Воля и волеизъявление как элементы сделок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, контрольная работа

Описание

Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства – “основные права и свободы человека и гражданина” и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 86.51 Кб (Скачать документ)

Материальные гарантии –  это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка  конкуренции, свобода экономической  деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком  и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.[25]

Политические гарантии –  это система народовластия, возможности  личности принимать участие в  управлении делами государства и  общества. В Российской Федерации  признаются и гарантируются местное  самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также  возможности пользоваться правами  человека и основными свободами, защищать свои интересы.[26]

Духовные гарантии – система  культурных ценностей, основанных на любви  и уважении к Отечеству, вере в  добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты  на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и  религиозной розни, общедоступность  и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов  творчества.[27]

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств  и способов охраны и защиты, прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства  обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные  законом, а также право на получение  квалифицированной юридической  помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию  причиненного ущерба.[28]

Среди юридических гарантий прав личности следует различать  гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы  прав и свобод, их конкретизация  в текущем законодательстве; юридические  факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.[29]

Вторую группу юридических  гарантий составляют конституционный  контроль и надзор; меры зашиты и  меры ответственности виновных за нарушение  прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и  надзора; средства предупреждения и  профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.[30]

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина – всеобщность  зашиты прав, свобод и законных интересов  всеми способами, не противоречащими  закону.

Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно соприкасаются  с организационными гарантиями. Организационные  гарантии – это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер  процедурного, режимного, контрольного и иного характера. Цель организационных  гарантий – повышение эффективности  использования внутригосударственных  и международных гарантий прав личности. В содержание организационных гарантий включаются определение, принятие и  решение государством задач социальной и правовой политики; государственный  общественный контроль; обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д.[31]

Статья 45 Конституции РФ устанавливает:

1. Государственная защита  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  гарантируется.

2. Каждый вправе защищать  свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом.[32]

Под государственной защитой  прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной  власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные  гражданам права и свободы  не оставались пустой декларацией, а  были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст. 18 Конституции  РФ положения о том, что права  и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.[33]

Важнейшее значение в связи  с этим принадлежит органам законодательной  власти Российской Федерации и ее субъектов. Именно они призваны создать  полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных  норм о правах и свободах человека и гражданина. Речь идет и об отдельных  законах, и о кодифицированных актах, как, например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс и др. Многие законопроекты, касающиеся прав и свобод, находятся  на рассмотрении Федерального Собрания.

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданское  законодательство, правовое регулирование  интеллектуальной собственности и  др. находятся в исключительном ведении  Российской Федерации. В то же время  ряд вопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, находятся в совместном федерации и ее субъектов, в частности, защита прав и свобод человека и  гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это должно на всех уровнях  обеспечивать защиту конституционных  прав и свобод.[34]

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит  Президенту Российской Федерации как  гаранту прав и свобод человека и  гражданина. Как глава государства  Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности  для выполнения этой обязанности. В  его непосредственном подчинении имеется  аппарат, в частности структурные  специальные подразделения, которые  способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи (подразделения, которые занимаются рассмотрением поступающих к  Президенту жалоб, предложений и  других обращений по вопросам гражданства, реабилитации жертв политических репрессий  и др.).

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства Российской Федерации  и его аппарата. В этом участвуют  практически все министерства и  ведомства. Например, Министерство социального  обеспечения обязано принимать  меры к обеспечению пенсионных прав граждан, МВД - решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные  и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации  также должны разрабатывать и  реализовывать меры, гарантирующие  политические, социальные, экономические  и культурные права граждан.[35]

Конституция Российской Федерации  предусматривает существование  высокой государственной должности  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В деле защиты прав и свобод человека и гражданина видное место  отводится Прокуратуре Российской Федерации, которая действует на основании Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из главных задач прокуратуры. В целях ее реализации она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами субъектов  Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а  также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.[36]

В органах прокуратуры  в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и  иные обращения. Ответ прокурора  на обращение должен быть мотивированным. Если жалоба не удовлетворена, заявителю  должен быть разъяснен порядок обжалования  принятого решения.

Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры не подменяют  иные государственные органы и должностных  лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор не только рассматривает  и проверяет жалобы и иные обращения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и  пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению  к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Важной государственной  гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита. Гарантия судебной защиты означает, с  одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий  суд и, с другой стороны, обязанность  последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.[37]

Под судами как органами судебной власти, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, имеются в  виду суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции (см. комментарий  к этой статье). Такими судами являются суды общей юрисдикции от районного  суда до Верховного Суда Российской Федерации, арбитражные суды (в систему этих судов входят арбитражные суды субъектов  Российской Федерации, федеральные  арбитражные суды округов, Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации) и самый  молодой суд страны - Конституционный  Суд Российской Федерации. Эти суды имеют различные полномочия и  осуществляют правосудие в различных  процессуальных формах, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий стоят на страже законных прав и  свобод человека и гражданина.[38]

Круг дел, входящих в сферу  деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к  защитникам прав и свобод людей стало  повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка  обжалования перед административным. Главное из них – самостоятельность  и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей.

Конституционная норма носит  универсальный характер и является непосредственно действующей. Под  каждым, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т.д. Недееспособное лицо может защищать свои права в  суде через представителя.

Право на обращение в суды Российской Федерации за защитой  своих прав и свобод имеют как  граждане Российской Федерации, так  и лица без гражданства и иностранцы.

Часть 1 статьи 46 Конституции  полностью соответствует требованиям  международно-правовых актов и даже дополняет их. Так, в ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право  на эффективное восстановление в  правах компетентными национальными  судами в случае нарушения его  основных прав, предоставленных ему  конституцией или законом".

Судебная защита распространяется не только на основные права, но и на те, которые предоставлены законом, другим нормативным или индивидуальным правовым актом. Это вытекает и из содержания ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что перечисление в Конституции  основных прав и свобод не должно толковаться  как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.[39]

В части 2 статьи 46 Конституции  развиваются общие положения  о праве на судебную защиту. Раскрытию  ее положений и инструментом проведения их в жизнь служит Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании  в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с  изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.

По ряду вопросов, возникших  у судов при рассмотрении дел  по применению положений названного Закона даны разъяснения в постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 "О  рассмотрении судами жалоб на неправомерные  действия, нарушающие права и свободы  граждан"

Предметом обжалования в  суде может быть любой акт, которым  нарушаются права и свободы заявителя. Сюда включаются и постановления  Государственной Думы и Правительства  Российской Федерации. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о  законах или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные  акты, указанные в ст. 125 Конституции, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде. Не могут  рассматриваться по данному Закону решения и действия, в отношении  которых установлен иной порядок  судебного обжалования. Например, исключение касается жалоб на решения и действия, связанные со спорами, возникающими из гражданских, жилищных, трудовых, семейных правоотношений. Они подлежат, в  соответствии с требованиями ст. 1 ГПК, рассмотрению по нормам законодательства о гражданском судопроизводстве. И всякое заинтересованное лицо, у  которого возникли эти правоотношения, может в порядке, установленном  гражданским процессуальным законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенного  или оспариваемого права или  охраняемого законом интереса.[40]

В уголовном судопроизводстве также есть нормы о порядке  разрешения жалоб на решения и  действия различных должностных  лиц, которые рассматриваются в  порядке, отличном от установленного упомянутым Законом от 27 апреля 1993 г. Такие правила  содержатся в главе 19 УПК и решают вопросы обжалования в суде ареста или продления срока содержания под стражей органом дознания, следователем и прокурором.

Важным моментом, способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законе правило, по которому каждый гражданин имеет право  получить, а должностные лица, государственные  служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами  и материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным  законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и  материалах.

Информация о работе Воля и волеизъявление как элементы сделок