Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:01, контрольная работа
Собственность является не только категорией политэкономической и юридической, как это обычно принято считать, но и категорией политической, ибо она неразрывно связана со всем “миром политики”.
Ничто так не раскалывало во все времена общества, как отношение к собственности. И в наши дни в обновляющейся России кипят страсти вокруг собственности. Одни люди, указывая на развитые страны Запада, говорят, что их высокий уровень и качество жизни, стабильность и динамичное развитие обусловлены институтом частной собственности, неотъемлемым правом каждого человека на собственность и безусловной защитой этого права законом (заметим, человек может и не иметь собственности, имущества, но никто не может лишить его права быть собственником).
Однако на практике многое получилось иначе. Победили сторонники осуществления “шоковой приватизации”, в результате которой произошло не только резкое расслоение, но и, по сути, ограбление общества, снижение экономической эффективности, падение производства по отношению к 1991 г. на десятки процентов, остановка сотен заводов. Разумеется, приватизация в значительной степени содействовала созданию в России рыночной экономики, ее включению в мировой рынок и др. В этом смысле она была неизбежной. Но ее социальная цена, как об этом неоднократно заявлял и Президент России, оказалась слишком высокой.
По расчетам
Института народно-
“Черный понедельник” 17 августа 1998 г. принес новый скачок цен и соответственно дальнейшее снижение жизненного уровня населения. В сентябре 1998 г. реальные денежные доходы жителей России составили 70,2% по сравнению с сентябрем 1997 г., а реальная заработная плата соответственно – 66,2%13.
Штрихи к портрету “шоковых приватизаторов”. Воспользуемся свидетельством о начале приватизации известного итальянского журналиста Дж. Кьеза, автора шести книг о России. Он писал: “Я вспоминаю, как зимой 1992 г. в Тольятти состоялось совещание, в котором участвовали так называемые красные директора и тогдашнее российское правительство в почти полном составе. Присутствовали и.о. премьера Егор Гайдар, министры Шохин, Нечаев, Авен и др. С либерализации цен не прошло и года, и правительство искало поддержки среди вчерашних советских промышленников... Там были все “красные директора”, по крайней мере наиболее крупных все еще государственных предприятий... Они сменяли друг друга у микрофона, а в президиуме сидели молодые, почти юные люди, только что покинувшие стены американских университетов, пропитанных рейгановско-тэтчеровским кредо, убежденные сторонники dergulation (уменьшения роли государства в регулировании экономики). И все зубры-директора говорили приблизительно одно и то же: мы поняли, что социализм умер. Мы знаем, что придется пожертвовать доброй частью наших производственных мощностей на алтарь конкуренции, эффективности и рынка. Но мы просим, мы умоляем вас учитывать два ключевых вопроса. Первое: за нами стоят миллионы семей, которых мы не можем бросить на произвол судьбы. Второе: многие из представленных здесь предприятий могут достаточно быстро стать конкурентоспособными на мировом рынке, лишь бы государство выработало инвестионную политику, направленную на их возрождение... [c.195]
Я помню, какая скука была написана на лицах молодых людей, сидящих в президиуме”14.
Подчеркнутая последняя фраза, равно как и все описание этого совещания, комментариев не требует.
Согласно последним
данным, в России до 60% бывшей государственной
собственности перешло к
Бывший президент Инкомбанка В. Виноградов как-то сделал откровенное признание: “Мы знаем, кто бы ни был во главе этой страны – капиталист, молодые реформаторы, националист или социалист – в конце концов будет проведено расследование на тему: как происходил раздел этой собственности. Вопрос только в том, когда это произойдет – через два года или через двадцать лет. Вот в Корее (Южной) это произошло через 20 лет, но произошло”16.
Новым явлением
в поведении отечественных
Отношение россиян к приватизации. Обратимся к данным Центра социологических исследований МГУ по теме “Предвыборная ситуация в России в 1995 г.”. Избирателям был задан вопрос: “Что Вы думаете о процессе приватизации государственной собственности в России?”
(Отметим, что
опрос был проведен 6–15 декабря
1995 г., опросили 3710 респондентов. Опрос
был проведен в 66 субъектах
РФ, пропорционально
Вариант ответа | % | |
1 | Приватизацию следует ускорить | 4.7 |
2 | Приватизацию следует продолжать в том же темпе ” | 11,2 |
3 | Приватизацию следует замедлить | 11,4 |
4 | Приватизацию следует остановить | 22,3 |
5 | Приватизацию следует повернуть обратно | 16,1 |
6 | Затрудняюсь ответить | 33,7 |
7 | Отказ | 0,6 |
Как видно из этих данных, положительно оценили процесс приватизации лишь 15,9% респондентов (первые две позиции), отрицательно – 38,4% (4-я и 5-я позиции), т.е. количество тех, кто отвергает приватизацию, значительно превышает количество тех, кто ее принимает. Можно предположить, что среди тех, кто отвергает приватизацию, немало людей, которые отвергают не столько приватизацию, сколько “приватизацию – “приватизацию”.
Ответы на вопрос: “Поддерживаете ли Вы приватизацию крупных предприятий?” распределились следующим образом: “полностью” и “в целом” поддержали 19,9% респондентов; не поддержали “в целом” и были “полностью против” 54,8%; затруднились ответить 24,7% респондентов.
Но вот в отношении приватизации жилья картина другая. Ее “полностью” и “в целом” поддержали 64,7% респондентов. Не поддержали “в целом” и были “полностью против” 24,5%. Затруднились ответить 19,6% респондентов. Это свидетельствует о том, что сама идея частной собственности (в случае, если человек уверен в ее действительности, позволяющей ему сказать: это мой дом, это моя квартира) большинством россиян принята.
В 1997 г. был принят Федеральный закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”, который устанавливает организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в РФ посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям. [c.197]
В ст. 1 Закона говорится, что “под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц”.
Важно подчеркнуть, что приватизация не носит всеобщего характера. Согласно ст. 3 действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
имущество Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, находящееся в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;
восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано либо другим способом изъято против воли указанных лиц в государственную или муниципальную собственность;
землю;
природные ресурсы;
государственную и муниципальную собственность, находящуюся за пределами территории Российской Федерации;
объекты социального и культурного назначения, а также объекты историко-культурного наследия и природные объекты;
отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
случаи выполнения обязательств РФ по международным договорам. заключенным РФ;
случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям.
Отчуждение указанного в настоящей статье государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами Приватизации, регулируется другими федеральными законами17.
О частной собственности на землю. Этот вопрос связан с судьбой колхозов и совхозов и стоит весьма остро не только в экономическом, но и в государственном, политическом плане. Согласно данным того же социологического исследования, за сохранение колхозов и совхозов высказалось более 70% опрошенных – жителей не только деревень, но и городов. [c.198]
В условиях общего
экономического развала ставка на фермерские
хозяйства в большинстве
В России пока нет Земельного кодекса. На его проект, который не предусматривал купли-продажи земли, президент наложил свое вето. В этих условиях субъекты Российской Федерации вынуждены сами искать решение вопроса о земле. И решения эти – разные. Так, в Башкортостане 86% голосовавших на выборах 17 декабря 1995 г. высказались за ограничение частной собственности на землю, против ее купли-продажи. В действующем законодательстве этой республики нет положения об операциях с землей. Напротив, Саратовская областная Дума приняла в конце 1997 г. Закон, разрешающий куплю-продажу Земли.
Сторонники частной
собственности на землю говорят,
что во всех странах мира, кроме
России, земля продается в
Леса – федеральная собственность. В январе 1998 г. в Конституционном Суде РФ состоялось разбирательство по вопросу о том, в чьей собственности находится лесной фонд России – в федеральной, т.е. общегосударственной, или в региональной, т.е. субъектов Федерации. В исках, выдвинутых исполнительными властями Хабаровского края и Республики Карелия, а эти два субъекта относятся к числу основных лесных регионов страны, речь шла о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, в частности, о том, что отдельные положения о лесном фонде нуждаются в проверке с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
Рассмотрев эти иски. Конституционный Суд РФ установил, что лесной фонд представляет собой публичное достояние народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Так, купля-продажа, залог и совершение других сделок, могущих привести к отчуждению участков лесного фонда, не допускаются. [c.199] Субъекты Федерации не могут поэтому обладать правом собственности на лесной фонд, хотя и допускается передача его части в региональную собственность.
В итоге Конституционный Суд постановил признать Лесной кодекс РФ соответствующим Конституции РФ и велел опубликовать это постановление не только в “Российской газете”, но и в “Собрании законодательства Российской Федерации” и официальных изданиях органов государственной власти Республики Карелия и Хабаровского края. Это показательный случай в практике Конституционного Суда.