Законодательная инициатива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:51, реферат

Описание

Законодательная инициатива — официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 14.53 Кб (Скачать документ)

1. Законодательная  инициатива — официальное внесение  законопроекта в законодательное  учреждение в соответствии с  установленной процедурой, что влечет  за собой обязанность соответствующего  законодательного органа рассмотреть  законопроект на своем заседании.  Как правило, правом законодательной  инициативы наделены депутаты  парламента и правительство (причем  основная масса законопроектов  — до 90% — вносится правительством). В Российской Федерации субъектами  права законодательной инициативы  являются Президент РФ, Совет  Федерации, члены Совета Федерации,  депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные  (представительные) органы субъектов  РФ, а также Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ по вопросам их ведения.  Законопроекты, как правило, вносятся  в нижнюю палату парламента (в  Российской Федерации в Государственную  Думу). Регламенты палат парламента  устанавливают определенные требования  к оформлению представляемых  законопроектов. Так, регламент Государственной  Думы Федерального Собрания РФ  требует от субъекта законодательной  инициативы наряду с текстом  законопроекта представить:

а) пояснительную  записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению  в связи с принятием законопроекта;

в) финансово?экономическое  обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно  обязательно, если законопроект предусматривает  расходы из федерального бюджета).

2. Стадия обсуждения  законопроекта, которое происходит  на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный  в порядке законодательной инициативы  законопроект Советом Государственной  Думы направляется в соответствующий  профильный комитет, который после  обсуждения выносит проект на  пленарное заседание Государственной  Думы с собственными замечаниями  и предложениями. Обсуждение законопроекта  на пленарном заседании проходит  три чтения, в ходе которых  в его текст вносятся поправки.

3. Стадия принятия  законопроекта путем голосования  депутатов парламента. Если парламент  двух?палатный, то для принятия  закона требуется согла?сие обеих  палат. В Российской Федерации  закона принимаются Государственной  Думой большинством голосов от  общего числа ее депутатов.

4. Стадия утверждения  законопроекта. В соответствии  с Конституцией РФ принятый  Государственной Думой закон  должен быть в течение 5 дней  передан на рассмотрение Совета  Федерации. Федеральный закон  считается одбренным Советом  Федерации, если за него проголосовало  более половины от общего числа  членов этой палаты. В случае  отклонения федерального закона  Советом Федерации палаты Федерального  Собрания могут создать согласительную  комиссию для преодоления возникших  разногласий. Однако Государственная  Дума может преодолеть вето  Совета Федерации, повторно проголосовав  за закон. Правда, для этого  требуется квалифицированное большинство  — не менее  / от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом  законы направляются главе государства (монарху или президенту), который  может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить / голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

5. Промульгация  закона — опубликование принятого  и утвержденного закона в официальном  печатном органе, осуществляемое  главой государства в установленные  законом сроки. Только после  промульгации закон обретает  обязательную силу. В Российской  Федерации законы подлежат обязательному  опубликованию в течение 7 дней  после подписания их Президентом  РФ в «Российской газете» или  в Собрании законодательства  РФ. Вступает же в силу закон  по истечении 10 дней со дня  его официального опубликования,  если самим законом не установлен  иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры  процесс рассмотрения федеральных  конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее  / от общего числа членов Совета Федерации и не менее / голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Информация о работе Законодательная инициатива