Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 03:29, реферат
В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..….1-3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………3-9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….9-12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….12
Полномочия военных судов Российской Федерации.
В Федеральном конституционном
законе "О военных судах Российской
Федерации" несколько изменена существовавшая
ранее подсудность дел военным
судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона
закреплено, что военным судам
подсудны только те гражданские дела,
которые возбуждаются по жалобам
военнослужащих и граждан, проходящих
военные сборы, на действия (бездействие)
и решения органов военного управления
и воинских должностных лиц, а
также дела по аналогичным жалобам
граждан, уволенных с военной
службы или прошедших военные
сборы, если нарушение их прав, свобод
и интересов произошло в период
прохождения ими военной
Военным судам стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, но лишь с момента внесения изменений в соответствующие федеральные процессуальные законы.
Подсудность военным судам уголовных дел о преступлениях, совершенных гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, определена ч. 3 ст. 7 Закона.
В соответствии с указанной
нормой подсудность дел о
Поэтому, если уголовное
дело по обвинению одного лица или
группы лиц в совершении нескольких
преступлений подсудно военному суду
в отношении хотя бы одного лица
или одного преступления, дело о
всех лицах и преступлениях
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона
право рассматривать все
Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.
В соответствии со ст. 22 Закона
гарнизонный военный суд
Гарнизонный военный суд
принимает решения об аресте, о
заключении под стражу, содержании
под стражей, об ограничении прав
на тайну переписки, телефонных и
иных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений, на неприкосновенность
жилища. Однако следует иметь в
виду, что в соответствии с ч. 2
ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч.
2 ст. 23 Закона, касающиеся решений военных
судов об аресте, о заключении под
стражу и содержании под стражей,
вступают в силу только после принятия
соответствующего федерального уголовно
- процессуального закона. Вместе с
тем нормы ч. 3 ст. 22 о подсудности
гарнизонным военным судам
Гарнизонный военный суд
рассматривает также жалобы на действия
(бездействие) лица, производящего дознание,
следователя, прокурора и принятые
ими решения в случаях и
порядке, которые установлены
В соответствии со ст. 14 Закона
окружной (флотский) военный суд
рассматривает в первой инстанции
гражданские дела, связанные с
государственной тайной, и дела о
преступлениях, за совершение которых
может быть назначено наказание
в виде лишения свободы на срок
свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы
или смертной казни. Он также в
пределах, установленных настоящим
Федеральным конституционным
Законом впервые предусмотрена возможность рассмотрения окружным (флотским) военным судом дел с участием присяжных заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания ст. 28 этого же Закона, применяется только в случаях, предусмотренных процессуальным законом. В настоящее время правовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство.
Военная коллегия
Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
Президиум Верховного Суда
РФ рассматривает дела по протестам
на решения, приговоры, определения
и постановления Военной
3. Заключение.
Вступивший в силу Федеральный
конституционный закон "О военных
судах Российской Федерации" создал
солидную правовую базу для деятельности
военных судов в Российской Федерации.
С принятием этого акта на законодательном
уровне завершено создание самостоятельной
и независимой от органов исполнительной
власти силы, способной быть гарантом
законности и справедливости в одном
из важнейших государственных
Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды.
Как органы правосудия военные
суды выполняют единые для всех судов
общей юрисдикции задачи. Однако осуществление
правосудия в войсках требует
хорошего знания жизни и деятельности
войск, военного законодательства, воинских
уставов, наставлений и приказов,
конкретных условий жизни и деятельности
войск. Судьи военных судов, как
и другие военнослужащие, должны быть
готовы действовать надлежащим образом
в чрезвычайных условиях, в том
числе в боевой обстановке, иметь
для этого знания и соответствующую
военную подготовку. Необходимость
осуществления своей
Однако в совсем недалеком прошлом, а именно в феврале 2003 года группа депутатов от фракции "Яблоко" ( Игорь Артемьев, Алексей Арбатов и Сергей Иваненко) намеревалась инициировать процесс отмены органов военной юстиции, с тем, чтобы все правонарушения военнослужащих рассматривались гражданскими судами.
"Военные суды и военная
прокуратура, будучи формально
независимы от органов
По мнению парламентариев, это противоречит нормам по правам человека Совета Европы, членом которого с 1996 года является Россия. Они предлагают не ликвидировать штаты военных судов и прокуратур, а как бы влить их в соответствующие гражданские структуры. Все же должности, которые сейчас занимают офицеры, инициаторы законопроекта предлагают сделать гражданскими.
Как стало известно
из прессы, представители Главной
военной прокуратуры и Военной
коллегии Верховного суда
"В 1992 году вопрос
легитимности военных судов
В Военной коллегии Верховного суда пояснили, что с принятием законов "О судебной системе Российской Федерации" и "О военных судах" все вопросы, которые сейчас пытаются ставить члены партии ”Яблоко”, уже решены. В частности, в этих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются судами общей юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую Верховным судом РФ. Военные суды создаются по территориальному признаку и могут быть упразднены только федеральным законом. В своей деятельности они руководствуются теми же законодательными нормами, что и другие суды общей юрисдикции, а их решения могут быть обжалованы, также как и решения иных судов. Говорить о какой-то зависимости их от военного командования, по мнению военных юристов, тоже не приходится: военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, их материально-техническое обеспечение и финансирование полностью осуществляются Судебным департаментом при Верховном суде РФ. Судьи и работники аппаратов военных судов не проходят военную службу в составе Вооруженных Сил РФ или иных воинских формирований.
"В работе военных
судов и прокуратур, конечно, есть
недостатки. Тем не менее органы
военной юстиции играют