Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 10:57, курсовая работа
Главной целью этой работы является изучение юридического лица как субъекта гражданского правоотношения. В настоящее время эта тема очень актуальна, в частности, институт юридического лица в современном обществе приобретает все более весомое значение для гражданского права и тем более для Российского, поскольку переход к рыночным отношениям, с развитием инфраструктуры, все это обусловило потребность в иных организационно-правовых формах юридического лица.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………..5
1.1 Понятие и признаки юридического лица……………………………...……….5
1.2 Правоспособность и дееспособность юридического лица. Специальная
правоспособность…………………………………………………………………..10
1.3 Классификация юридических лиц………………………………………….…12
1.4 Способы образования юридического лица…………………………………...16
1.5 Учредительные документы юридического лица……………………………..18
1.6 Государственная регистрация юридического лица…………………………..19
1.7 Органы юридического лица…………………………………………………....20
1.8 Наименование и место нахождения юридического лица……………………21
1.9 Представительства и филиалы………………………………………………...23
1.10 Способы реорганизации юридического лица. Правопреемство………...…24
1.11 Ликвидация юридического лица……………………………………………..25
1.12 Несостоятельность (банкротство) юридического лица…………………….27
1.13 Ответственность юридического лица…………………………………..……29
2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………...…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен в России. Однако принятие нового Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» заставляет серьезно скорректировать это положение. Дело в том, что п. 1 ст. 23 Закона допускает отказ в государственной регистрации лишь в двух случаях: если на регистрацию представлен неполный комплект требуемых документов, либо если эти документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган. Таким образом, регистрирующий орган лишен права проверять соответствие учредительных документов закону. Оставим эту неожиданную новеллу на совести законодателя и задумаемся, означает ли она отход от нормативно-явочного порядка регистрации юридических лиц.
С
одной стороны, государственная
регистрация юридического лица, которая
не сопровождается проверкой соответствия
закону его учредительных документов,
во многом превращается в простую формальность,
в своего рода уведомительную процедуру.
С другой стороны, закон все же не отказывается
в принципе от необходимости государственной
регистрации юридических лиц. В результате
создается такая система образования
юридических лиц, которую нельзя однозначно
отнести ни к нормативно-явочной, ни к
явочной (в чистом виде).
1.5
Учредительные документы
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы14. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида15 или общего устава общественного объединения.
Содержание
учредительных документов в общем виде
определяется ст. 52 ГК, а для отдельных
видов юридических лиц — в соответствующих
разделах ГК и специальных нормативных
актах.
1.6
Государственная регистрация
Государственная регистрация16 является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соответствии со ст. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»1, принятым на основе Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», эти функции с 1 июля 2002 г. возложены на Министерство РФ по налогам и сборам.
Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) решение
о создании юридического лица в виде протокола,
договора или иного документа в соответствии
с действующим законодательством;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) документ об уплате государственной пошлины за регистрацию.
Государственная
регистрация юридического лица осуществляется
в срок не более пяти рабочих дней со дня
представления документов в регистрирующий
орган. Отказ в регистрации, как уже отмечалось,
может последовать лишь в случаях представления
неполного комплекта требуемых при регистрации
документов либо представления их в ненадлежащий
регистрирующий орган. Решение об отказе
в регистрации может быть обжаловано в
судебном порядке. Также в суд можно обратиться
и в случае уклонения регистрирующего
органа от регистрации юридического лица,
например при пропуске установленного
для регистрации срока или иного нарушения
порядка государственной регистрации,
установленного законом.
1.7 Органы юридического лица
Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей — прерогатива так называемого органа юридического лица17. Орган юридического лица — это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.
Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.
Гражданские
права и обязанности для
Осуществление
приобретенных органом или
1.8
Наименование и место
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа18. В случае отсутствия такого исполнительного органа регистрация осуществляется по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право без доверенности действовать от имени создаваемого юридического лица19. Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств20 и решения многих других вопросов.
Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (например, унитарные предприятия) должны включать в свое название указание на характер их деятельности.
Фирменное наименование (или фирма) — это название коммерческой организации. Право на фирму, т.е. возможность использования фирменного наименования в гражданском обороте, является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.
Статья 54 ГК исходит из необходимости специальной регистрации фирменного наименования, с момента которой и возникает право на фирму. Однако процедура такой регистрации пока еще не разработана, и на практике регистрация юридического лица означает одновременно и регистрацию его фирмы.
В
гражданском обороте необходимо
индивидуализировать не только юридическое
лицо, но и его продукцию (товары,
работы, услуги). Ведь одни и те же виды
товаров могут выпускаться
1.9 Представительства и филиалы
Филиалы и представительства — это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.
Представительства и филиалы выполняют различные функции. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица21. Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала.
Представительства
и филиалы не могут иметь прав
юридического лица и, следовательно, выступать
в обороте от своего имени. Их руководители
действуют от имени юридического лица
на основании доверенности. Наличие у
организации представительств или филиалов
влияет на содержание ее учредительных
документов, поскольку в них должны быть
поименованы все филиалы и представительства.
Сами же эти обособленные подразделения
действуют на основе утверждаемых юридическим
лицом положений (как правило, общего вида).
1.10
Способы реорганизации
При
реорганизации все права и
обязанности реорганизуемого
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица; (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию22.
В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование)23. При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.