Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 19:26, курсовая работа
Целью данной работы является выяснение понятия юридического лица, изучение предусмотренных законодательством организационно-правовых форм юридических лиц, способов участия различных видов юридических лиц в имущественном обороте и их ответственность.
При написании работы были применены формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.
В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
1) Изучить литературу по проблеме исследования.
2) Выяснить критерии, на основании которых классифицируются юридические лица в существующем российском законодательстве.
3) Охарактеризовать основные, предусмотренные законодательством, виды юридических лиц, основываясь на присущие им свойства.
Введение……………………………………………………………….…………………3
1.Понятие юридического лица……………………………………………………….....5
1.1 Сущность образования юридических лиц…………………………………………7
2. Коммерческие юридические лица………………………….……………...................8
2.1. Полное товарищество.................................................................................................8
2.2. Общество с ограниченной ответственностью……………………………………10
2.3. Производственный кооператив…………………………………………...………13
3.Некоммерческие юридические лица…………………………………...……………17
3.1. Потребительский кооператив………………………………..………...…………17
3.2. Фонды…………………………………………………………….……...………...20
3.3. Учреждение…………………………………………………………...…………...21
Заключение…………………………………………………….………………………..25
Глоссарий……………………………………………………………….……………….27
Список использованных источников………………………………………………….29
Еще одним видом коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.9
Учредительными
документами государственных и
муниципальных предприятий
Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
Природа
государственных и
В
отличие от других предпринимательских
юридических лиц, органы управления
государственных и
Различают унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Унитарные
предприятия, основанные на праве хозяйственного
ведения создаются по решению
уполномоченного на то государственного
органа или органа местного самоуправления
(для муниципальных
До
государственной регистрации
Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».10
Унитарное
предприятие, основанное на праве оперативного
управления, создается по особому решению
Правительства Российской Федерации на
базе имущества, находящегося в федеральной
собственности (п. 1 ст. 115 ГК).
3.
Некоммерческие юридические
лица
3.1.
Потребительский
кооператив
Гражданский кодекс РФ относит к некоммерческим организациям потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и ассоциации (союзы). Но поскольку законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня таких юридических лиц, допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом).
Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, в достижении общественных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Законе о некоммерческих организациях. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие. Каждая из перечисленных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но, общая цель – социальная.11
Потребительский кооператив как некоммерческое объединение граждан, юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами, основанное на членстве участников и их паевых взносах, не предполагает обязательного личного участия в его делах12. Любые ограничения участия в некоммерческих организациях каких-либо субъектов гражданского права должны быть прямо установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно не исключается возможность одновременного участия одного и того же участника в нескольких кооперативах.
ГК РФ предусматривает, что особенности правового положения потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов – потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 115 ГК РФ), и поэтому содержит лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов. К их числу относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный паевой фонд (п. 4 ст. 116 ГК РФ), конкретный размер которого определяется федеральными законами для каждого вида кооперативов отдельно. Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои убытки лишь за счет дополнительных взносов его участников. Данная ситуация является специально предусмотренной уставной обязанностью его членов, которая соответственно является гарантией имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопрос о ликвидации кооператива, в том числе предусматривается возможность банкротства этой некоммерческой организации (п. 1 ст. 85 ГК РФ).
Устав потребительского кооператива может предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности, а полученные доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. В данном случае эта деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.
В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ у члена кооператива при полном внесении своего паевого взноса возникает право собственности на предоставленное ему в пользование имущество, и поэтому многие потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.п.) по сути, имеют временный характер. По мере уплаты их членами соответствующих паевых взносов такие кооперативы лишаются своей основной имущественной базы и подлежат преобразованию в кооперативы по совместному использованию собственниками своего имущества и некоторых объектов, оставшихся в собственности кооператива.
К некоммерческим организациям, как добровольным объединениям граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, относятся общественные и религиозные организации. Они также являются юридическими лицами, и лишь в этом качестве могут выступать как участники имущественных правоотношений и приобретают правовое положение, регулируемое нормами гражданского права. ГК РФ не затрагивает специфичных особенностей их статуса, включая внутреннюю организацию и структуру управления.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.13
Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. Учредителей должно быть не менее трех. Учредители – и граждане, и юридические лица – имеют равные права и равные обязанности.
В
составе общественного
3.2. Фонды
Фонды – относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте, и в связи с многозначностью термина «фонд» и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием, ГК РФ определяет понятие фонда лишь для правового регулирования имущественного оборота, т.е. в качестве юридического лица.
Особенностью фонда является то обстоятельство, что эта организация не основана на членстве участников и последние не обязаны участвовать в его деятельности, а поэтому лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Данное юридическое лицо является собственником своего имущества, на которое у его учредителей (участников) отсутствуют какие-либо права (ст. 48 ГК РФ). Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества, и в целях исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета, контролирующего его деятельность и его должностных лиц (ст. 118 ГК РФ); во-вторых, фонд обязан публично вести свои имущественные дела (ст. 118 ГК РФ).
Участниками (учредителями) фонда могут быть как граждане, так и юридические лица. Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.
Закон
о благотворительной
Важное
положение, касающееся внесения изменений
в устав фонда и его
Благотворительная
или иная общественная деятельность
фондов нуждается в постоянных материальных
затратах, которые невозможно финансировать
при отсутствии членских взносов (как
в общественных организациях), ибо фонд
не имеет фиксированного членства. Поэтому
гражданское законодательство разрешает
фондам участвовать в предпринимательской
деятельности как непосредственно, так
и через создаваемые для этих целей хозяйственные
общества.
3.3. Учреждения
Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами – собственниками.
Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, представляет собой остатки прежней экономической системы и не свойственно развитому товарному обороту. Опасность участия в гражданском обороте таких юридических лиц для третьих лиц смягчается правилом о дополнительной ответственности финансирующего их собственника по их долговым обязательствам.
С учетом этого закон не определяет даже наименования учредительных документов этих организаций: это может быть как устав, так и общее положение об организациях данного вида (ст. 52 ГК РФ), либо даже положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником. С учетом многообразия видов учреждений ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами, которые могут определять статус государственных и муниципальных учреждений (ст. 120 ГК РФ).