Вред, причиненный незаконными действиями должностными лицами, и возмещение ущерба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования являются изучение норм российского гражданского законодательства, регулирующих ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- определить условия являющиеся основаниям для привлечения к ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
- рассмотреть порядок возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………...
1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ДЕЙСТВИЯМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ…………..
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА...……………………………………………….
3. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ГРАЖДАНИНУ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………….
СПИСОК НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГП новая.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки РФ

Национальный Исследовательский Иркутский государственный Технический Университет

Заочно вечерний факультет

Кафедра специальных юридических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по   дисциплине  «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

Тема  «Вред, причиненный незаконными действиями должностными лицами, и возмещение ущерба»

 

 

 

 

 

                                                    Курсовая работа: Студента 4 курса

                                                               группа Юрз-07-01 Гаврилова

                                                                Дмитрия Геннадьевича

                                 Научный руководитель: доцент конд. соц. юр. наук

                                                                                      Степаненко О.Г.

                                                                        

 

Работа защищена

«___»________2011 г.

на оценку__________

_______________

                                                                       

                                                                       

 

Иркутск -2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………...

.3-5

1.              ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ДЕЙСТВИЯМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ…………..

6-9 

2.              ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА...……………………………………………….

10-15

3.              ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ГРАЖДАНИНУ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА ...

16-24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………….

25-28

СПИСОК НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

29-32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В процессе реализации своих прав и свобод, граждане и юридические лица нередко встречаются с проявлениями произвола и беззакония со стороны органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Известно, что конституционной основой деятельности указанных правоохранительных органов является строгое и неукоснительное соблюдение законности, поэтому в их деятельности должны быть исключены случаи незаконного привлечения к уголовной ответственности, осуждения невиновных и т.д.[1]

Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ)[2] ставит человека, его права и свободы как высшую ценность и обязанность государства признавать и защищать эти права. Важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение справедливого и быстрого восстановления нарушенного права, возмещение причиненного вреда. Российская Федерация, провозгласившая себя в ст. 1 Конституции РФ правовым государством, должна соответствовать этим критериям. Проблема гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) ее органов и должностных лиц, является в настоящее время одной из наиболее актуальных и связана с ростом правонарушений против личности.

«Если наступившие отрицательные последствия явились следствием государственно-публичной деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц (органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда), само государство должно выступать гарантом восстановления нарушенных прав и возместить причиненный ущерб»[3]. Статья 53 Конституции РФ закрепила в качестве конституционного принципа положение об ответственности государства за вред, причиненный его органами и должностными лицами. Однако на сегодняшний день, действующий правовой механизм не является эффективным средством защиты прав и интересов граждан. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в данной сфере правового регулирования остаются значительные проблемы.

В постсоветский период развития нашего государства и до настоящего времени гражданско-правовой институт возмещения вреда прошел сложный и противоречивый путь своего развития.

В настоящее время обязательства вследствие причинения вреда регулируются главой 59 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации[4] (далее ГК РФ)[5].

Однако целостной концепции ответственности за вред, причиненный гражданину государственными органами до настоящего времени еще не выработано.[6]

Целью настоящего исследования являются изучение норм российского гражданского законодательства, регулирующих ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие задачи:

- определить условия являющиеся основаниям для привлечения к ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

- рассмотреть порядок возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

- рассмотреть современные проблемы правового регулирования порядка возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Предметом исследования является анализ норм российского гражданского законодательства, регламентирующих ответственность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда за вред, причиненный незаконными действиями.[7]

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе наступления ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Общие условия ответственности за вред, причиненный действиями должностных лиц

 

Данная ответственность предусмотрена ст.1069 ГК РФ,[8] которая гласит: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Данная статья сформулирована с учетом требований ст.53 Конституции и ст.16 ГК РФ, предусматривающих право граждан и юридических лиц на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных и муниципальных органов или их должностных лиц.

Эта статья является специальной, т.е. в ней предусмотрены особенности, которые отличают ее от общих правил деликтной ответственности. Эти особенности выражаются:

   во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, что отличает данные отношения от гражданско-правовых; 

   в причинении вреда в этой сфере противоправными действиями указанных субъектов. Ответственность по ст.1069 наступает на общих основаниях, но при наличии означенных в ней специальных условий.

Ст.1069 ГК РФ говорит о незаконных действиях (бездействии). Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Подобные деяния имеют многообразные виды и формы. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, указания и иные властные предписания (причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и которые подлежат обязательному исполнению. Например, признаны незаконными в силу ч.3 ст.55 Конституции РФ действия работников ГИБДД по эвакуации транспортного средства на штрафную площадку.[9] Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно-административных отношений требуется активность, и непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.
Среди «незаконных действий (бездействия)» статья особо выделяет издание не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного или муниципального органа. Под таковым следует понимать ненормативный акт, принятый указанными органами в установленном порядке. Подобный акт может быть принят как единолично, так и коллегиально.

Государственные органы перечислены в ст.10 Конституции РФ. К ним относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные) названы в ст.12 Конституции РФ и Законе об общих принципах организации местного самоуправления.[10]

По ст.1069 ГК РФ учитываются незаконные деяния не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь должностного лица, понятие которого дано в примечании к ст.285 УК РФ.[11] Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.[12]

Для наступления ответственности, предусмотренной ст.1069, необходимо, чтобы должностное лицо причинило вред при исполнении служебных обязанностей, объем которых устанавливается правовыми актами. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут. Требования о возмещении вреда в смысле ст.1069 к ним предъявляться не должны.

Если вред указанными в статье органами и лицами причиняется не в сфере властно-административных отношений, а в результате их хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина милиции причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст.1064 ГК РФ) либо на других основаниях (в приведенном примере - по ст.1079 ГК РФ).

Ответственность по ст.1069 не зависит от того, кому причинен вред - гражданину или юридическому лицу. Правда, граждане могут требовать за причинение вреда в сфере властно-административных отношений и компенсацию морального вреда (см. ст.151, 1099-1101 ГК РФ).
Возмещение вреда в порядке ст.1069 ГК РФ  производится не государственными и муниципальными органами либо их должностными лицами, а за счет соответствующей казны - Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Состав государственной казны определяется в п. 4 ст.214 ГК РФ, а муниципальной  - в п. 3 ст.215 ГК. Об органах, возмещающих вред, предусмотренный ст.1069, см. в ст.16 и 1071 ГК РФ.

Действие статьи согласно ст.12 Вводного закона имеет обратную силу, т.е. распространяется на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г., и причиненный вред остался невозмещенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, возместившие потерпевшему вред на основании ст.1069 ГК РФ, имеют право регресса к непосредственному причинителю в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом, в частности трудовым законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика условий, являющихся основанием для привлечения к ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда

 

Противоправность действия (бездействия) как условие возникновения деликтной ответственности выражается в нарушении причинителем вреда и нормы права, и одновременно – субъективного права потерпевшего.

Причинная связь между действием (бездействием) и причинением вреда выражается в возложении ответственности на причинителя, то есть на лицо, между действиями (бездействиями) которого и наступившим вредом имеется причинно-следственная связь. Закон допускает отступление от общего принципа об ответственности причинителя и возлагает обязанность на иное лицо возмести вред, не являющееся причинителем, если это специально предусмотрено законом (ст. 1069,1070,1073,1074,1075 ГК РФ).

Информация о работе Вред, причиненный незаконными действиями должностными лицами, и возмещение ущерба