Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа
Цель работы, состоит в изучении видов избирательных систем, а также правовая характеристика федеральной избирательной системы в Российской Федерации.
Задачами работы является: дать понятие и охарактеризовать виды избирательных систем, проанализировать федеральную избирательную систему в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………...………32
Принимая в этих случаях окончательное решение об исключении кандидата из феде1рального списка или об отказе в регистрации кандидату-одномандатнику, изби111рательные комиссии в большинстве случаев превышали свои полномочия, придав своей регистрационной функции контрольный характер, а отказу в реги1страции по названным основаниям - характер санкции за несовершенное прав111онарушение. Этому в значительной мере способствовали дефекты самого зако1на о выборах депутатов, в котором некорректно решена фундаментальная прав111овая проблема соотношения вины и ответственности.
Данное обстоятельство
проявилось, в первую очередь, в том,
что, перечисляя в ч. 611 ст. 47 Федерального
закона о выборах депутатов
1Отказ же в регистрации
по всем другим основаниям - это
не санкция за
В 1законе нет абсолютно никаких препятствий к тому, чтобы работники избирате1льных комиссий, получив, например, от ГИБДД более точные, по их мнению, 11 сведения об автотранспортных средствах кандидатов, предложили бы кандидат11ам в депутаты уточнить свои данные или доказать достоверность представ11ленных ими сведений, поскольку ошибки, как показала практика, могут быть и в 11сведениях компетентных органов.
См11ысл регистрационной деятельности избирательных комиссий состоит не в том, что1бы наказать кого-то за неточность представленной информации или ее отсутств111ие, а в том, чтобы содействовать установлению тех точных сведений, которые 11в соответствии с законом необходимы для регистрации. Главное же, чтобы сведения11, окончательно представленные избирательным комиссиям, а в конечном итоге - и11збирателям, носили бы достоверный характер и отвечали бы требованиям закона. 11Однако правоприменительная практика пошла по пути многочисленных неправо11мерных отказов в регистрации кандидатов и исключения их из списков (примен11ительно к кандидатам, выдвинутым по спискам избирательных объедин11ений и блоков).
На11рушения избирательных прав имели место и в тех случаях, когда кандидат11ы, получив отказ в регистрации или будучи исключенными из списков на основани11и недостоверности сведений, уже не успевали в срок, выделенный законом для пода1чи документов, представить документы повторно. И здесь к гражданам была при111менена санкция (причем, достаточно жесткая) за действия, не носящие характер 11правонарушения. Следовательно, и в этих случаях были нарушены основопол11агающие принципы права, согласно которым нет наказания без правонару11шения, а наказание должно быть соразмерно нарушению в том случае, когда тако11е нарушение имеется.
В д11анном случае дефект правоприменительной практики избирательных комиссий 11не столь очевиден, поскольку существенная доля ответственности за подобные 11нарушения избирательных прав ложится на само избирательное законодател11ьство. Дело в том, что в избирательных законах установлены единые сроки для о11существления таких различных по своему правовому смыслу действий, как подача 11подписных листов (или внесение залога) и подача иных документов, необходимы11х для регистрации.
Право11вой смысл установления сроков подачи подписных листов и внесения залога закл11ючается в том, чтобы проверить общественную значимость претендентов на власть, 11 выражающуюся в их общественной поддержке. В этом случае законодател11ь считает, что именно срок в 30 дней (не ранее чем за 85 дней и не позднее чем11 за 55 дней до дня голосования) позволяет, с одной стороны, допустить к выборам в11се те политические объединения, которые выражают какие-то значимые социальные позиции, а с другой - отсеять претендентов на власть, не пользующихся достаточной11 поддержкой избирателей. Что же касается сроков предоставления иных сведений, т11о их правовой смысл определяется необходимостью дать обществу достоверную11 информацию об участниках избирательного процесса.
Очевид11но, что закон
должен специально оговорить сроки
и процедуру для
Следует отметить, что в своей оценке существенного или несущественного характера изначально несущественных сведений об имуществе кандидатов (поскольку сведения об их частной собственности не подлежали оценке) избирательные комиссии действовали весьма произвольно. Здесь сказалось то обстоятельство, что в законе отсутствуют критерии для определения существенного или несущественного характера выявленной недостоверности сведений.
Оправданным с правовой точки зрения является такой подход к проблеме выработки гарантий против возможного произвола со стороны избирательных комиссий, когда вполне можно оставить оценку степени недостоверности сведений на усмотрение избирательной комиссии при условии, что у кандидатов есть возможность уточнить сведения, которые комиссия сочла существенно недостоверными.
С учетом сказанного в процессе дальнейшего совершенствования избирательного законодательства необходимо: 1) четко разграничить отказ в регистрации по основанию нарушения закона от решения отложить вопрос о регистрации из-за неполноты или недостоверности представленных сведений и 2) определить сроки и процедуру уточнения в процессе регистрации содержания тех избирательных документов, которые не связаны с подписными листами и залогом.
По результатам курсовой
работы можно предложить рекомендации
направленные на повышение значимости
избирательной системы в
Действующую Конституцию РФ считаю необходимо дополнить специальной главой об избирательной системе. Определить место Центральной избирательной комиссии в системе государственных органов власти и наделить ее правом законодательной инициативы.
Устранить противоречия между ст.32 Конституции, где говорится, что «не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда», и п.6 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где сказано, что если военнослужащий до призыва не проживал на территории данного муниципального образования, он не включается в списки избирателей при выборах в органы местного самоуправления, т.е. фактически он лишен права избирать и быть избранным, так как он снят с регистрации, где проживал до призыва и поэтому не может участвовать в выборах, а по месту службы ему запрещает закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Федеральные Законы РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривают, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться с представлением провести проверку достоверности биографических и иных данных кандидата. Необходимо записать, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана провести такую проверку.
Необходимо раскрыть смысл понятий: существенного и грубого, и неоднократного нарушения допускаемых участниками избирательного процесса при сборе подписей, при предоставлении недостоверности сведений кандидатом, при проведении агитации и в соответствии с этим разработать шкалу наказаний, чтобы санкции соответствовали тяжести совершенных нарушений.
Предусмотреть увеличение численности членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса на участках с количеством избирателей 1000, так как 3-7 членов не в состоянии нормально организовать голосование при участке и обеспечить выполнение всех заявок для голосования вне помещения.
С учетом проведения голосования
во временном отрезке с 8 до 20 часов,
что совпадает с графиком работы
большинства предприятий с
Ввести в закон порядок
немедленной обработки
Целесообразно внести изменения
в действующее
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Выборы |
процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации) |
2 |
Избирательная система |
совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав |
3 |
Кандидат |
это человек, прошедший интенсивный отбор, интервьюирование, проверку рекомендаций, и готовый к представлению клиенту на позицию, по которой идет поиск |
4 |
Партия |
особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве |
5 |
Мандат |
в конституционном праве |
6 |
Вотум |
мнение, выраженное путём голосования |
7 |
Голос |
Юридический жест, означающий согласие или несогласие человека за ту или иную кандидатуру на выборах |
8 |
Избирательный блок |
на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка |
9 |
Мажоритарная система |
система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются |
10 |
Пропорциональная система |
одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы |