Власть, её разновидности и назначение в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:21, реферат

Описание

Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии. Власть является центральной категорией политической науки.
Власть- это всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………...……3
1. Сущность и виды власти ……………………………………………………………………..3-6
2. Основные концепции власти………………………………………………………………...6-7
3. Назначение власти в обществе……………………………………………………………....8-10
Заключение ……………………………………………………………………………………….11
Используемая литература ………………………………………………………………….……12

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 97.80 Кб (Скачать документ)

По способам взаимодействия субъекта и объекта  власти выделяют власть:

  • тоталитарную (стремление к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества). Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., Это фашистские страны, социалистические страны периодов “культа личности”;
  • авторитарную (неограниченная власть одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан). В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не уникальность и встречаются во многих странах - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае;
  • либеральную (общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства). Примеры: Аргентина и Бразилия;
  • демократическую (народ является единственно легитимным источником власти) Демократический режим существует во многих странах, к примеру в США, Великобритании, Франции, Германии, стране восходящего солнца, во многих странах Европы.

В зависимости  от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

  • полиархия (власть многих). Пример: Коста-Рика, где избранные народом правительства действовали, начиная с 1889 г., за исключением тех двух коротких периодов, когда их приводили к власти военные;
  • олигархия (власть финансистов и промышленников);
  • плутократия (власть богатой верхушки). Режим плутократии сложился после образования РФ в середине девяностых годов;
  • теократия (власть духовенства). Последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане;
  • партократия (власть партии). Примеры: СССР, страны соцлагеря прошлого века, КНДР, Куба, частично Китай сегодня;
  • охлократия (власть толпы). Яркий пример происходящее в Кыргызстане перевороты. Этот пример очень актуален для республики. Есть и такие примеры как Турция, Австро-Венгрия и в значительной степени Россия.

 

 

2. Основные концепции власти

 

Наиболее распространенными  концепциями власти являются субъективистски-психологические  или бихевиористские концепции. Согласно этим концепциям, любому нормальному  человеку свойственна потребность  власти, которая складывается из следующих  базовых потребностей личности, преобладание каждой из которых по отношению к  власти формирует соответствующий  тип личности. Так, потребность в  свободе порождает отношение  к власти как стремление к независимости  и самостоятельности, что формирует  тип личности нонконформиста; гедонистические  потребности, осмысленные через  отношение к власти как источнику  материального благополучия, порождают  тип личности конформиста; потребность  в самоутверждении порождает отношение к власти как преобладанию, господству над другими, источнику престижа, высокому статусу, славе, что соответствует типу личности диктатора; потребность в самовыражении по отношению к власти как игре формирует тип личности авантюриста; потребность быть личностью, осмысленная через отношение к власти как служению людям, обществу, формирует тип личности демократа. Естественно, что потребность власти у человека не есть механическая сумма перечисленных преобладающих потребностей. Она индивидуализирована и имеет содержание лишь по мере преобладания одной из доминирующих потребностей.

Широко распространен  в трактовке власти функциональный подход. Здесь власть рассматривается  не как определенное качество или  свойство, а как отношение между  субъектами, как функциональная связь  между ними, то есть она предстает  в виде полномочий и способностей осуществлять управляющие, регулирующие действия, важные для всей политической системы. Согласно такому подходу, существует две стороны "властной медали" - руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и подданного. Если нет двух субъектов, то нет и  власти. В данном случае сущностью  власти являются отношения руководства  и управления, господства и подчинения.

При этом следует заметить, что не только повелеваемый зависит  от повелителя, но и повелитель зависит  от повелеваемых. Ведь подчиняться  можно по-разному. Например, формально  вроде бы принимать приказы, но по сути - уклоняться от их действительного  выполнения. Так возникает то явление, которое называют "силой слабых" и бессилием власти.

Итак, с точки зрения функционального  подхода власть рождается не "до", а "в ходе" отношения между  субъектами. Такой подход при анализе  власти акцентирует внимание на роли и статусе индивида, поэтому первовласть  уходит в глубину веков. Из равенства  соплеменников выделяются наиболее сильные, умные, хитрые и способные  влиять на других. Затем власть и  ее институты начинают передаваться по наследству. На этапе появления  частной собственности рождается  экономическая власть, складывается государство и так далее. В  обществе устанавливаются и функционируют  отношения управления и подчинения, которые основываются на разных принципах  легитимности. Таким образом, власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и  возможностью влиять на характер и  направление деятельности и поведения  людей, социальных групп и классов  посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.

Третья группа концепций  власти связана с попытками найти  некое обобщающее понимание природы, содержание власти. Власть понимается как созидательное начало, как  создание смысла в процессе взаимодействия, общения людей. Здесь власть выступает  как всякая деятельность, которая  содействует приведению системы  в оптимальное состояние, поддержанию, повышению уровня ее организованности. Важная роль при этом принадлежит  знанию. Без знания власть дика, необузданна, импульсивна. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью. В плоскости "знание" актуализируются сознательный расчет действий, их последствий в заданных обстоятельствах, учреждается рациональность. С этой точки зрения главное в  сущности власти - ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Власть - это целесообразность, хотя чаще всего она лишь маскируется  идеями порядка, гармонии, организации, разумности и тому подобного, а на деле может выражать интересы меньшинства. Но в идеале политическая власть - это  функция политической целесообразности, правильности. В обществе, как и  в природе, действуют законы целесообразности, организации, упорядочения. В политике без власти нет упорядоченности.

Все рассмотренные подходы  к анализу такого общественного  феномена как власть, противостоят тоталитаристским теориям о гегемонии  класса или нации по отношению  к личности. Они отстаивают ценности индивидуальной человеческой воли, обосновывают возможности индивида противостоять  воле вождя и даже всей системе. Ни одно определение власти не является универсальным.

 

 

 

 

3. Назначение власти в обществе    

 Всякое общество  нуждается во власти, которая  является необходимым условием функционирования общества как социальной системы и возникает вместе с ним.    

 Государственную власть, а точнее, аппарат власти и  управления вместе с особыми  отрядами вооруженных людей в  литературе нередко называют  публичной властью.    

 В науке нет одинакового  понимания и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда - как синоним государства.     

 Наличие публичной  власти имеет принципиальный  характер для любой государственной  организации, отличающей ее от  догосударственной, первобытнообщинной организации.    

 В условиях первобытного  строя власть имела общественный  характер. Она целиком и полностью  совпадала непосредственно с  населением. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.     

 Властные функции  осуществлялись как через систему  органов самоуправления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода.  Не в пример государственным чиновникам,  за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.  

 

    

 Современные научные  знания новую форму происхождения  государственной власти - так называемое  вождество или чифдом (от англ. chiefdom – вождество, главенство). В  связи с этим раннеклассовое  государство некоторые ученые  называют предгосударством или  государство–чифдом.    

 Власть вождя, предводителя  общины формируется путем выборности, особенно в период военных  действий (военных походов, защиты  от нападений и т.д.). Выбрать  вождя могла вся община или  военная дружина, которая формируется  и сплачивается вокруг военного  предводителя.    

 В этих условиях  могло происходить отчуждение  власти от общины, рода, племени  дружины, ее узурпация ограниченным  числом лиц или одним лицом.  Происходит изменение военно-демократических  форм организации власти в  военно-иерархические структуры,  в вождество. Власть вождя перерастает  впоследствии в государственную  власть, если процесс формирования  военно-иерархических структур идет  параллельно с формированием  раннеклассового государства (расслоением  общества на классы, новые производственные  формы деятельности, появление чиновников-управленцев,  разных видов собственности, становление  храмов как центров религиозной  жизни и т.д.). Таково, например, наблюдалось  в государстве Древней Спарты.     

 Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в  условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опирающейся на политический по своему характеру аппарат насилия и принуждения.    

 Любое общество, являясь  всеобъемлющим коллективом в  государственных границах, имеет  свою внутреннюю структуру с  определенными целями. Оно объединяет  разные социальные группы (рабочие,  интеллигенция и т.п.), национальные  общности (этнические группы), множество  объединений (партии, профсоюзы,  союзы и т.п.), множество экономических  и социальных институтов (хозяйственные  организации и др.). Несмотря на  то, что все эти разнообразные  силы имеют цели, выражающие интересы  определенных слоев общества  и групп населения, они не  могут обеспечить целевую, заранее  заданную направленность деятельности  в интересах всего общества. Разнообразие  составляющих общество субъектов  приводит к асимметричности общества. Каждая из составляющих предполагает  свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия  и конфликты. Для сохранения  единства общества и его нормального  функционирования как целостного  организма такие противоречия  необходимо разрешать.      

 Для разрешения конфликтов, совершенствования и развития  общества в нем появляются  определенные структуры, которые  и занимаются этими вопросами.  В связи с этим, в обществе  предполагается наличие субъекта  и объекта управления и существование  между ними прямой (отдание распоряжений, команд) и обратной связи (информирование  о степени выполнения приказа).       

 В отличие от других  существующих форм управления  государственная власть носит  публичный характер. Особенность  публичной власти состоит в  том, что она возникает не  в любом коллективе людей, как-то  семья, а в публичном коллективе, члены которого связаны общественными  отношениями. Публичная власть  непосредственно связана с асимметрией  общества и с общими интересами, на определенном этапе приобретающими  общественный характер. Поэтому  публичная власть и возникает  в государстве и имеет особенности:  по территории воздействия, по  полномочиям, по количеству людей,  от имени которых они действуют.  Эти различия находят свое  отражение в формах управления.     

 Если посмотреть  на окружающую нас действительность  можно заметить, что власть вмешивается  во все стороны жизни общества, иногда устанавливая обязательную  идеологию (СССР, Иран, Куба) или регулируя  и интимные стороны человеческих  отношений (запрет брака с иноверцами, ограничение рождаемости детей  в семье – КНР).    

 Публичная власть  выполняет следующие функции:

  • Организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;
  • Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;
  • Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;
  • Сбор и обработка информации;
  • Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;
  • Контроль и учет.

 

      Государственная власть занимает  особое место в силу только  ему присущих свойств:

  • Исключительность субъекта управления, которым является государство, его  властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.
  • Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.
  • Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.
  • Системный характер государственного управления, без которого его не будет.

Информация о работе Власть, её разновидности и назначение в обществе