратное проведение торгов.
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 110 Закона о банкротстве определение порядка и условий проведения торгов относилось к компетенции собрания или комитета кредиторов. В настоящее время Закон о банкротстве не предоставляет подобных полномочий собранию (комитету) кредиторов, регламентируя процедуру проведения торгов императивно.
Определение победителя в соответствии с пошаговым реестром торгов противоречит императивным положениям п. 4 ст. 447 ГК РФ, согласно которым выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Торги заканчиваются составлением протокола о результатах торгов, в котором указывается их победитель, т.е. лицо, сделавшее последний шаг аукциона и предложившее наиболее высокую цену.
На первых аукционных торгах отказ победителя торгов от исполнения заключенного договора купли-продажи должен был означать проведение повторных торгов. Поэтому пересмотр итогов торгов и заключение договора с лицом, которое сделало не последний, а первый шаг аукциона, можно квалифицировать как нарушение положений Закона о банкротстве и ГК РФ.
Надо сказать, что в настоящее время согласно абз. 2 п. 16 ст. 110 Закона о банкротстве в случае уклонения или отказа победителя торгов от заключения договора купли-продажи арбитражный управляющий обращается к участнику торгов, чье предложение (шаг аукциона) предшествовало предложению победителя торгов. Важно подчеркнуть, что второй участник, в отличие от победителя торгов, вправе, но не обязан заключить договор купли-продажи, поэтому для него отказ от приобретения имущества не влечет утраты задаточных денег. При этом обращаться к третьему, четвертому шагу и т.д. арбитражный управляющий не вправе. Если по результатам первых торгов договор купли-продажи так и не будет заключен, управляющий должен объявить о проведении повторных торгов (п. п. 16 - 18 ст. 110 Закона о банкротстве).
2. В конечном счете проведение повторных торгов обеспечило бы соблюдение интересов самих кредиторов, так как выручка наибольшей цены за имущество должника находится в прямой причинно-следственной связи с удовлетворением требований всех или максимально возможного числа кредиторов должника.
Что касается угрозы утраты задаточных денег (не более 20% начальной цены продажи имущества), то лица, принимающие формальное участие в торгах, как правило, этих денег вообще не вносят. Уже давно отработана схема, по которой претендент на участие в торгах направляет в банк платежное поручение на уплату суммы задатка, чуть позже, но в течение того же банковского дня его отзывает, а организатору торгов подает платежное поручение, на котором не стоит отметка банка о его отзыве.
3. В соответствии с абз. 3 п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора) победитель торгов утрачивал внесенный задаток в двух случаях:
1) при отказе от подписания протокола об итогах торгов;
2) при отказе от подписания договора купли-продажи.
Так, в течение пяти дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов арбитражный управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи с приложением проекта данного договора. В случае уклонения или отказа победителя торгов от подписания данного договора в течение пяти дней с даты получения указанного предложения внесенный задаток ему не возвращается.
В итоге выходит, что кредиторы превысили свои полномочия, установив такие правила об удержании задатка, которые противоречат императивным требованиям Закона о банкротстве и ГК РФ.
4. Участники аукциона, сделавшие шаги 78 и 79 (последний и предпоследний), отказались от приобретения имущества, шаг 2 был признан технической ошибкой, допущенной в оформлении протокола. В итоге договор купли-продажи был заключен с участником, сделавшим шаг 1, т.е. недвижимое имущество было продано по цене, незначительно отличающейся от начальной.
2. Срок подачи заявки на участие в аукционе не может являться критерием определения победителя аукционных торгов.
1. Сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника было своевременно опубликовано внешним управляющим. Требования к содержанию данного сообщения установлены в п. 6 ст. 110 Закона о банкротстве. Среди прочего в нем должна указываться начальная цена продажи имущества. Начальная цена устанавливается решением собрания (или комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика (п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве).
Снижение цены допускалось не на вторых, а на третьих торгах, а сама цена снижалась отнюдь не по сравнению с прогнозной ценой, указанной в плане внешнего управления, а по сравнению с начальной ценой продажи, установленной при проведении первых и повторных торгов.
2. Правовая природа извещения о торгах рассматривается и учеными, и практикующими специалистами с двух позиций. Оно квалифицируется либо как публичная оферта (ст. 437 ГК РФ), т.е. предложение вступить в договор, обращенное к неопределенному кругу лиц, либо как односторонняя сделка организатора торгов, последствием которой является приглашение делать оферты.
Оферта представляет собой адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать все существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ).
Мнения специалистов, обосновывающих тождество между понятиями "оферта" и "извещение о торгах", основаны на разграничении двух стадий правовых связей между организатором торгов и их участниками: самих торгов и договора, ради заключения которого данные торги проводятся. Сообщение о проведении торгов - это выражение организатором торгов намерения вступить в правоотношения по поводу организации и проведения торгов, из условий которого ясно или подразумевается, что сообщение будет связывать оферента (в данном случае организатора торгов), как только адресат примет его путем вполне определенного действия - подачи заявки на участие в торгах. Объявление о проведении торгов по своей юридической природе носит организационный характер. По отношению к договору, заключаемому по результатам торгов, извещение является вызовом на оферту. Заявки участников являются акцептом договора на проведение торгов и в то же время офертами на заключение конечного договора. Причем извещение о проведении открытых торгов предлагается считать публичной офертой, а объявление о закрытых торгах, соответственно, адресной офертой.
В то же время согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение о проведении торгов среди прочего должно содержать сведения о предмете торгов. В случае продажи имущества должника с торгов предметом торгов остается право на заключение договора купли-продажи, порядок и сроки его заключения определяются в ст. 110 Закона о банкротстве.
3. Общеизвестно, что торги могут быть открытыми и закрытыми. В открытых торгах может участвовать любое лицо, в закрытых - ограниченный круг лиц, специально приглашенных для участия в торгах. Таким образом, торги делятся на открытые и закрытые в зависимости от состава участников. Закон о банкротстве отдает приоритет проведению именно открытых торгов. Помимо этого торги могут быть открытыми или закрытыми в зависимости от формы подачи ценовых предложений. Открытая форма подачи предложений выражается в устном соревновании между участниками торгов, для чего используется аукцион, при котором каждая последующая оферта участника торгов превышает предыдущую на заданную величину ("шаг аукциона"). Закрытая форма подачи предложений (или аукцион первой цены) означает их передачу организатору торгов в запечатанных конвертах одновременно с подачей заявки на участие в торгах. В этом случае ценовые предложения участников торгов не подлежат разглашению до начала проведения торгов. Торги могут быть открытыми по составу участников, но одновременно закрытыми по форме подачи предложений и наоборот.
При проведении торгов путем одновременного вскрытия запечатанных пакетов предполагается, что их участники не осведомлены о цене, предложенной другими участниками, что создает предпосылки для предложения максимальной цены за продаваемое имущество.
Проведение торгов с подачей ценовых предложений в запечатанных конвертах позволяет претенденту на приобретение имущества должника прислать свое предложение почтой, не направляя собственного представителя для непосредственного участия в аукционе или конкурсе. Нельзя не признать, что такой подход в значительной мере расширяет возможности участия в торгах приобретателей из других регионов, т.е. не по месту нахождения имущества должника. Это в определенной степени способствуют обеспечению массовости торгов.
Конечно, целесообразно оценивать заявки участников по степени выгодности содержащихся в них всех условий приобретения имущества должника. Такой подход в полной мере соответствует и правовой природе торгов, которые, будучи способом выявления наилучшего контрагента, должны продолжаться до окончательного и безоговорочного выявления победителя.
Хотя продажа посредством публичного предложения представляет собой публичную оферту (п. 2 ст. 437 ГК РФ), в то же время она направлена на вызов состязательности между потенциальными контрагентами. Именно по этой причине данная процедура весьма схожа с аукционом, хотя состязательность (соревнование) выражается не в предложении наиболее высокой цены, а в скорости подачи заявки, так как приоритетное право на заключение договора купли-продажи имущества отдается тому лицу, которое первым предлагает за него цену первоначального предложения.
При продаже посредством публичного предложения состязательность потенциальных покупателей минимизирована, договор заключается с первым, кто отзовется на опубликованную информацию о продаже и подаст заявку на приобретение имущества по цене первоначального предложения. Однако этот способ продажи мог использоваться лишь тогда, когда торги по продаже имущества должника трижды не состоялись, причем по решению собрания (или комитета) кредиторов. Только в этих условиях согласно абз. 5 п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве допускалось, что процедура реализации имущества может быть максимально упрощена.
Информация о работе Торги по продаже имущества должника в ходе банкротства