Виды и подвиды права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование и изучение видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
исследовать понятие и содержание права собственности по действующему гражданскому законодательству;
раскрыть виды и формы собственности;
проанализировать судебно-арбитражную практику по делам, связанным с реализацией права собственности;
рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
проанализировать содержание собственности граждан и юридических лиц;

Содержание

Введение
1 Собственность и право собственности
1.1 Понятие собственности как экономической категории
1.2 Понятие и содержание права собственности
2 Формы и виды права собственности
2.1 Частная собственность
2.2 Государственная собственность
2.3 Муниципальная собственность
3 Виды и подвиды права собственности
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 50.40 Кб (Скачать документ)

     При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств государственного бюджета, а при их отсутствии или недостаточности  – за счет иного имущества, составляющего  казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

     Право собственности субъектов Российской Федерации.

     Управление  государственной собственностью субъектов  Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим  имуществом. Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности  субъектов Российской Федерации, следует  считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ. Возникающие при этом отношения  с унитарными предприятиями по сути гражданско-правовые. Если учесть, что  гражданское законодательство –  предмет ведения исключительно  Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать  гражданско-правовые нормы. В связи  с этим нормы законов субъектов Российской Федерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектов Российской Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФ иные случаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться в уставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах с руководителями предприятий.

     Акты, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться министерствами и  иными федеральными органами исполнительной власти – в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами, указами

     Президента  РФ и постановлениями правительства  РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).

     Законы  и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить  федеральным законам, принятие которых  отнесено к ведению Российской Федерации. Что касается власти субъекта, то, в  соответствии со ст.73 Конституции РФ - вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

     Общественные  отношения в связи управлением  собственностью вне сферы гражданско-правового  регулирования – предмет регулирования  публично-правовых отраслей права, прежде всего, административного, находящегося в совместном ведении РФ и субъектов  РФ. Субъект РФ вправе осуществлять нормотворческую деятельность в  этой части. Субъекты РФ активно осуществляют нормотворческую деятельность в  сфере регулирования своих отношений  с создаваемыми ими предприятиями  – субъектами права хозяйственного ведения. Из этого следует то, что  субъект, вправе самостоятельно в законодательном  порядке устанавливать для себя правила поведения как собственника.

     Согласно  ст.126 ГК РФ субъекты РФ призваны отвечать по своим обязательствам только тем  имуществом, которое составляет их бюджет. Сюда не включается имущество  государственных предприятий и  учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

     В систему органов федерального казначейства входят подчиненные ему территориальные  органы федерального казначейства в  субъектах РФ. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить комитеты по управлению имуществом, фонды имущества  субъектов РФ.

     При удовлетворении иска о взыскание  денежных сумм должно производиться  за счет средств соответствующего бюджета, а при их отсутствии или недостаточности  – за счет иного имущества, составляющего  казну субъекта (п.12 Постановления  Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).  

     2.3 Муниципальная собственность

     Статья 8 Конституции РФ признает муниципальную  собственность как одну из форм собственности  в Российской Федерации. Российское законодательство не считает муниципальную  собственность разновидностью государственной  собственности. Это самостоятельная  форма собственности.

     Преимущество  муниципальной формы собственности  перед государственной заключается  в том, что владение, пользование  и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет население непосредственно  или органами местного самоуправления в соответствии с волей и в  интересах, а также с историческими  и местными традициями населения.

     Субъектами  муниципальной собственности являются городские и сельские поселения  и другие муниципальные образования  в целом, которые регистрируются в едином Федеральном реестре  муниципальных образований. Множественность  субъектов права муниципальной  собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

     Можно разделить муниципальную собственности  на виды: собственность городских  и сельский поселений и собственность других муниципальных образований.

     В состав объектов муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.

     В соответствии с ч.2 ст.125 ГК РФ и п.2 ст.51 Закона об общих принципах организации  местного самоуправления, права собственника в отношении муниципального имущества  осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в  случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных  образований, население непосредственно.

     Муниципальное имущество подобно государственному, делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ): имущество, закрепленное за муниципальными образованиям и учреждениями на праве  хозяйственного ведения и оперативного управления и муниципальная казна  соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. Закон определяет виды имущества, находящегося в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (муниципальные учреждения образования, культуры, спорта). Специфика муниципальной собственности состоит в том, что все её объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-бытовых и иных потребностей населения соответствующей территории.

     Основания возникновения муниципальной собственности, источники её формирования можно  разделить на две группы: общегражданские  способы и специальные способы  возникновения муниципальной собственности. Специальными способами будут являться поступления от приватизации, местные  налоги и штрафы, плата пользование  природными ресурсами, передача объектов госсобственности в муниципальную  собственность и другие способы.

     Передача  объектов (имущества), относящихся к  муниципальной собственности, в  государственную собственность  субъектов РФ или федеральную  собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

     Важен вопрос о передаче из государственной  в муниципальную собственность  нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

     Осуществление от имени соответствующего муниципального образования – собственника его  правомочия в соответствии со своей  компетенцией, не делает органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица) собственниками соответствующего имущества. Как и  государственные органы, органы муниципальных  образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц – муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 ГК РФ). Рассмотрим пример из судебной практики:

     Администрация района обратилась в Арбитражный  суд области с иском к муниципальному образованию, о признании недействительным Распоряжения о закреплении муниципального имущества муниципального образования  на праве хозяйственного ведения  за МУП ЖКХ и о возврате имущества.

     Определением  производство по делу в части заявленного  требования о возврате имущества  прекращено.

     Решением  истцу отказано в удовлетворении исковых требований по мотиву того, что истец не доказал о несоответствии оспариваемого акта действующему законодательству. Кроме того, суд квалифицировал действия истца как сделку по отчуждению имущества.

     Постановлением  апелляционной инстанции решение  отменено и Распоряжение признано недействительным со ссылкой на то, что данное распоряжение издано в нарушение ст. 209 ГК РФ и  п. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах  местного самоуправления в РФ».

     Руководствуясь  ст. 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса РФ, ФАС округа постановил:

     Постановление Арбитражного суда области по делу оставить без изменения.

     Из  этого примера можно сделать  вывод, что органы местного самоуправления, хотя и могут выступать в лице юридических лиц, очень часто  допускают ошибки при осуществлении  своих прав.

     Частью, закрепленного за юридическими лицами имущества – денежными средствами, они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования  – органы местного самоуправления получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.

     ГК  РФ и ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» устанавливают, что права  собственника муниципального имущества  осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом  права муниципальной собственности  является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с  законом, и не юридические лица или  граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями  муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества.

     Анализируя  соотношение прав пользования и  распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным  лицам) местного самоуправления, можно  сказать, что владение, пользование  и распоряжение муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ –  это прежде всего право самого населения. Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления.

     Актуален  вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований  по регулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальной  собственности. В соответствии с  ГК РФ, ни субъекты Федерации, ни муниципальные  образования не могут устанавливать особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. Однако Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает в п. 3 ст. 51 право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности.

     Вопросы регулирования приобретения и прекращения  права муниципальной собственности  относятся к гражданскому законодательству, т.е., в соответствии со ст. 71 Конституции  РФ – к предметам ведения Российской Федерации. Таким образом, ее субъекты не могут регулировать своими законами особенности приобретения и прекращения  права муниципальной собственности. При этом муниципальные образования  регулируют порядок и условия  приватизации муниципального имущества  не в результате наделения их соответствующими государственными полномочиями, а по праву собственника муниципального имущества, в той мере, в которой  это не ограничено федеральными законами.   

Информация о работе Виды и подвиды права собственности