Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:44, задача
В 1955 году историк Сирил Норткот Паркинсон в сатирической статье, напечатанной в британском журнале «The Economist» сформулировал эмпирический закон, получивший название первый закон Паркинсона. Паркинсон основывал свои рассуждения на обширном опыте работы британских государственных учреждений. Данный закон гласит, что «Работа заполняет время, отпущенное на неё».
В 1955 году
историк Сирил
Норткот Паркинсон в
сатирической статье, напечатанной в британском
журнале «The
Economist» сформулировал
эмпирический закон, получивший название
первый закон Паркинсона. Паркинсон основывал
свои рассуждения на обширном опыте работы британских государствен
Так, ничем не занятая старая дама может целый день писать и отправлять письмо племяннице. Час она проищет открытку, час проищет очки, полчаса - адрес, час с четвертью будет писать и двадцать минут - решать, нужен ли зонтик, чтобы опустить письмо на соседней улице. То, что человек занятой проделает за три минуты, измотает другого вконец сомнениями, тревогами и самим трудом.
Поскольку работа (писанина в особенности) так растягивается во времени, ясно, что объем ее никак (или почти никак) не связан с числом выполняющих ее людей. Дело тем важнее и сложнее, чем больше времени на него отпущено. Рассмотрим последствия этого правила в области административной.
Политики
и налогоплательщики почти никогда
не сомневаются в том, что
чиновничьи штаты так растут, потому
что дел все больше. Истина
же в том, что количество
служащих и объем работы совершенно
не связаны между собой. Число служащих
возрастает по закону Паркинсона,
и прирост не изменится от того, уменьшилось
ли, увеличилось или вообще исчезло
количество дел.
Согласно Паркинсону, у этого закона есть две движущие силы:
1) чиновник множит подчиненных, но не соперников;
2) чиновники работают друг для друга.
Как правило, А избирает третий путь. Уйдя, он утратил бы право на пенсию. Разделив работу с равным, ему В, он рискует не попасть на место W, когда оно наконец освободится. Так что лучше иметь дело с двумя подчиненными. Они придадут ему весу, а он поделит работу между ними, причем только он один будет разбираться и в той, и в другой категории дел.
Заметьте, что С и D практически неразлучны. Нельзя взять на
службу одного С. Почему же? Потому что он разделил бы работу с Л и стал бы равен ему, как отвергнутый В, и даже хуже, он метил бы на место А.
Итак, подчиненных должно быть не меньше
двух, чтобы каждый придерживал другого,
боясь, как бы тот его не обскакал. Когда
на перегрузку пожалуется С (а он пожалуется),
А с его согласия посоветует начальству
взять и ему двух помощников.
Чтобы избежать внутренних трений, он
посоветует взять двух и для J. Теперь,
когда под его началом служат еще и Е, F,
G, Н, продвижение А по службе практически
обеспечено.
2) Когда семеро служащих делают то, что делал один, вступает в игру фактор 2. Семеро столько работают друг для друга, что все они загружены полностью, а А занят больше, чем прежде. Любая бумага должна предстать перед каждым. Е решает, что она входит в ведение F, F набрасывает ответ и дает его С, С смело правит его и обращается к D, а D - к G. Однако G собрался в отпуск и передает дело Н, который снова пишет все начерно за подписью Д и вручает бумагу С, а тот в свою очередь просматривает ее и кладет в новом виде на стол А.
Что же делает А? Он внимательно читает документ, вычеркивает неудачные абзацы, привнесенные С и H, и возвращает его к тому виду, который был избран изначально разумным (хотя и склочным) F. Правит он и стиль - никто из этих юнцов языка своего толком не знает, - и в результате мы видим тот вариант, который создал бы А, если бы С, D, Е, F, G и H вообще не родились.
Но
вариант этот создало множество
людей, и ушло на него немало времени.
Никто не отлынивал от работы, все старались.
Лишь поздно вечером А покидает свой пост,
наступает конец еще одного нелегкого
трудового дня. А уходит одним
из последних, сильно сутулясь, и думает
с кривой улыбкой, что поздний
час, как и седина, - возмездие за успех.
Началась работа Паркинсона с изучения смет Адмиралтейства. Вот
некоторые данные. В 1914 г. во флоте служило 146.000 моряков, 3249
чиновников и 57.000 портовых рабочих. В 1928 г. моряков стало всего
100.000, докеров - 62.439, зато чиновников было уже 4558. Число военных
судов уменьшилось с 62 до 20, но служило в Адмиралтействе уже не 2000, а
3569 чиновников.
Нагляднее
все это будет в виде таблицы.
.............................. Год .......... Прирост или
Объект исчисления ...... 1914 ..... 1928 .... убыль,
в %
Крупные корабли ............ 62 ..... 20 ... -67,74
Военные моряки (рядовой
и командный состав) .... 146000 . 100000 ... -31,5
Портовые рабочие ........ 57000 .. 62439 .... +9,54
Портовые служащие ........ 3249 ... 4558 ... +40,28
Адмиралтейские служащие .. 2000 ... 3569
... +78,45
В свое время удивлялись, почему людей, нужных в бою, стало меньше, а
людей, годных лишь в конторе, - больше. Но нас интересует не это. Мы хотим отметить, что 2000 чиновников 1914 года превратились к 1928 г. в 3569, а работы не прибавилось.
Личный состав флота за эти годы уменьшился на треть, а количество судов на две трети. Более того, в 1922 г. стало ясно, что в дальнейшем флот не увеличится, ибо количество судов было ограничено Вашингтонским морским соглашением. Однако за 14 лет число адмиралтейских чиновников возросло на 78%, т.е. на 5-6% в год.
Нельзя понять, почему так увеличилось число служащих, если не знаешь, что оно подвластно определенному закону. Нам скажут, что именно в те годы быстро развивалась морская техника. Все шире применялись электроприборы. И мы бы не удивились, увидев в платежных ведомостях больше чертежников, технологов, инженеров и ученых. Но таких служащих стало лишь на 40% больше, тогда как штаты Уайтхолла возросли почти на 80%.
На каждого нового мастера или электрика в приходилось два чиновника. Отсюда следует, что прирост администрации примерно вдвое больше, чем прирост технического персонала, тогда как действительно нужных людей (в данном случае моряков) стало меньше на 31,5%.
Если
говорить о самом приросте штатов,
исследования наши показали, что в
среднем прирост этот равен 5,75% в год. Это
дает нам возможность облечь закон
Паркинсона в математическую
форму. В любом административном
учреждении в мирное время прирост служащих
вычисляется по формуле:
X = (2s^m+l)/n,
где s - количество служащих, набирающих себе подчиненных, чтобы
продвинуться по службе; l - количество лет, проведенных на работе; m -
количество человеко-часов, потраченных на обработку материала; n -
количество нужных служащих; х - нужное число новых служащих в год.
Для вычисления прироста в процентах надо умножить х на 100 и разделить на число служащих предыдущего года (y). Выглядит это
так:
100*(2s^m+l)/y^n %
Число это неизменно будет где-то между 5,17 и 6,56% независимо от объема работы и даже при полном ее отсутствии. Однако стоит отметить< что закон Паркинсона - чисто научное открытие и к текущей
политике
он применим лишь на уровне теории
Первый закон Паркинсона, определяющий отношения между работой и временем, так и не был опровергнут - ни аргументами, ни опытом, ни исследованиями, ни теорией.
Основную
идею этого закона как бы
венчает напрашивающийся вывод:
численность любого административного
аппарата возрастает на определенный
процент независимо от необходимого
объема работы (если таковая вообще имеется).
Более того, государственный аппарат
зачастую множится сверх всяких разумных
норм. В общем, обоснованность
этого закона доказало само время, хотя
нельзя не признать - некоторые
исключения есть... Известны
примеры, особенно в
сфере частного предпринимательства.
Однако эти исключения лишь подтверждают
правило.
Впоследствии С. Н. Паркинсоном были сформулированы второй и третий законы.
II закон: «Расходы растут с доходами» (Следствие этого закона — рост налогов — лишь питает бюрократическую волокиту).
III закон: «Рост приводит к усложнённости, а усложнённость — это конец пути.»
Министерство
иностранных дел и дипломатический
корпус по сравнению с 1940
годом солидно окрепли, и приведенные
ниже данные хотя бы приблизительно
характеризуют тенденцию последних
десятилетий:
1935 . 1940 . 1945 . 1950 . 1955 . 1960 .. 1965 .. 1967
1412 . 2270 . 6808 . 6195 . 5670 . 5992 . 10211 . 10856
Скачок в 1965 году объясняется не дипломатическим кризисом, а объединением с министерством по делам Содружества, которое само набрало силу - 651 человек в 1935 году, 1729 - в 1964-м. Даже если закрыть глаза на всякие реорганизации, рост дипломатических кадров весьма впечатляет.
Но - пусть колеблющиеся, пусть двусмысленные - приведенные здесь цифры ясно показывают: закон Паркинсона за прошлое десятилетие опровергнут не был.
Итак, число служащих неизбежно возрастает, эта
тенденция подтверждается британским опытом.
Частично этот прирост объясняется тем, что возрос объем работы. Население Британии увеличилось с 45.598.000 в 1935 году до 53.266.000 в 1966 году, на это можно списать рост административных расходов на 16,8% и ежегодный прирост чиновников на 0,5%. Система налогов становилась все более обременительной и усложненной, бюрократия все больше вмешивалась в производство. То и дело мы ведем локальные войны, значит, несем немалые расходы, а ведь государственным мужам надо как –то улучшать благосостояние трудящихся, иначе на выборах им не досчитаться голосов.
В тюрьмы попадало все больше людей - не так легко соблюсти
законы, которые день ото дня все запутаннее, оттого и работы у министерства внутренних дел становилось все больше. Пожалуй, этим можно объяснить половину ежегодного прироста чиновных кадров.
Но
4,34% все-таки приходится на действие
I закона Паркинсона.
Интересный
факт. В 1955 году, когда заметки Паркинсона
были опубликованы в журнале,
общее число служащих даже сократилось,
а по выходу книги сократилось еще
раз. Чиновники снова начали плодиться
в 1960-1965 годах - первоначальное
впечатление от книги стало несколько
стираться, - и с той поры сей закон
действует безотказно.
Закон отсрочки
В нашем переменчивом мире ничто не стоит на месте, и последние исследования показывают: Мерзкий Запрещала потихоньку уступает место Тянульщику Резины. Вместо того чтобы сказать "нет", ТР говорит "немного погодя", а эти слова предваряют закон, именуемый Отказом Отсрочкой.
Чтобы сделать этот закон действенным, надо хотя бы примерно определить, какой объем отсрочки будет равен отказу. Предположим, тонет человек, он зовет на помощь, а в ответ слышит "немного погодя"; благоразумная пауза в пять минут - и ответ сам по себе превращается в отрицательный. Почему? Очень просто - утопающий утонет раньше, чем истечет время отсрочки. По этому принципу действует и наш закон.
А, разведясь с Б, хочет, чтобы дочь осталась на его попечении (ей
17 лет), но в отделе опеки ему говорят: пока дело решится, ваша дочь станет совершеннолетней.