Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:06, реферат
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций.
1. Введение
2. Образование Арабского Халифата
2.1. Халифат в VII-X вв
2.2. Общественный строй
2.3. Местные органы государственного управления
3. Мусульманское право
4. Источники мусульманского права
5. Право арабского халифата.
6. Приспособление мусульманского права к современному миру
7. Заключение
В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.
Во многих государствах мусульманское
право конституционно считается
основой законодательства. Оно применяется
по многим вопросам, но особенно в гражданских
отношениях, до сих пор сохраняются
шариатские суды. В некоторых странах
Центральной и Восточной Африки
мусульманское право
В 19 веке в положении мусульманского
права произошли существенные изменения.
В наиболее развитых странах оно уступило
главенствующие позиции законодательству,
основанному на заимствовании буржуазных
правовых моделей. К началу 20 века лишь
в странах Аравийского полуострова и Персидского
залива мусульманское право сохранило
свои позиции и действовало универсально
в своем традиционном виде. Правовые системы
наиболее развитых арабских стран, с некоторыми
отступлениями стали строится по двум
основным образцам: романо-германскому(
Если в Саудовской Аравии
мусульманское право никогда
не уступало своей роли явно преобладающего
источника права, то в Иране оно
вновь заняло ведущее место только
после свержения шахского режима,
в результате проводимого руководством
исламской республики, курса на исламизацию
всех сторон общественно-политической,
экономической и
Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.
В настоящее время Иджма рассматривается в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.
Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него отказались.
Итак, в данной работе рассмотрен процесс возникновения и формирования мусульманского права, дана общая характеристика шариата и основных его источников, представлено мусульманское право на примере права Арабского Халифата, проанализировано приспособление мусульманского права к современному миру.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.
Мусульманское право имеет четыре источника: Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов; Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему.
В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ).
В ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охватывает не только "личный статус", но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово - экономических отношений и даже институты государственного права. Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.
Список литературы
1. Арабо-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М.: Мысль, 1999.
2. Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей. М., 1992.
3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 // Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
5. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.
6. Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока. Душанбе, 1999.
7. Хайдарова М.С.
Основные направления и школы мусульманского
права
8. Хрестоматия по исламу / Пер. с араб. М., 1994.
9. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980 г.
10. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. - М., 1996 г.
11. Сюкиянен А.Р. "Мусульманское право". - М., 1986 г.
Информация о работе Возникновение масульманского права в арабском халифате