Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:42, задача
Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. В соответствии со ст. 71, пункт «о» Конституции Российской Федерации, а также ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, а не её субъектов.
Вопрос №1
Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. В соответствии со ст. 71, пункт «о» Конституции Российской Федерации, а также ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, а не её субъектов.
Гражданский Кодекс РФ внёс ясность в вопрос о составе нормативных актов и их системе. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 ГК РФ имеется чёткое разграничение всех нормативных актов на две группы:
1. Законы (гражданское законодательство)
2. Подзаконные акты (иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права).
Определив гражданское законодательство как совокупность законов, необходимо выделить его существенные характеристики:
1. В соответствии с Конституцией (ранее упоминавшаяся ст. 72 Конституции РФ) и п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъектам Российской Федерации не предоставлено права принимать законы, содержащие нормы гражданского права. В случае же принятия таких законов субъектами РФ они, как противоречащие Конституции и ГК РФ, не применяются и подлежат отмене;
2. В состав гражданского законодательства входит Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, которые регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права (п. 2 ст. 3 ГК РФ);
3. Входящие в состав гражданского законодательства законы образуют систему, в которой четко определены субординационные связи. Ядром данной системы является Гражданский кодекс, а нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).
Теперь необходимо перейти к характеристике системы гражданско-правовых нормативных актов, поскольку их непосредственная совокупность и составляет понятие гражданского законодательства. По своей юридической силе гражданско-правовые нормативные акты распределяются на три группы:
-Обладающие высшей юридической силой федеральные законы – нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ; Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом РФ и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК РФ).
- Носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства охватываются понятием «иные гражданско-правовые акты» (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3–6 ст. 3 ГК);
-Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), составляют понятие «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».
Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (подзаконные нормативные акты). К ним относятся:
1. Указы Президента Российской Федерации, которые:
– не могут противоречить Гражданскому кодексу РФ; в случае возникновения каких-либо противоречий применяется Гражданский кодекс;
– не могут вводить ограничения перемещения товаров и услуг, так как в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами.
2. Постановления Правительства, которые:
– принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса и указов Президента;
– в случае противоречия Гражданскому кодексу или иным федеральным законам не применяются, подлежит применению Гражданский кодекс или соответствующий федеральный закон.
3. Ведомственные нормативные акты.
Вопрос №2
Задача.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ права и обязанности юридического лица реализуются им непосредственно через свои органы, действующие в соответствии с законом, а также иными правовыми актами и учредительными документами.
Согласно ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Ликвидационной комиссией (ликвидатором) устанавливаются порядок и сроки ликвидации юридического лица в соответствии с ГК РФ и другими законами.
Состав же ликвидационной комиссии утверждается руководителем органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица и уполномоченного на то учредительными документами либо учредителем (участником) юридического лица. В состав комиссии могут быть включены руководители, члены трудового коллектива, учредители (участники) или их представители
В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии именно к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. И именно ликвидационная комиссия от имени юридического лица выступает в суде.
В случае принятия учредителями (участниками) юридического лица решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по установленной форме, при этом расписка не оформляется.
На основании указанного уведомления вносится запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, содержащая сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и выдаются (направляются) заявителю Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписка из ЕГРЮЛ.
А теперь приступим к рассмотрению задачи. Если директор ООО «Галант» подписала исковое заявление, выполняя свои непосредственные обязанности в качестве директора предприятия, а не председателя ликвидационной комиссии (Закон об ООО, п. 3, статья 57), согласно которой права как директора заканчиваются с момента назначения ликвидационной комиссии (буквальное толкование задачи).
По закону правом представления юридического лица в суде, в том числе правом на подписание искового заявления обладает именно ликвидационная комиссия, а не директор предприятия, чьи полномочия истекают с момента назначения ликвидационной комиссии. Тогда получается, что исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание, и судья имеет полное право отказаться принять исковое заявление на основании ст. 222, 223 ГПК.
Список литературы:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации;
2. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон об Обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.1998 N 14-ФЗ с изменениями и дополнениями от 01.01.2011
4. Конституция Российской Федерации;