Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание

Цель работы, состоит в изучении видов избирательных систем, а также правовая характеристика федеральной избирательной системы в Российской Федерации.
Задачами работы является: дать понятие и охарактеризовать виды избирательных систем, проанализировать федеральную избирательную систему в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников…………………………………………...………32

Работа состоит из  1 файл

Виды избирательных систем.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Принимая в этих случаях  окончательное решение об исключении кандидата из феде1рального списка или об отказе в регистрации кандидату-одномандатнику, изби111рательные комиссии в большинстве случаев превышали свои полномочия, придав своей регистрационной функции контрольный характер, а отказу в реги1страции по названным основаниям - характер санкции за несовершенное прав111онарушение. Этому в значительной мере способствовали дефекты самого зако1на о выборах депутатов, в котором некорректно решена фундаментальная прав111овая проблема соотношения вины и ответственности.

Данное обстоятельство проявилось, в первую очередь, в том, что, перечисляя в ч. 611 ст. 47 Федерального закона о выборах депутатов Государственной  Думы основа11ния для отказа в  регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, законо11датель дал  общим перечнем две принципиально разные группы таких основа11ний. Первая включает в себя нарушения закона (т.е. все то, что в законе охарактеризовано словом "нарушение"), а вторая группа охватывает все иные основа1ния для отказа, которые законодатель не счел возможным охарактеризовать как на111рушения. При этом к первой группе относятся: существенное нарушение порядк11а сбора подписей, существенное нарушение порядка создания избира11тельного фонда и нарушение запрета на занятие участниками избирательного процес11са благотворительной деятельностью в ходе выборов, а "также иные основания, предусмотренные законом" (п.п. "а", "д", "е" ст. 47 Федерального закона) 1. В этих случаях избирательная комиссия выступает не только как регистрирующий, 11но и как контролирующий орган, который применяет конституционно-правовые 111санкции к нарушителям закона в виде запрета на дальнейшее участие в выборах. 1Поэтому отказ в регистрации, вынесенный в качестве санкции за соответствующие 111правонарушения, носит окончательный характер (если, конечно, не будет отменен 11решением суда).

1Отказ же в регистрации  по всем другим основаниям - это  не санкция за право11нарушение,  поскольку здесь нет никакого  правонарушения (т.е. нет деяния, причи11няющего вред обществу). Поэтому  такой отказ по смыслу закона не исклю11чает возможности повторных представлений тем же самым избирательным объединением или кандидатом документов на регистрацию. Перечисленные в п.п. "б", "в11", "г" ст. 47 Федерального закона положения (отсутствие либо ненадлежащее оформ1ление документов, недостаточное количество представленных достоверных подпи111сей избирателей, существенная недостоверность представленных сведений) не ква11лифицируются в качестве правонарушений. Применительно к этим случаям закон 11не проводит различий между фальсификацией сведений и обычной недосто11верностью, вызванной простой ошибкой. Если же у избирательной комисси11и возникает подозрение в фальсификации сведений, то она вправе обратит11ься в прокуратуру, предоставив правоохранительным органам возможность разобра11ться в данном вопросе. Сама же избирательная комиссия, следуя принципу презумп11ции невиновности, должна всякую недостоверность рассматривать как ошибку. 11

В 1законе нет абсолютно  никаких препятствий к тому, чтобы  работники избирате1льных комиссий, получив, например, от ГИБДД более точные, по их мнению, 11 сведения об автотранспортных средствах кандидатов, предложили бы кандидат11ам в депутаты уточнить свои данные или доказать достоверность представ11ленных ими сведений, поскольку ошибки, как показала практика, могут быть и в 11сведениях компетентных органов.

См11ысл регистрационной  деятельности избирательных комиссий состоит не в том, что1бы наказать кого-то за неточность представленной информации или ее отсутств111ие, а  в том, чтобы содействовать установлению тех точных сведений, которые 11в соответствии с законом необходимы для регистрации. Главное же, чтобы сведения11, окончательно представленные избирательным комиссиям, а в конечном итоге - и11збирателям, носили бы достоверный характер и отвечали бы требованиям закона. 11Однако правоприменительная практика пошла по пути многочисленных неправо11мерных отказов в регистрации кандидатов и исключения их из списков (примен11ительно к кандидатам, выдвинутым по спискам избирательных объедин11ений и блоков).

На11рушения избирательных  прав имели место и в тех  случаях, когда кандидат11ы, получив  отказ в регистрации или будучи исключенными из списков на основани11и  недостоверности сведений, уже не успевали в срок, выделенный законом  для пода1чи документов, представить документы повторно. И здесь к гражданам была при111менена санкция (причем, достаточно жесткая) за действия, не носящие характер 11правонарушения. Следовательно, и в этих случаях были нарушены основопол11агающие принципы права, согласно которым нет наказания без правонару11шения, а наказание должно быть соразмерно нарушению в том случае, когда тако11е нарушение имеется.

В д11анном случае дефект правоприменительной практики избирательных  комиссий 11не столь очевиден, поскольку  существенная доля ответственности за подобные 11нарушения избирательных прав ложится на само избирательное законодател11ьство. Дело в том, что в избирательных законах установлены единые сроки для о11существления таких различных по своему правовому смыслу действий, как подача 11подписных листов (или внесение залога) и подача иных документов, необходимы11х для регистрации.

Право11вой смысл установления сроков подачи подписных листов и  внесения залога закл11ючается в  том, чтобы проверить общественную значимость претендентов на власть, 11 выражающуюся в их общественной поддержке. В этом случае законодател11ь считает, что именно срок в 30 дней (не ранее чем за 85 дней и не позднее чем11 за 55 дней до дня голосования) позволяет, с одной стороны, допустить к выборам в11се те политические объединения, которые выражают какие-то значимые социальные позиции, а с другой - отсеять претендентов на власть, не пользующихся достаточной11 поддержкой избирателей. Что же касается сроков предоставления иных сведений, т11о их правовой смысл определяется необходимостью дать обществу достоверную11 информацию об участниках избирательного процесса.

Очевид11но, что закон  должен специально оговорить сроки  и процедуру для необходимог111о  уточнения содержания тех избирательных  документов, которые не связаны с по11дписными листами и залогом. Однако при разумном правовом подходе к данному 11вопросу со стороны избирательных комиссий можно, не нарушая требований з1акона о выборах, обеспечить реализацию избирательных прав граждан и кандидатов1 в депутаты. Избирательные комиссии могли бы так организовать свою работу, чтоб1111ы до начала предвыборной агитации (а это единственное по смыслу закона врем11енное ограничение в данном случае) исправить недостоверную информацию11. Такая правовая позиция соответствует смыслу закона и не противоречи11т его тексту. А главное - это единственно верная конкретизация ст. 24 Конституции11 Российской Федерации, согласно которой "органы государственной власти должн11ы предоставить каждому возможность ознакомления с документами, непосредстве11нно затрагивающими его права и свободы". Очевидно, что применитель1но к рассматриваемой нами ситуации речь должна идти не об оглашении документа государственным органом в самом процессе принятия решения, затрагивающего чьи-то права и свободы, а о предварительном ознакомлении с документами, когда у человека есть возможность подготовиться к защите своих прав.

Следует отметить, что  в своей оценке существенного  или несущественного характера  изначально несущественных сведений об имуществе кандидатов (поскольку сведения об их частной собственности не подлежали оценке) избирательные комиссии действовали весьма произвольно. Здесь сказалось то обстоятельство, что в законе отсутствуют критерии для определения существенного или несущественного характера выявленной недостоверности сведений.

Оправданным с правовой точки зрения является такой подход к проблеме выработки гарантий против возможного произвола со стороны  избирательных комиссий, когда вполне можно оставить оценку степени недостоверности  сведений на усмотрение избирательной комиссии при условии, что у кандидатов есть возможность уточнить сведения, которые комиссия сочла существенно недостоверными.

С учетом сказанного в  процессе дальнейшего совершенствования  избирательного законодательства необходимо: 1) четко разграничить отказ в регистрации по основанию нарушения закона от решения отложить вопрос о регистрации из-за неполноты или недостоверности представленных сведений и 2) определить сроки и процедуру уточнения в процессе регистрации содержания тех избирательных документов, которые не связаны с подписными листами и залогом.

 

Заключение

По результатам курсовой работы можно предложить рекомендации направленные на повышение значимости избирательной системы в Российской Федерации:

Действующую Конституцию  РФ считаю необходимо дополнить специальной  главой об избирательной системе. Определить место Центральной избирательной комиссии в системе государственных органов власти и наделить ее правом законодательной инициативы.

Устранить противоречия между ст.32 Конституции, где говорится, что «не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда», и п.6 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где сказано, что если военнослужащий до призыва не проживал на территории данного муниципального образования, он не включается в списки избирателей при выборах в органы местного самоуправления, т.е. фактически он лишен права избирать и быть избранным, так как он снят с регистрации, где проживал до призыва и поэтому не может участвовать в выборах, а по месту службы ему запрещает закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Федеральные Законы РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривают, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться с представлением провести проверку достоверности биографических и иных данных кандидата. Необходимо записать, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана провести такую проверку.

Необходимо раскрыть смысл понятий: существенного и  грубого, и неоднократного нарушения  допускаемых участниками избирательного процесса при сборе подписей, при предоставлении недостоверности сведений кандидатом, при проведении агитации и в соответствии с этим разработать шкалу наказаний, чтобы санкции соответствовали тяжести совершенных нарушений.

Предусмотреть увеличение численности членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса на участках с количеством избирателей 1000, так как 3-7 членов не в состоянии нормально организовать голосование при участке и обеспечить выполнение всех заявок для голосования вне помещения.

С учетом проведения голосования  во временном отрезке с 8 до 20 часов, что совпадает с графиком работы большинства предприятий с непрерывным  циклом производства, предусмотреть  досрочное голосование, тогда не придется руководителям с непрерывным циклом производства ломать голову, как изменить график работы смен с тем, чтобы работающие на предприятиях смогли вовремя проголосовать, не нарушив производственный цикл и изыскать средства для оплаты более продолжительной работы одной из смен, а так же смогут проголосовать лица, выезжающие в отпуск, командировку, находящиеся в день выборов в пути следования и лица, которые не могут проголосовать в день выборов по религиозным причинам.

Ввести в закон порядок  немедленной обработки протоколов территориальными комиссиями без перерыва сразу по их получению до установления итогов голосования на территории, то есть аналогично требованиям установленным для участковых комиссий.

Целесообразно внести изменения  в действующее законодательство, чтобы арифметические ошибки и другие поддающиеся проверке неточности отражались в оригинале протокола, а не требовали составления нового протокола. Это важно и потому, что копии третьих экземпляров протоколов по окончании подсчета голосов раздаются наблюдателям, которые в дальнейшем могут предъявлять претензии к вновь составленным протоколам.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Выборы

процедура, с помощью которой  определяются исполнители на некоторые  ключевые позиции в различных  общественных структурах (государства, организации)

2

Избирательная система

совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных  прав

3

Кандидат

это человек, прошедший интенсивный  отбор, интервьюирование, проверку рекомендаций, и готовый к представлению  клиенту на позицию, по которой идет поиск

4

Партия

особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве

5

Мандат

в конституционном праве документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет

6

Вотум

мнение, выраженное путём голосования

7

Голос

Юридический жест, означающий согласие или несогласие человека за ту или  иную кандидатуру на выборах

8

Избирательный блок

на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка

9

Мажоритарная  система

система выборов в коллегиальный  орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются

10

Пропорциональная  система

одна из разновидностей избирательных  систем, применяемых на выборах в  представительные органы

Информация о работе Виды избирательных систем