Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:49, контрольная работа
В 1215 году свет увидел Хартию Вольностей. Хотя этот документ относиться к разряду памятников истории, невозможно отрицать его важную роль в развитии демократии. Нам трудно представить себе, что первые шаги демократии воспринимались когда-то как социальная утопия и как бунт против существовавшего строя, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на последующие политические события.
Введение
1. Источники и общая характеристика документа.
2. Отражение в Хартии материальных интересов различных социальных слоев феодальной Англии.
3. Хартия и Политические требования баронства:
«конституционные статьи»
4. Историческая оценка Хартии 1215 года.
Воскресным утром 17 мая, пока лондонцы, верные королю Иоанну, присутствовали на мессе, его противники распахнули городские ворота перед мятежниками, и те взяли город, не встретив сопротивления. Падение Лондона решительно изменило соотношение сил между монархом и непокорными баронами. Люди, занимавшие нейтральную позицию и ожидавшие, куда подует ветер, переходили на сторону повстанцев. Иоанн бежал в Виндзорский замок. Здесь главные советники короля — Уильям Маршал и Хуберт де Бург — уговорили его заключить мир, пойдя на уступки баронам. Под давлением обстоятельств Иоанн вынужден был подписать документ, которому суждено было войти в историю под названием Magna Carta, или Великая хартия вольностей, признавая таким образом, что королевская власть не стоит над законом, а подчиняется ему. Основная идея Великой Хартии Вольностей заключалась в том, что король должен править по закону и защищать права и свободы своих подданных. Английский король был вынужден взять на себя письменные обязательства, вынуждающие его действовать в соответствии с законом. Более того, Иоанн согласился на то, чтобы крупные лорды выбрали из своего числа 25 человек, которые всеми имеющимися у них средствами способствовали бы сохранению гражданского мира и добивались соблюдения прав, дарованных хартией.
Отражение в Хартии материальных интересов различных социальных слоев феодальной Англии
Изначально Magna Carta была мирным договором между королем и баронами Англии. В хартии были урегулированы многочисленные разногласия, касающиеся их привилегий в вопросах брака, опеки и военной службы.
Текст Хартии был написан сплошняком, однако исследователи сошлись во мнении, что Magna Carta состоит из преамбулы и 63 статей. Содержание Хартии можно выразить девятью основными идеями:
Непосредственно к статьям, касающихся материальных интересов различных социальных групп населения, относятся 1, 2, 9, 13, 15, 18.
Как видно, из текста статьи 1, Английская церковь только подтвердила свои вольности, так как противоречия между королем и духовенством были разрешены еще до противостояния.
Во второй статье Великой хартии вольностей, за владельцами земли полученной от короля за военную повинность закрепляется право наследия, при чем устанавливается размер рельефа (налога) за вступление в право наследия, в зависимости от размеров владения и согласно древнему обычаю.
В девятой статье пресекается произвол чиновников в отношении должников и защищает его недвижимость и доход с нее, давая возможность вернуть долг с наименьшими потерями, а так же в ней рассматривается порядок взаимоотношений между поручителем и должником.
В тринадцатой статье подтверждаются вольности и свободы, города Лондона, как на суше, так и на земле, которые были получены еще при Генрихе II, прогрессивный момент заключается в том, что все другие города, бурги и местечки так же получали вольности и свободы.
Статья пятнадцать защищает свободных людей от взятия с них необоснованных пособий оговаривая конкретные случаи при которых надлежит их брать, причем оговаривается, что надлежит брать лишь умеренные пособия. Интересы рыцарей, торговцев, ремесленников.
Статья
восемнадцать оставила в силе вмешательство
королевской курии в дела, порядок
разбора которых был определен
асскизами Генрихом II. Феодалы не
смогли избавиться от влияния короля
и от вмешательства в их дела.
Но от этого выиграли свободные люди,
так как эта статья защищала их
от произвола последних и
Но,
тем не менее, большинство параграфов
хартии трактуют вопросы неприкосновенности
баронских и церковных
Однако согласно Хартии ограничениям подвергался не только королевский произвол по отношению к баронам, но и баронский — по отношению к рыцарям.
Хартия утверждала введение единых мер веса по всей стране, что укрепляло позиции купцов.
Статья сорок один и сорок два позволяла свободно покидать и возвращаться в страну, при чем это касалась как подданных короля, так и иностранцев. Очень важно то, что государство брало на себя обязательство защитить своих граждан в случае войны, оказавшихся на территории вражеского государства.
Против беззакония, со стороны короля и его чиновников, был направлен и 39 параграф Хартии, провозгласивший, что ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен власти, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен иначе, как по законному приговору его пэров и по закону его страны.
Однако речь в Хартии идет только о свободных людях, соответственно положения Хартии не распространялось на крепостное крестьянство, а оно составляло большинство населения Англии.
Она, конечно, ни в какой мере не служила гарантией «народных свобод», как это нередко доказывают, и тем более не может считаться «народным правом», ибо именно народу она ничего не дала и не могла дать. Подавляющее большинство населения Англии тогда составляло крепостное крестьянство, и Хартия не давала им почти никаких прав. В хартии есть только одна статья, в которой говориться, что при взыскании штрафов с вилланов (крепостных крестьян) оставался неприкосновенным их инвентарь. Однако это требование было включено в этот документ, прежде всего в интересах самих же феодалов, ибо крестьяне, лишенные инвентаря, не могли выполнять феодальные повинности.
Хартия и политические требования баронства: «конституционные статьи»
Основные положения Хартии, которым последующая политическая история Англии придала наибольшее значение, сводятся к следующему:
1)
налоги и сборы, включая «
В статье 12 утверждался строгий перечень ситуация, для решения которых разрешается взимание пособий: «Ни «щитовые деньги», ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона».
Все остальные случаи обложения налогами, не указанные в статье 12, должны утверждаться советом королевства. Об этом говориться в 14 статье Хартии: «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения «щитовыми деньгами», мы повелим позвать, архиепископов, эпископов, аббатов, графов и старших баронов, нашими письмами за нашей печатью; и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; повелим позвать мы всех их к определенному дню, т.е. по меньшей мере, за сорок дней, и определим место, и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет преступлено к делу при участии в совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились.»
В статье 39 Хартии так же утверждается, так сказать принцип презумпции невиновности, по нему ни один свободней человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона «иначе, как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями («пэрами») и «по законам страны»
Статья 38 Хартии защищала от произвола чиновников: «Впредь никакой чиновник не должен призывать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалии) лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей».
Соблюдение Хартии должен гарантировать совет из 25 баронов наделенный правом «принуждать и теснить» короля «всеми способами, какими только может»
Будучи выражением компромисса между королем, с одной стороны, и сеньорами (баронами) с другой. Великая хартия вольностей в той или иной мере сдерживала не только королевский произвол в отношении своих вассалов, но и остальных феодалов в отношении своих. Однако будь эта Хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального самоуправства, страной столь же раздробленной, как, скажем, Германия. Этого не случилось, и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство.
Но по окончанию смуты Иоанн отказался от Хартии, римский папа его поддержал.
Дело шло к гражданской войне. Король собирал войско, бароны сговорились посадить на английский престол французского принца.
В октябре 1216г. король Иоанн внезапно скончался.
12 ноября, через 3 недели после коронации его 9-летнего сына, Генриха Ш, дополненный вариант Великой хартии был провозглашен в качестве королевского манифеста. В нем подтверждалось, что король согласен править в соответствии с английскими законами. Все это погасило конфликт. Хартия была подтверждена, но уже без 61-й статьи, которой создавался совет 25 баронов, стоящий над королем.
«Общий совет королевства» сходит со сцены с возникновением парламента. Общегосударственные суды (Вестминстерские) возвращают себе господствующее положение, оттеснив поместную, манориальную, юстицию. Англия как была, так и осталась централизованным государством.
Великая Хартия Вольностей 1215 года еще много раз переиздавали: в 1216 и 1217 годах, сохранив основные положения и исключив только те, которые касались политической обстановки 1215 года. В 1217 году группа статей о королевских лесах была выделена в отдельную Лесную Хартию.
В 1225 году Генрих III сам издал Великую Хартию Вольностей, частично изменив редакцию 1217 года. В 1267 году Хартия снова была переиздана Генрихом III, а в 1297 году её текст был включен в Статут Эдварда I.
Не отрицая Хартии, короли открыто пренебрегали ею, и потому оказались нужными ее многочисленные подтверждения (44 раза между 1327 и 1422гг.)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ХАРТИИ 1215 ГОДА.
Значение этого документа наиболее ярко проявилось в последующие эпохи, но с самого своего появления Хартия была символом протеста народа против притеснений власти, и каждое последующее поколение использовало её как гарантию соблюдения прав личности.
Отойдя от реальной исторической почвы, на которой Хартия взросла и утвердилась, возникает своеобразный идеологический феномен: история Хартии становится историей ее истолкований, преследующих политические цели.
Среди историков и государствоведов до сих пор нет единого мнения относительно оценки Великой Хартии Вольностей 1215 года. Историки Д.М. Петрушевский и Р.Ю. Виннер усматривают в Хартии победу феодальной реакции.
Благодаря опережающим время идеям, заложенным в Великой Хартии Вольностей 1215 года, она положила начало развитию законодательства о правах человека. Другие важнейшие документы, связанные с правами и свободами личности в Англии, в частности, Петиция о праве (1628) и Habeas Corpus Act (1679), основывались на тексте и главной идее Великой Хартии Вольностей: "ни один свободный человек не может быть подвергнут аресту или преследованию иначе как на основании решения суда". В государствах англо-саксонской системы права эти документы до сих пор используются в судебной практике, а в США и федеральная, и местные Конституции содержат идеи и цитаты из Великой Хартии Вольностей. Хартия становится символической частью неписаной английской конституции. В переводе с Греческого языка слово "хартия" означает "рукописный документ". А распространилось это слово в своем переносном значении - "права", "привилегии". Словом "Хартия" назывались несколько всемирно известных документов. Через них народы боролись за свои права: политические, экономические, социальные, гражданские. И всегда эта борьба заканчивалась победой.