Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование и изучение видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
исследовать понятие и содержание права собственности по действующему гражданскому законодательству;
раскрыть виды и формы собственности;
проанализировать судебно-арбитражную практику по делам, связанным с реализацией права собственности;
рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
проанализировать содержание собственности граждан и юридических лиц;
Введение
1 Собственность и право собственности
1.1 Понятие собственности как экономической категории
1.2 Понятие и содержание права собственности
2 Формы и виды права собственности
2.1 Частная собственность
2.2 Государственная собственность
2.3 Муниципальная собственность
3 Виды и подвиды права собственности
Заключение
Библиографический список
При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств государственного бюджета, а при их отсутствии или недостаточности – за счет иного имущества, составляющего казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
Право
собственности субъектов
Управление
государственной собственностью субъектов
Российской Федерации осуществляется
посредством реализации ими правомочий
собственников по распоряжению своим
имуществом. Основными органами, располагающими
полномочиями по управлению и распоряжению
объектами государственной
Акты, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти – в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами, указами
Президента
РФ и постановлениями
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятие которых отнесено к ведению Российской Федерации. Что касается власти субъекта, то, в соответствии со ст.73 Конституции РФ - вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Общественные
отношения в связи управлением
собственностью вне сферы гражданско-
Согласно ст.126 ГК РФ субъекты РФ призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их бюджет. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.
В
систему органов федерального казначейства
входят подчиненные ему
При
удовлетворении иска о взыскание
денежных сумм должно производиться
за счет средств соответствующего бюджета,
а при их отсутствии или недостаточности
– за счет иного имущества, составляющего
казну субъекта (п.12 Постановления
Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
2.3 Муниципальная собственность
Статья 8 Конституции РФ признает муниципальную собственность как одну из форм собственности в Российской Федерации. Российское законодательство не считает муниципальную собственность разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности.
Преимущество
муниципальной формы
Субъектами
муниципальной собственности
Можно
разделить муниципальную
В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.
В соответствии с ч.2 ст.125 ГК РФ и п.2 ст.51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Муниципальное
имущество подобно
Основания
возникновения муниципальной
Передача
объектов (имущества), относящихся к
муниципальной собственности, в
государственную собственность
субъектов РФ или федеральную
собственность может
Важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Осуществление от имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией, не делает органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица) собственниками соответствующего имущества. Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц – муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 ГК РФ). Рассмотрим пример из судебной практики:
Администрация
района обратилась в Арбитражный
суд области с иском к
Определением производство по делу в части заявленного требования о возврате имущества прекращено.
Решением истцу отказано в удовлетворении исковых требований по мотиву того, что истец не доказал о несоответствии оспариваемого акта действующему законодательству. Кроме того, суд квалифицировал действия истца как сделку по отчуждению имущества.
Постановлением
апелляционной инстанции
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ФАС округа постановил:
Постановление Арбитражного суда области по делу оставить без изменения.
Из этого примера можно сделать вывод, что органы местного самоуправления, хотя и могут выступать в лице юридических лиц, очень часто допускают ошибки при осуществлении своих прав.
Частью,
закрепленного за юридическими лицами
имущества – денежными
ГК
РФ и ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» устанавливают, что права
собственника муниципального имущества
осуществляются от имени муниципального
образования. Следовательно, субъектом
права муниципальной
Анализируя
соотношение прав пользования и
распоряжения муниципальной собственностью,
принадлежащих населению
Актуален
вопрос о разграничении полномочий
Российской Федерации, ее субъектов
и муниципальных образований
по регулированию порядка
Вопросы
регулирования приобретения и прекращения
права муниципальной