Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:07, контрольная работа
Законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации Кодексом, и по вопросам, непосредственно Кодексом не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать Кодексу. На основании и во исполнение Кодекса, других законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных Кодексом, другими законами, указами Президента РФ.
Введение……………………………………………………………………………………….…3
Условия заключения брака……………………………………………………………….….….4
Препятствия к заключению брака………………………………………………………………9
Медицинское обследование лиц, вступающих в брак………………………………………13
Порядок заключения брака…………………………………………………………………….16
Список использованной литератур……………………………………………………………23
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Контрольная работа по дисциплине:
Семейное право
Тема: Условия
и порядок заключения брака
Выполнила: студентка 4 курса
юридического факультета
заочной формы обучения
специальность юриспруденция
Хоткевич Наталья Олеговна
Проверил: Крайнова
С.А
г. Гатчина
-2010-
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Условия
заключения брака……………………………………………………………….
Препятствия к заключению брака………………………………………………………………9
Порядок
заключения брака…………………………………………………………………
Список
использованной литератур………………………………………………………
Введение
Семейный кодекс не содержит определение брака.
К юридическим признакам брака следует отнести характерные черты, позволяющие наиболее полно раскрыть его сущность. Анализируя статьи Семейного кодекса РФ, регулирующие порядок и условия государственной регистрации заключения брака, основания и порядок его прекращения, можно выделить следующие юридически значимые признаки брака. Брак – это:
Правовое регулирование брачных отношений государством.
В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении России и субъектов Федерации. Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Федерации.
Законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации Кодексом, и по вопросам, непосредственно Кодексом не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать Кодексу. На основании и во исполнение Кодекса, других законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных Кодексом, другими законами, указами Президента РФ.
Право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом. Основные международно-правовые документы в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. признают право за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, на вступление в брак и право на основание семьи при условии свободного и полного согласия вступающих в брак.
Данные требования закреплены и в ст. 12 СК, устанавливающей условия заключения брака в РФ. Условия заключения брака — это обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака и для признания брака действительным, то есть имеющим правовую силу.
Условиями заключения брака являются:
Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть высказано ими свободно и независимо. Их обоюдная воля на заключение брака должна быть выражена лично, то есть исходить непосредственно от лиц, сочетающихся браком. Соблюдение данного требования немаловажно, поскольку дает возможность должностным лицам органа загса убедиться в добровольности желания мужчины и женщины вступить в брак. В связи с тем, что воля на вступление в брак должна быть выражена лично, не допускается заключение брака через представителя по доверенности либо заочно. Представительство исключено законом даже в тех случаях, когда лицо, подавшее заявление о заключении брака, в силу уважительных причин (болезни его самого или близких родственников, отъезд в командировку) не может явиться в орган загса для государственной регистрации заключения брака в назначенный день. В такой ситуации лица, вступающие в брак, могут лишь просить руководителя органа загса о сокращении или увеличении установленного срока государственной регистрации заключения брака. В современной юридической литературе взаимное согласие на вступление в брак рассматривается как "согласованное встречное волеизьявление будущих супругов, направленное на возникновение брачного правоотношения", или как "свободное, осознанное волеизъявление заключить союз с конкретным человеком, намерение создать с ним семью, приобрести права и обязанности супругов", что в целом согласуется с традиционным взглядом на данное условие вступления в брак, как свидетельство брачующихся об обоюдной готовности создать семью.
Немаловажно,
что свободное вступление в брак
свидетельствует не только о взаимной
и осознанной готовности к созданию
семьи лиц, вступающих в брак, но
и означает отсутствие принуждения
в форме физического или
Похищение женщины в целях принуждения ее к вступлению в брак при определенных условиях может повлечь уголовную ответственность по ст. 126 УК, предусматривающей наказание в виде лишения свободы от четырех до восьми лет, а если это деяние совершено группой лиц — то от пяти до десяти лет.
Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак выражается в их совместном письменном заявлении о заключении брака в орган загса. А если кто-то из них не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления, то волеизъявление на заключение брака может быть оформлено согласно ст. 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее — Закон об актах гражданского состояния) отдельными письменными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, должна быть нотариально удостоверена. Согласие на вступление в брак выражается также и устно лицами, вступающими в брак, непосредственно при государственной регистрации заключения брака в органе загса и подтверждается их
Подписями.
На территории России признается и охраняется государством только союз мужчины и женщины. В некоторых странах национальным законодательством разрешается регистрация сожительства однополых пар. Думается, что таким образом иностранные государства пытаются регулировать отношения сексуальных меньшинств в законодательном порядке. Нельзя отрицать существование и в нашей стране данного социального явления, однако в России пока отсутствует подобный опыт правового регулирования.
Другим обязательным условием заключения брака закон определяет достижение лицами, вступающими в брак, брачного возpacтa. В статье 13 СК брачный возраст, как и ранее, устанавливается в восемнадцать лет и совпадает с возрастом наступления гражданской способности гражданина в полном объеме, как это предусмотрено ст. 21 ГК. В этой связи также важно иметь в виду, что лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, считается несовершеннолетним ребенком со всеми вытекающими отсюда последствиями (п. 1 ст. 54 СК).
Брачный возраст определен законом в качестве минимально необходимого для вступления в брак и, как отмечается в литературе по семейному праву, свидетельствует о соответствующей степени зрелости лиц, вступающих в брак (социальной, физической и психической), о наличии у них зрелой воли и сознания. Что же касается предельного возраста для вступления в брак, а также разницы в возрасте лиц, вступающих в брак, то они Кодексом не установлены. Общим правилом является то, что лицо, желающее вступить в брак, должно достигнуть установленного законом возраста на момент государственной регистрации заключения брака; а не на день подачи в орган загса заявления о вступлении в брак.
В п. 2 ст. 13 СК предусмотрена возможность снижения брачного возраста лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Согласно указанной статье при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Таким образом, снижение брачного возраста до шестнадцати лет отнесено законом к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак. Для этого требуется наличие уважительных причин, которые законом не раскрываются, но практика показывает, что в качестве уважительных причин могут быть признаны следующие:
Решение о снижении брачного возраста выносится по .месту жительств лиц, желающих вступить в брак. В решении должно быть указано: кому и на сколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом. В ст. 13 СК имеется прямое указание на то, что решение о снижении брачного возраста может быть принято только по просьбе самих лиц, вступающих в брак, тогда как ранее в законе подобных требований не имелось (ст. 15 КоБС). Отсюда следует, что заявление в орган местного само- управления с просьбой о снижении брачного возраста должно быть подано ими самими. Согласия родителей несовершеннолетних на брак не требуется.
Федеральное законодательство (абз. 1 п. 2 ст. 13 СК) предусматривает возможность снижения брачного возраста не более чем на два года. Однако абз. 2 п. 2 ст. 13 СК субъектам РФ предоставлено право в соответствующем законе устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет (то есть речь идет о разрешении снижения брачного возраста более чем на два года). Данная норма является новеллой СК, направлена на возрастание роли в урегулировании семейных отношений законодательства отдельных регионов и начинает активно применяться на практике. Так приняты специальные законы о снижении брачного возраста в: Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской; Тверской и других областях.
Особые обстоятельства (уважительные причины), дающие основания на вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет, чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться и другие обстоятельства: отсутствие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак либо иные чрезвычайные обстоятельства.
Как правило, решение о снижении брачного возраста (до четырнадцати или до пятнадцати лет) принимается соответствующими компетентными органами (главой областной (городской, районной) администрации или уполномоченными ими должностными лицами) по заявлениям несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, и их родителей при обязательном представлении документов, подтверждающих наличие особых обстоятельств для заключения брака. Примечательно, что законодательством некоторых субъектов РФ в качестве дополнительной гарантии соблюдения требований СК при вступлении в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, установлена необходимость получения заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий к вступлению в брак.