Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:08, реферат

Описание

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 34.04 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

 

Политические знания и  культура нужны сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность  граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной  и общественной организации. Поэтому  сознательное формирование политической культуры как искусства совместного  цивилизованного проживания людей  в государстве – забота всего  современного обществ, важное условие его благополучия.

Практическое осуществление  политико–просветительской деятельности в современном мире выходит за рамки национально-государственных  границ.  Так, страны Европейского Союза  координируют усилия в области политического  просвещения для формирования у  своих граждан чувства западноевропейской идентичности, принадлежности к общей  родине – Европе, к новому межгосударственному  объединению. Тем самым укрепляется субъективная, личностно – мотивационная основа европейской интеграции.

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляется с помощью определенных принципов. Воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством.  Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению ( эту часть прав обычно называют свободами ) или получать определенные блага ( это – собственно права ).

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Понятие и история  прав человека.

 

Проблема прав  человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

Возможны четыре основных способа взаимоотношений индивидов  с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный  ( участия ). Первая, тоталитарная, модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.

Патриархальный тип взаимоотношений  индивида и власти предполагает сложную  иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитетный правитель, венчающий пирамиду власти.

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в  отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и государства. Последнее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции - обеспечение безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.

Взаимоотношения индивида и  власти во внеполитических сферах и  пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств  власти прав, т.е. узко и ограниченно.

В современной политической науке преобладает третий, партиципаторный, подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе себе подоб-

 

4

ными  создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства. А в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.

На заре человечества в  условиях родоплеменного строя проблема прав человека не стояла и не могла  стоять. Так как в то время не было отчужденной от индивидов власти. А значит, и необходимости утверждать и защищать во властных отношениях ценность личности, ее свободу. Кроме  того, «средний» человек догосударственной  и раннегосударственной эпохи еще  не обладал развитым самосознанием  и индивидуальностью. Руководствовался в отношениях с государством прежде всего вековыми традициями. Не отделял себя от рода, общины. Селения и государства, обычно с покорностью воспринимал свое положение в общественной иерархии. Даже если это было положение раба.

Само возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с  развитием общества, государства  и человеческой индивидуальности. Не случайно впервые идеи прав личности возникают лишь у немногих материально обеспеченных мыслителей, обладающих развитым самосознанием и чувством собственного достоинства. Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые эти идеи встречаются  у древнегреческих философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы.

Значительный вклад в  концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его  право на частную собственность. Это право коренится в самой  природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной  концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное. Позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое в свою очередь более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. эта идея верховенст-

 

5

ва естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.

Автономия, достоинство и  равенство индивидов во взаимоотношениях с властью и другими людьми распространялись философами Древней Греции и Древнего Рима главным образом лишь на свободных граждан, но не рабов, которые, как считал Аристотель. Самой природой наделены качествами, предназначенными для подчинения и исполнения указаний господина. Среди античных сторонников естественного права лишь стоики провозгласили лозунг равенства людей по природе, независимого от пола, национальности и социального положения, поскольку все люди созданы космосом и над всеми «равно тяготеет судьба».

Выдающийся вклад в  массовое распространение гуманистических  ценностей, лежащих в основе концепции  прав человека, внесло христианство. Оно  придало гуманистическим идеям  высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственными ценностями. Христианство обращается к внутреннему  миру человека, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем  самым способствует развитию человеческой индивидуальности. Оно требует уважения каждого человека как творения, наделенного душой и созданного Богом по своему образу и подобию. Божественное происхождение обуславливает принципиальное равенство и свободу всех людей. кроме того, вдохновляющим примером уважения и любви к человеку служит поступок Бога, сознательно обрекшего Своего Сына на мучительные страдания на кресте ради спасения человечества.

В период феодализма идеи естественного  права не были полностью забыты. Нередко они использовались для  обоснования справедливости восстаний  против угнетателей, посягающих на традиционные народные вольности. Свое воскрешение, либеральное переосмысление и развитие эти идеи получили в XVI-XVIII вв. в трудах выдающихся мыслителей либерализма и Просвещения.

Виднейшие представители  либерализма – Локк. Монтескье. Руссо, Кант, Джефферсон. Смит, Миль. Бентам и  д.- по существу заложили основы современного понимания прав человека. Они обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и некоторых  других как естественных, неотъемлемых и священных императивов и  норм взаимоотношений между людьми и властью.

При этом естественность прав означает, что они присущи индивиду от рождения вследствие его принадлежности к роду человеческому; неотъемлемость отражает их имманентность индивиду как живому су-

 

6

ществу, а также как свойственность человеку вообще, независимо от времени и пространства, в котором он существует; священность характеризует высочайшее уважение и почитаемость прав человека, их высший ценностный статус в иерархии общественных ценностей.

Историческая заслуга  Просвещения в вопросе о правах человека состоит не только в их теоретическом обосновании как  гуманистических целей человечества, но и в нахождении важнейших способов их практического осуществления. К  ним относятся прежде всего принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый из них, разработанный в первую очередь Локком и Руссо, означает подчиненность власти индивидам, добровольно объединившимся в народ и обладающим правом на расторжение «общественного договора» и свержение власти в том случае, если она посягает на фундаментальные права человека на жизнь, свободу и собственность. Второй принцип, гарантирующий индивидуальные свободы,- разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Первым его сформулировал в современной форме Шарль Монтескье в 1748 г. Этот принцип и сегодня является важнейшим инструментом, ограждающим личность от злоупотреблений и притеснений со стороны власти.

Впервые либеральная концепция  прав человека нашла систематизированное  юридическое выражение в 1776 г. в  Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах конституции  США, принятого в 1791 г. В 1789 г. основополагающие права - свобода личности, права на собственность, безопасность и сопротивление угнетению – были конституционно закреплены во французской Декларации прав  человека и гражданина. Эти выдающиеся политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня. Хотя, конечно же, нынешние представления о правах человека намного богаче по содержанию.

Либеральные права, постепенно получившие государственное признание  в Америке и Европе с конца  XVIII в., отвечали в первую очередь интересам буржуазного класса, прямо заинтересованного в отмене феодальных привилегий и сословных ограничений, в устранении государственных запретов на производственную и торгово – предпринимательскую деятельность, в обуздании государства и его подчинении своему контролю с помощью силы денег.

Политический либерализм, подчинив права человека силе денег, показал тем самым свою ограниченность. Примерно до 20-х гг. XX в. в большинстве буржуазно-демократических стран низшие слои общества и женщины не имели избирательных прав. Затруднено было практическое использование провозглашенных в конституциях прав неимущими, так как это требовало необходимых знаний, времени и материальных затрат. Вне государственного внимания оставались экономические и социальные условия свободы личности.

7

Сама постановка проблемы прав человека в классическом либерализме  носит узкий, ограниченный характер. Права охватывают лишь одну сферу  взаимоотношений индивидов и  государства – их взаимодействие как физических лиц, обладающих собственностью. Права человека обеспечивают гражданам личную безопасность, ограждают их частную жизнь от нежелательного вмешательства со стороны других людей и государства, а также позволяют собственникам контролировать власть посредством избрания ее представителей. При этом вне поля зрения государства остается сфера экономических, культурных и других отношений между людьми и соответствующие виды власти: экономическая, духовно – информационная и др., которые отдаются на откуп собственникам.

Либеральное решение проблемы прав человека хотя и огородило граждан  от государственного произвола, однако не защитило их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к социальному  освобождению всех членов общества. Развязав руки буржуазии и создав благоприятные условия для промышленной революции и утверждения капитализма, оно в то же время увеличило социальное неравенство и обострило классовые конфликты. Оказалось. Что отсутствие всяких ограничений в использовании гражданских прав делает их привилегией меньшинства. Это породило массовый протест рабочего класса и других низших слоев общества, требовавших принятия законов, создающих социальные условия свободы и уважения человеческого достоинства неимущих граждан и ограничивающих власть собственников.

Впервые требования дополнить  либеральные права правами социальными  были обоснованы и выдвинуты в  первой половине XIX в. чартистским движением рабочих Англии. В своей программе, разработанной в 1839 г.,  чартисты выступили за эволюционный путь к социализму, не отрицающий либеральные права, в том числе частную собственность, но требующий справедливой, полной оплаты труда и равноправного участия рабочих в управлении государством.

Информация о работе Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире