Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:39, курсовая работа
Вступление
Тема настоящего реферата столь же велика, как само познание. Вера, знание, истина присутствуют косвенно или явно не только во всех научных исследованиях, включая философские, но и в любом жизненном эпизоде, при выработке любого решения - везде, где есть хотя бы малейшие признаки сознания.
Сложность разделения этих понятий и их взаимопроникновение столь велико, что попытка определить каждое из них, моментально опровергается, дополняется и изменяется, вызывая споры, отражая современные достижения науки и
Тема настоящего реферата столь же велика, как само познание. Вера, знание, истина присутствуют косвенно или явно не только во всех научных исследованиях, включая философские, но и в любом жизненном эпизоде, при выработке любого решения - везде, где есть хотя бы малейшие признаки сознания.
Сложность разделения этих понятий и их взаимопроникновение столь велико, что попытка определить каждое из них, моментально опровергается, дополняется и изменяется, вызывая споры, отражая современные достижения науки и эволюции. Это связано с тем, что в каждом из этих понятий присутствует значительная доля субъективных взглядов на мир и личного опыта человека, которые, безусловно, уникальны. С другой стороны, не имея абсолютных критериев для познания объектов, мы также не можем утверждать что-либо со всей определенностью. Так возникает ограниченность знаний, веры.
"Вера,
признание чего-нибудь
Знание
"Знание,
проверенный практикой
С момента своего рождения ребенок не анализирует информацию, поступающую из окружающего мира, он принимает ее как данность. Эта данность становится его первыми знаниями, его первым опытом - на их основе выстраивается будущий человек, его мировоозрение, его мотивы и способность решать проблемы.
С появлением аналитического ума, когда появляется возможность и потребность выработать отношение к полученным в детстве знаниям, выясняется невозможность разделить в своей памяти некоторые вещи и действия в силу наслоения информации, ее неструктуированности - мы просто не помним некоторых вещей, но их образы остаются в нас.
Всегда есть такая часть знаний, которая непроанализированаи не может быть
проверена человеком в силу разных причин. Отношение к таким знаниям и есть вера.
Субъективность веры и первопричина ее зиждется на том, что младенец с молоком матери "впитывает" три личностные установки:
Так образуется первичный психокомплекс - веришь тому, кто дает что-либо и не требует ничего взамен, и ощущаешь свою зависимость от дающего или могущего дать.
Этот психокомплекс, который необходимо определять как причину веры вообще, а возникающее позже к этому периоду жизни отношение, как базовую веру.
Именно она служит основой успеха религиозных учений, поскольку в основе
мотиваций верующих лежит и отношение к неведомому (непознаваемому), и ощущение зависимости, и просьбы к Богу (инстинкт потребителя) и доверие к Нему. Здесь возникает ассоциативная замена "мать - Бог". Поэтому эта вера является самой глубокой - ведь она основана на первичной зависимости человека, в силу чего религиозных верующих трудно убеждать с помощью разума - они защищают первичное восприятие информации по-прежнему без привлечения аналитических возможностей, полагая, что Бог, действующий как мать, может решить все их проблемы, не требуя ничего взамен. Более того, часто можно столкнуться с утверждением, что вера и разум не совместимы, и нельзя веру объяснить разумом.
Поскольку
мы говорим о начальной
В самом деле, аналитические способности только зарождаются у человека, спустя несколько лет, а их полноценное развитие мы видим лишь к двадцати годам. В течение этого периода огромное количество знаний, информации минуют критический разум человека и попадают к нему напрямую в мозг и сознание от родителей, учителей, друзей и знакомых, формируя его память и знания. Эти знания, на самом деле, тоже даются как бы даром, но на самом деле плата за них - усиливающаяся зависимость от окружающего мира: его язык, его образ мысли, его вещи, система отношений в нем и пр.
В этой связи можно рассмотреть вопрос о вере людей в авторитеты. Эта вера
проявляется не только в религии, но даже в сфере науки и заложена в принципе так
называемой "научной преемственности". При всей необходимости последней для целей эволюции, часто можно столкнуться с тем, что ученик не переосмысливает теорий учителя, а принимает их как данность. Положим, второй закон Кирхгофа мало кто проверял (анализировал) в последнее время, но его используют в электротехнике, и каждый день мы зажигаем свет, даже не зная, как там все это работает, в электрической сети. Даже доказательство этого Закона приводится автоматически, без сомнений. Это - простой пример, как и закон Ньютона, согасно которому "яблоко всегда падает на землю". Оба они используются не только простыми пользователями, но и учеными в их дальнейших теоретических построениях. Все мы не анализируем дополнительно эти законы, а верим в то, что они верны.
Представим на мгновение, что не один из этих законов, а какой-то чуть более сложный (чтобы было легче фантазировать), оказался лишь частично верным, но был доказан теоретически и послужил основой для более сложных построений, являясь на самом деле совпадением нескольких других закономерностей. Ясно, что дальнейшее построение будет частично или вовсе не верным. Стоит ли удивляться тогда тому, что за прошедшие пятьдесят лет десятки открытий, за которые была вручена Нобелевская премия, оказались опровергнуты в короткие сроки?
Из всего сказанного можно вывести также мысль о том, что в самом начале жизни мы имеем дело с конфликтом между теми знаниями, которые понимаются, как "проверенный практикой результат познания действительности", и теми, что запечатлены в нашем сознании в виде информации, не прошедшей проверки.
Во взрослом возрасте, имея аналитический аппарат, человек вырабатывает отношение к обоим видам знаний, и важным вопросом здесь становится проблема "своих" и "чужих" знаний.
Чужими знаниями назовем те, что получены человеком из внешних источников, и данный человек лично их не проверил, не вывел их как бы заново. Своими знаниями назовем те, к которым человек пришел сам или лично, на своем опыте проверил чужие знания.
Очевидно, что чужие знания неизбежно будут сопровождаться верой или недоверием к ним. Таким образом вера приобретает здесь статус позитивного или негативного отношения человека к чужим знаниям. При этом человек может не сознавать этой веры, а принимать полученные чужие знания за истину. В этом случае он думает, что знает что-либо, но на самом деле это "знание" может быть ошибочным. И к такому знанию необходимо относится не более, как к любой информации, пришедшей из внешнего мира, и требующей анализа и проверки. Известно, что непроверенные знания могут подвести в самый неожиданный момент. Тем не менее, человек верит чужим знаниям. Уверенным человек может быть только в тех знаниях, которые получены им самостоятельно, на собственном опыте, и проверены на своем опыте, как бы воссозданы заново. Если проверять знания, не ставя под сомнение предваряющую их логическую цепь или мотивацию, или опыт, то мы не добъемся чистого экспертимента и будем иметь не свои знания, а частично свои и частично чужие, поскольку почти всегда останется вопрос о причине их возникновения. А ведь именно причина возникновения знаний часто служит критерием их истинности.
С точки зрения этих рассуждений афоризм "не стоит изобретать велосипед, когда он уже давно изобретен", становится ненадежным спутником жизни - ведь чужой велосипед может оказаться ненадежным средством передвижения. С другой стороны, ездить на "чужом велосипеде" намного легче, поскольку не надо изобретать свой - это уже вопрос экономики, личной и государственной. И человек постоянно выбирает между дешевизной и качеством.
Но еще более глубокая проблема состоит в том, что "молоко матери" - это и язык, которым мы говорим, и понятийный ряд современников, которые по существу являются для нас чужими. Ученый, пытающийся доказать коллегам на своем языке свою теорему, забавен, - может быть, интересен, но не эффективен, если только созданный им язык не решает конкретных научных проблем (в любом случае понадобится транслятор-переводчик). Поэтому невозможно говорить о том, что какой-то человек пользуется только лишь своими знаниями. В этом смысле все мы воспринимаем чужие знания, пользуемся ими и таким образом составляем общность людей - народ, государство, нацию, и в них растворяется наше "я".
Вопрос лишь в том, в какой мере и сколько в нас чужих и своих знаний. Как
правило, человек, использующий чужие знания, при более глубокой, а иногда даже и при поверхностной проверке, не способен их защитить. Он может их просто потерять (забыть) или вовсе отказаться от них, потому что они - не часть его самого, не принадлежат ему, он их не выстрадал. Свои знания всегда сохраняются, они являются частью человеческого Эго и могут быть только трансформированы в новое качество или могут быть земенены новыми знаниями, но о том же предмете.
Чужие знания всегда сопровождаются верой - убеждением. К своим знаниям человек относится именно как к знаниям, как к истине. Представление внешнему миру доказательств о таких знаниях интересует человека в последнюю очередь, потому что они становятся частью его самого, а потому часто считаются сокровенными: выдача таких знаний может сделать человека управляемым для других людей.
Но в этом-то и состоит трудность различения между истинными знаниями, т.е. знаниями, прошедшими качественную проверку и, собственно, верой - убеждением, не прошедшим проверки. Ведь и в том и в другом случае человек внешне выглядит убежденным, но, если в первом случае он может при необходимости или без нее представить доказательства (хотя бы и логическое построение), то в последнем - он может просто молчать, выдавая лишь конечный продукт, итог своего знания.