По способам
взаимодействия субъекта и объекта
власти выделяют власть:
- тоталитарную
(стремление к полному (тотальному) контролю
государства над всеми сторонами жизни
общества). Тоталитарный режим является,
как правило, порождением ХХ в., Это фашистские
страны, социалистические страны периодов
“культа личности”;
- авторитарную
(неограниченная власть одного лица или
группы лиц при сохранении некоторых экономических,
гражданских, духовных свобод для граждан).
В настоящее время авторитарные режимы
отнюдь не уникальность и встречаются
во многих странах - Индонезия, Малайзия,
Таиланд, Гондурас, Парагвае;
- либеральную
(общество со свободой действий для каждого,
свободным обменом политически значимой
информацией, ограничением власти государства
и церкви, верховенством права, частной
собственностью и свободой частного предпринимательства).
Примеры: Аргентина и Бразилия;
- демократическую
(народ является единственно легитимным
источником власти) Демократический режим
существует во многих странах, к примеру
в США, Великобритании, Франции, Германии,
стране восходящего солнца, во многих
странах Европы.
В зависимости
от социальной базы власти выделяются
следующие виды власти:
- полиархия
(власть многих). Пример: Коста-Рика, где
избранные народом правительства действовали,
начиная с 1889 г., за исключением тех двух
коротких периодов, когда их приводили
к власти военные;
- олигархия
(власть финансистов и промышленников);
- плутократия
(власть богатой верхушки). Режим плутократии
сложился после образования РФ в середине
девяностых годов;
- теократия
(власть духовенства). Последним примером
теократии в ее классическом понимании
было государство талибов в Афганистане;
- партократия
(власть партии). Примеры: СССР, страны
соцлагеря прошлого века, КНДР, Куба, частично
Китай сегодня;
- охлократия
(власть толпы). Яркий пример происходящее
в Кыргызстане перевороты. Этот пример
очень актуален для республики. Есть и
такие примеры как Турция, Австро-Венгрия
и в значительной степени Россия.
2. Основные концепции
власти
Наиболее распространенными
концепциями власти являются субъективистски-психологические
или бихевиористские концепции.
Согласно этим концепциям, любому нормальному
человеку свойственна потребность
власти, которая складывается из следующих
базовых потребностей личности, преобладание
каждой из которых по отношению к
власти формирует соответствующий
тип личности. Так, потребность в
свободе порождает отношение
к власти как стремление к независимости
и самостоятельности, что формирует
тип личности нонконформиста; гедонистические
потребности, осмысленные через
отношение к власти как источнику
материального благополучия, порождают
тип личности конформиста; потребность
в самоутверждении порождает отношение
к власти как преобладанию, господству
над другими, источнику престижа, высокому
статусу, славе, что соответствует типу
личности диктатора; потребность в самовыражении
по отношению к власти как игре формирует
тип личности авантюриста; потребность
быть личностью, осмысленная через отношение
к власти как служению людям, обществу,
формирует тип личности демократа. Естественно,
что потребность власти у человека не
есть механическая сумма перечисленных
преобладающих потребностей. Она индивидуализирована
и имеет содержание лишь по мере преобладания
одной из доминирующих потребностей.
Широко распространен
в трактовке власти функциональный
подход. Здесь власть рассматривается
не как определенное качество или
свойство, а как отношение между
субъектами, как функциональная связь
между ними, то есть она предстает
в виде полномочий и способностей
осуществлять управляющие, регулирующие
действия, важные для всей политической
системы. Согласно такому подходу, существует
две стороны "властной медали"
- руководителя и подчиненного, ведущего
и ведомого, господина и подданного.
Если нет двух субъектов, то нет и
власти. В данном случае сущностью
власти являются отношения руководства
и управления, господства и подчинения.
При этом следует заметить,
что не только повелеваемый зависит
от повелителя, но и повелитель зависит
от повелеваемых. Ведь подчиняться
можно по-разному. Например, формально
вроде бы принимать приказы, но по
сути - уклоняться от их действительного
выполнения. Так возникает то явление,
которое называют "силой слабых"
и бессилием власти.
Итак, с точки зрения функционального
подхода власть рождается не "до",
а "в ходе" отношения между
субъектами. Такой подход при анализе
власти акцентирует внимание на роли
и статусе индивида, поэтому первовласть
уходит в глубину веков. Из равенства
соплеменников выделяются наиболее
сильные, умные, хитрые и способные
влиять на других. Затем власть и
ее институты начинают передаваться
по наследству. На этапе появления
частной собственности рождается
экономическая власть, складывается
государство и так далее. В
обществе устанавливаются и функционируют
отношения управления и подчинения,
которые основываются на разных принципах
легитимности. Таким образом, власть
- это форма социальных отношений,
характеризующаяся способностью и
возможностью влиять на характер и
направление деятельности и поведения
людей, социальных групп и классов
посредством экономических, идеологических,
культурных и организационно-правовых
механизмов.
Третья группа концепций
власти связана с попытками найти
некое обобщающее понимание природы,
содержание власти. Власть понимается
как созидательное начало, как
создание смысла в процессе взаимодействия,
общения людей. Здесь власть выступает
как всякая деятельность, которая
содействует приведению системы
в оптимальное состояние, поддержанию,
повышению уровня ее организованности.
Важная роль при этом принадлежит
знанию. Без знания власть дика, необузданна,
импульсивна. Знание наделяет власть осмотрительностью,
предсказуемостью. В плоскости "знание"
актуализируются сознательный расчет
действий, их последствий в заданных
обстоятельствах, учреждается рациональность.
С этой точки зрения главное в
сущности власти - ее роль в целесообразной
организации отношений в обществе.
Власть - это целесообразность, хотя
чаще всего она лишь маскируется
идеями порядка, гармонии, организации,
разумности и тому подобного, а на
деле может выражать интересы меньшинства.
Но в идеале политическая власть - это
функция политической целесообразности,
правильности. В обществе, как и
в природе, действуют законы целесообразности,
организации, упорядочения. В политике
без власти нет упорядоченности.
Все рассмотренные подходы
к анализу такого общественного
феномена как власть, противостоят
тоталитаристским теориям о гегемонии
класса или нации по отношению
к личности. Они отстаивают ценности
индивидуальной человеческой воли, обосновывают
возможности индивида противостоять
воле вождя и даже всей системе. Ни
одно определение власти не является
универсальным.
3. Назначение власти в обществе
Всякое общество
нуждается во власти, которая
является необходимым условием функционирования
общества как социальной системы и возникает
вместе с ним.
Государственную власть,
а точнее, аппарат власти и
управления вместе с особыми
отрядами вооруженных людей в
литературе нередко называют
публичной властью.
В науке нет одинакового
понимания и однозначного толкования
публичной власти. Обычно ее рассматривают
в качестве одного из основных признаков
государства. Иногда - как синоним государства.
Наличие публичной
власти имеет принципиальный
характер для любой государственной
организации, отличающей ее от
догосударственной, первобытнообщинной
организации.
В условиях первобытного
строя власть имела общественный
характер. Она целиком и полностью
совпадала непосредственно с
населением. В обществе не было людей,
которые бы не занимались производительным
трудом, а только властвовали и управляли.
Непосредственно производительный труд
органически сочетался и совмещался с
управленческим трудом. Властные функции
по управлению делами рода, племени, союза
племен, фратрий и других объединений,
существовавших в рамках первобытнообщинного
строя, выполнялись не выделяющимися из
общества и не ставящими себя над ним людьми,
как это имеет место в условиях государственной
организации, а самими занятыми производительным
трудом взрослыми членами этого общества.
Властные функции
осуществлялись как через систему
органов самоуправления - советы родов,
фратрий, племен и др., так и непосредственно,
путем участия в собраниях родовых и иных
объединений. Старейшины родов, военачальники,
жрецы и другие лица, выполнявшие властные
функции, были выборными и сменяемыми.
Они избирались из числа самых уважаемых
членов рода. Не в пример государственным
чиновникам, за которыми стоит государство
с его разветвленным аппаратом и принудительными
органами, любой вождь, жрец или старейшина
рода опирался лишь на моральный авторитет,
уважение и поддержку членов этого объединения.
Современные научные
знания новую форму происхождения
государственной власти - так называемое
вождество или чифдом (от англ.
chiefdom – вождество, главенство). В
связи с этим раннеклассовое
государство некоторые ученые
называют предгосударством или
государство–чифдом.
Власть вождя, предводителя
общины формируется путем выборности,
особенно в период военных
действий (военных походов, защиты
от нападений и т.д.). Выбрать
вождя могла вся община или
военная дружина, которая формируется
и сплачивается вокруг военного
предводителя.
В этих условиях
могло происходить отчуждение
власти от общины, рода, племени
дружины, ее узурпация ограниченным
числом лиц или одним лицом.
Происходит изменение военно-демократических
форм организации власти в
военно-иерархические структуры,
в вождество. Власть вождя перерастает
впоследствии в государственную
власть, если процесс формирования
военно-иерархических структур идет
параллельно с формированием
раннеклассового государства (расслоением
общества на классы, новые производственные
формы деятельности, появление чиновников-управленцев,
разных видов собственности, становление
храмов как центров религиозной
жизни и т.д.). Таково, например, наблюдалось
в государстве Древней Спарты.
Общественная власть,
возникшая и укрепившаяся в
условиях первобытного общества, основанного
на материальном и социальном равенстве
всех его членов, не могла успешно функционировать
на более поздних этапах, в условиях общества,
расколотого по материальному и другим
признакам на имущие и неимущие классы,
социальные слои и группы. Общественная
власть неизбежно должна была быть заменена
публичной властью, опирающейся на политический
по своему характеру аппарат насилия и
принуждения.
Любое общество, являясь
всеобъемлющим коллективом в
государственных границах, имеет
свою внутреннюю структуру с
определенными целями. Оно объединяет
разные социальные группы (рабочие,
интеллигенция и т.п.), национальные
общности (этнические группы), множество
объединений (партии, профсоюзы,
союзы и т.п.), множество экономических
и социальных институтов (хозяйственные
организации и др.). Несмотря на
то, что все эти разнообразные
силы имеют цели, выражающие интересы
определенных слоев общества
и групп населения, они не
могут обеспечить целевую, заранее
заданную направленность деятельности
в интересах всего общества. Разнообразие
составляющих общество субъектов
приводит к асимметричности общества.
Каждая из составляющих предполагает
свои цели, которые пытается отстаивать,
выдвигая определенные требования,
что порождает в обществе противоречия
и конфликты. Для сохранения
единства общества и его нормального
функционирования как целостного
организма такие противоречия
необходимо разрешать.
Для разрешения конфликтов,
совершенствования и развития
общества в нем появляются
определенные структуры, которые
и занимаются этими вопросами.
В связи с этим, в обществе
предполагается наличие субъекта
и объекта управления и существование
между ними прямой (отдание распоряжений,
команд) и обратной связи (информирование
о степени выполнения приказа).
В отличие от других
существующих форм управления
государственная власть носит
публичный характер. Особенность
публичной власти состоит в
том, что она возникает не
в любом коллективе людей, как-то
семья, а в публичном коллективе,
члены которого связаны общественными
отношениями. Публичная власть
непосредственно связана с асимметрией
общества и с общими интересами,
на определенном этапе приобретающими
общественный характер. Поэтому
публичная власть и возникает
в государстве и имеет особенности:
по территории воздействия, по
полномочиям, по количеству людей,
от имени которых они действуют.
Эти различия находят свое
отражение в формах управления.
Если посмотреть
на окружающую нас действительность
можно заметить, что власть вмешивается
во все стороны жизни общества,
иногда устанавливая обязательную
идеологию (СССР, Иран, Куба) или регулируя
и интимные стороны человеческих
отношений (запрет брака с иноверцами,
ограничение рождаемости детей
в семье – КНР).
Публичная власть
выполняет следующие функции:
- Организация
– формирование системы управления, упорядочение
управленческих отношений между субъектом
и объектом управления;
- Взаимодействие
и координация, осуществляемые для достижения
общих целей;
- Планирование
– определение направлений, целей управленческой
деятельности, способов и средств их достижения;
- Сбор
и обработка информации;
- Прогнозирование
– научное предвидение изменений в развитии
каких-либо явлений или процессов на основе
объективных данных;
- Контроль
и учет.
Государственная власть занимает
особое место в силу только
ему присущих свойств:
- Исключительность
субъекта управления, которым является
государство, его властная сила, которой
не обладает никакой другой субъект управления.
- Исключительный
характер полномочий государства как
субъекта управления – государственная
власть.
- Распространенность
на все общество и даже влияние за его
пределами в рамках проводимой государством
международной политики.
- Системный
характер государственного управления,
без которого его не будет.