Вещевое право, его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание

Гражданское право Республики Казахстан переживает этап своего качественного обновления. Свидетельство тому - новый Гражданский кодекс Республики Казахстан , первая часть, которого была принята 27 декабря 1994 года и вступивший в действие с 1 марта 1995 года, является кодифицированным системообразующим законом, служащим правовой основой регулирования всей массы имущественных и личных неимущественных отношений, развивающихся в условиях рыночной экономики. Среди них выделим такой забытый на некоторое время принцип, как неприкосновенность собственности.

Содержание

Введение
1. Понятие вещных прав
2. Виды вещных прав
2.1.Право собственности
2.2.Право хозяйственного ведения
2.3.Право оперативного управления
2.4.Право землепользования
2.5.Право недропользования
2.6.Сервитуты
Заключение

Работа состоит из  1 файл

вещевое право.docx

— 72.52 Кб (Скачать документ)

Право землепользования определенное Указом Президента РК, имеющем силу Закона, от 22 декабря 1995 года «0 земле», как право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности. бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное пользование). Землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования в случаях и пределах установленных Указом (подпункт 12 статьи 1 Указа «0 земле»).

Из этого определения  вытекают следующие выводы:

1)право землепользования  является вещным правом, производным  от права государственной собственности  на землю;

2) право землепользования  может возникнуть у государственных и

негосударственных в том числе иностранных, землепользователей;

землепользователь обладает правом владеть и пользоваться земельным  участком. Права распоряжения земельным  участком у него нет. Однако, Указом о земле ему предоставлено право распоряжения самим правом пользователя. Это не вещное, а обязательственное право. Вещное право распоряжения земельным участком осталось за государством. Это означает, что если землепользователь имеет земельный участок на правах аренды, он имеет права владения и пользования земельным участком, но распоряжаться им он не может.

Но он может продать  или заложить право аренды земельного участка. Таким образом, собственником  земли осталось государство, сохраняется  те же аренда земельного участка, объем  прав не изменился, но поменялся арендатор. Новый арендатор заменил старого  в отношения с государством;

4)в зависимости от сроков  владения и пользования земельным  участком землепользования делится  на бессрочное (постоянное землепользование) и срочное (временное землепользование). Постоянное землепользование заменило  собою право пожизненного наследуемого  владения, право бессрочного владения  землей государственными предприятиями  и учреждениями, а также колхозами  и совхозами (пункт 1 статьи 40 Указа). Право временного землепользования  может быть предоставлено на  основании договора аренды или  договора временного безвозмедного землепользования (пункт 4 статьи 38 Указа).

Указом о земле установлены  ограничения для иностранных  землепользователей, которые не мог  иметь право постоянного землепользования ( пункт 2 статьи 40 Указа). Однако, они могут, как и национальные землепользователи, получать землю в аренду до 99 лет (пункт 1 статьи 41 Указа).

Указ о земле предусматривает  три пути возникновения права  землепользования:

1)предоставление права  землепользования - наделение лица  право землепользованием непосредственно  государством;

2)передача права землепользования - наделение правом землепользователем;

3)переход права землепользования  в порядке универсального правопреемства  при возникновение права землепользования  у правопреемника при наследовании  по закону и реорганизации  юридического лица ( статья 37 Указа «О земле»).

Наиболее существенные изменения  внесены 39 Указа передача права землепользования производится на основе гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарение, мены, аренды, временного безвозмездного пользования  и другими). Негосударственные землепользователи  распоряжаются этим правом свободно, без какого-либо разрешения государственных  органов. Они могут продавать, дарить, сдавать во вторичное землепользование, менять, переуступать в иных формах, сдавать в залог, завещать, вносить взноса в уставные фонды хозяйственных товариществ или пая в имущество коллективов, в том числе с иностранным участием, а также совершать в отношении этого общества иные сделки, не запрещенные гражданским и земельным законодательством (статья 43 Указа). Это касается и постоянных, и временных землепользователей, с единственным исключением, что для временных землепользователей действие этих прав ограничивается сроком аренды или временного безвозмездного землепользования. (статья 41 Указа)

У государственных землепользователей права распоряжения земельными участком ограничены и связаны с возможностью распоряжения строением, расположенным на этом земельном участке (статья 44 Указа). Практически правовой режим осуществления права частной собственности на землю и права землепользования оказался почти одинаковым. Право землепользования в соответствии с новым земельным законодательством сконструировано как сильное вещное право, обеспеченное мощной правовой защитой и возможностью свободного распоряжения этим правом.

Наиболее существенное отличие  между этими двумя вещными  правами заключается в различной  степени защищенности от принудительного  изъятия земельного участка.

У собственников, и государственных  землепользователей земельный участок  может быть изъят путем выкупа в судебном порядке земельных  участков, используемых не по назначению ( в течение 3 лет) или используемых с нарушением законодательства (статьи 71-72 Указа). У собственника по этим основаниям земельный участок изъять нельзя. Если он будет грубо нарушать законодательство, что повлечет серьезное последствия, земельный участок можно безвозмездно изъять в судебном порядке, только в виде санкции за совершение преступления ( статья 74 Указа).

 

2.5.Право недропользования.

 

Это право было сконструировано  в Указе о недрах как новое  вещное право аналогично другим вещным правам, таким как право собственности, хозяйственное ведение, землепользование. В указе о недрах получило развернутое  закрепление право недропользования (глава 3 Указа). Это право существовало и раньше, но оно никогда не рассматривалось  как гражданско-правовое и как  вещное.

В Указе о недрах право  недропользования построено точно  по такой же модели, что и право  землепользования. Дальнейшая задача заключается в том, чтобы перевести  на договорные принципы другие отношения  по использованию природных ресурсов и разработать такие вещные права, как лесопользования, водопользования  и т.п., а также боле общий правовой институт - право природопользования.

Право недропользования определено в Указе о недрах как право  владения и пользования недрами  в пределах контрактной территории, предоставленное недропользователю в соответствии с порядком, установленном Указом о недрах (подпункт 21 ст. 1 Указа о недрах).

Проанализируем , насколько применимы сформированные выше признаки вещных прав к праву недропользования.

Несомненно, право недропользования является имущественным правом.

Возникает оно относительно индивидуально определенной вещи, под  которой понимается участок недр, предоставленный недропользователю в пользование.

Право недропользования является абсолютным правом в том смысле, что недропользователь пользуется защитой от действии всех третьих лиц, праву недропользования противостоит обязанность всех и каждого не препятствовать осуществлению этих прав.

Право недропользования установлено  законом - Указом о недрах.

Право следования заключается  в том, что при смене собственника вещное право сохраняется и следует  за вещью. Применительно к праву  недропользования, поскольку собственником  всегда остается государство, такого перехода права собственности быть не может. Поэтому применительно к праву  недропользования необходимость в  применении данного признака отсутствует.

Право преимущества права  недропользования перед любыми обязательственными правами на участок недр не вызывает сомнения.

Недропользователь осуществляет право фактического господства над участком недр.

Недропользователь обладает правом владения и пользования недрами. Кроме того, ему принадлежит право распоряжения своим правом недропользования.

Таким образом, праву недропользования присущи все признаки вещного  права.

Необходимо четко определить объект права недропользования. Дело в том, что в теории и на практике нередко смешиваются понятия  «недра» и «полезные ископаемые». В Указе о недрах сделана попытка  разграничения этих понятий.

Недра - часть земной коры, расположенных ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающиеся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса ( подпукнт 15 ст. 1 Указа о недрах).

Участок недр (блок) - геометризированная часть недр, выделяемая в замкнутых  границах для предоставления в недропользование ( подпункт 27 ст. 1).

Полезное ископаемое - содержащееся в недрах природное минеральное  вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии ( в том числе подземные воды и лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве ( подпункт 19 ст. 1).

Право недропользования имеет  своим объектом недра и участок  недр.

Что касается полезных ископаемых, то вещным правом, возникающим по отношению  к ним, является право собственности. Полезные ископаемые, обнаруженные в  недрах, находятся в собственности  государства. Извлеченные на поверхность, они могут полностью или частично перейти в собственность (хозяйственное  ведение, оперативное управление) недропользователя в соответствии с условиями контракта ( ст. 5 Указа о недрах).

Таким образом, недра являются исключительной собственностью государства  и могут быть переданы другим субъектам  только на праве недропользования. Полезные ископаемые, будучи извлечены  на поверхность, могут быть переданы в собственности юридическим  лицам и гражданам.

Право недропользования не является однородным. Это зачастую упускают при анализе этого права.

Виды недропользования необходимо различать прежде всего по объекту  недропользования ( п. 1 ст. 10 Указа о недрах):

государственное нелогическое изучение недр;

разведка и добыча полезных ископаемых;

строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных  с добычей.

Основания возникновения  этих видов недропользования различны. Государственное геологическое  изучение недр организуется уполномоченным органом по использованию и охране недр ( ныне это - Министерство экологии и охраны недр) и осуществляется его подведомственными организациями или привлеченными на основе контракта гражданами или юридическими лицами ( п. 1 ст. 18 Указа о недрах). В данном случае не требуется лицензии, достаточно административного акта, адресованного подведомственным организациям, или контракта ( п. 3 ст.10).

Разведка и добыча может осуществляется на основании лицензии и контракта ( п. 1 ст. 13) Особый порядок установлен для добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Осуществление строительства  и эксплуатации полезных сооружений, не связанных с добычей производится по правилам, установленным для добычи, но с особенностями, предусмотренными законодательством ( ст. 19).

Так же как право землепользования, право недропользования может быть постоянное или временное ( п.2 ст. 10) В отличие от права землепользования это деление не имеет здесь такого большого значения. Право постоянного недропользования применяется в очень узких пределах. Право постоянного недропользования применяется в очень узких пределах. На праве постоянного и безвозмездного недропользования осуществляется добыча общерапространенных полезных ископаемых ( песок, глина, гравий и другие) для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или постоянного землепользования ( п. 3 ст. 10 Указа о недрах). Все остальные виды операций по недропользованию осуществляются на основе временного и возмездного недропользования.

Это касается также и добычи общераспространенных полезных ископаемых, когда она производится не для  собственных нужд, а в коммерческих целях. В этих случаях недропользователь обязан получить лицензию, выдаваемую областным исполнительным органом ( п. 2 ст.12). ТО есть, если гражданин на своем дачном участке копает песок и использует его для строительства дачного дома, никаких разрешений ему для этого не надо. Но если он начинает продавать этот песок с целью получения дохода, он должен получить для добычи песка лицензию в областном акимате.

Следовательно, когда мы в дальнейшем будем говорить о  праве недропользования, речь будет  идти о временном недропользовании.

Основания возникновения  права недропользования закреплены в ст. 12 Указа о недрах:

1)предоставление права  недропользователю, то есть наделение лица правом недропользования непосредственно государством;

2) передача права недропользователю, то есть наделение лица правом недропользования другим недропользователем;

3) переход права недропользования  в порядке универсального правопреемства, то есть возникновения права  недропользования у правопреемника  при реорганизации юридического  лица. Следует отметить, что в  Указе отсутствует указание на  возможность перехода права недропользования  по наследству в случае смерти  физического лица. Это означает, что в случаях, когда для  возникновения права необходима  лицензия, право недропользования, предоставленное физическому лицу, прекращается, и наследники должны  получать лицензию заново. В случае  отказа в выдаче лицензии или  несогласия самих наследников  заниматься операциями по недропользованию  наследники имеют право на  взыскание убытков, то есть  всех расходов, понесенных недропользователем, и упущенной выгоды.

Информация о работе Вещевое право, его виды