Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа
В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
Введение
В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию. Конституция РФ закрепляет право на защиту чести и доброго имени. Достоинство личности охраняется государством. Охрана свободы, чести и достоинства личности осуществляется различными методами, в том числе гражданско-правовыми. Стратегическая цель социально-правового института чести и достоинства отражена в ст. 7 Конституции Российской Федерации, обеспечивающей право человека на достойное существование. Основной закон Российской Федерации гарантирует охрану достоинства личности, провозглашает право каждого человека на защиту чести и своего доброго имени. Динамичное развитие демократических начал в нашем обществе обусловило появление новых институтов гражданского права, что в свою очередь диктует необходимость глубокой и всесторонней их регламентации. К таким институтам относится, в частности, институт защиты чести, достоинства и деловой репутации. Данные категории отнесены законодателем к правам неимущественным (т.е. к таким, которые непосредственно не связаны с имуществом и присуще субъекту (лицу) в силу его рождения. Темой моей курсовой является: «Защита чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве». Актуальность данной тематики в том честь и достоинство являются важнейшими социальными благами. Конституция РФ провозглашает право каждого на защиту своей чести и доброго имени. Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. Предметом исследования выступают: - понятия «честь», «достоинство», «деловая репутация»; - действующие нормы гражданского права о защите чести, достоинства и деловой репутации;
I. Общая характеристика - права на защиту чести, достоинства и деловой репутации.
1.1. Понятие и сущность чести, достоинства и деловой репутации.
Особую группу объектов гражданских прав образуют нематериальные блага, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей блага и свободы, признанные и охраняемые действующим законодательством. Носителями указанных благ выступают все граждане, независимо от возраста и состояния дееспособности. Особо в ГК РФ выделены в качестве объектов гражданских прав честь, достоинство, деловая репутация. Это обусловлено тем значением, которые имеют указанные личные
блага в деловой жизни, во всей сфере гражданско-правового регулирования. Тем более, что ст. 152 ГК РФ предусматривает и защиту деловой репутации юридических лиц.[1] Категории честь, достоинство, деловая репутация – это нравственные категории, определяющие в совокупности «доброе имя»; этические категории, влияющие на оценку и значимость человека для общества. Несмотря на то, что понятия «честь», «достоинство», «репутация» по существу совпадают, определяя моральный статус личности, ее самооценку и положение в обществе, они имеют разный «правовой вес». Честь – это общественная оценка качеств гражданина. Словарь В. И. Даля, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое». В праве понятие чести выступало в трех главнейших формах: во-первых, как условие приобретения и пользования теми или другими правами, насколько эти последние предполагают обладание незапятнанной честью; во-вторых, как атрибут личности или нераздельного с ней идеального блага, поставленного под защиту юридических норм против посягательств третьих лиц, и, в-третьих, предмета наказания, в смысле лишения этого блага тех, кто вызывает против себя общественное осуждение или совершает известные преступления. В настоящее время в правовой литературе «честь» определяется как общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В сфере общественных нравов понятие чести регулируется общественным мнением и переходит из внутреннего сознания каждого индивида о своем достоинстве во внешнее признание этого достоинства со стороны общества. Человек как существо социальное нуждается в уважении себе подобных столько же, а часто и больше, чем в уважении самого себя. Таким образом, категория «честь» являет собой не что иное, как объективную (общественную) оценку гражданина, его моральных и иных качеств окружающими. Если честь – это объективная оценка, то достоинство - субъективная оценка гражданином своих личных качеств и общественного значения и являет собой неотъемлемой частью понятия чести. Его можно определить как внутреннюю самооценку собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Достоинство – самооценка своих качеств самим гражданином. Уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека. Следующая категория нематериального нравственного блага - деловая репутация. Под репутацией обычно подразумевается добрая или дурная слава человека, общее мнение о ком-либо; приобретаемая общественная оценка качеств, достоинств и недостатков кого-либо[2] Деловая репутация, как юридического лица, так и гражданина это - одно из условий его успешной деятельности; признания, востребованности, ведущего не только к уважению, но и достатку. Деловая репутация представляет собой совокупность как субъективной, так и социальной оценок гражданина или юридического лица, но только в аспекте его деловых качеств – навыков, умений, предпринимательских и т.п. способностей.[3] Согласно, п. 1 ст. 150 ГК РФ, с самого начала своей биологической жизни человек наделяется нематериальными благами: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, - они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. ГК РФ предусматривает широкий комплекс мер и условий защиты, восстановления и компенсации нарушенных нематериальных благ, личных прав.
1.2. Правовые основы защиты чести, достоинства и деловой репутации
Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21 Конституции РФ) Эта гарантия дается любому человеку: охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного лица, но и ребенка, и душевнобольного. В случае, нарушения каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ) В силу п. 1 ст. 152 ГК гражданин, вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц (а ими могут быть не только родственники, но и, скажем, компаньоны гражданина) допускается защита его чести и достоинства и после его смерти. Правила о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются и к защите деловой репутации юридического лица (п. 7 ст. 152 ГК). Статья 152 ГК фактически устанавливает презумпцию (предположение) несоответствия действительности распространенных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истца или умершего гражданина. Опровергнуть эту презумпцию обязан распространитель сведений. Он освобождается от ответственности, лишь если докажет, что порочащие сведения на самом деле соответствуют действительности. Если распространитель (ответчик) этого не сделает, к нему могут быть применены санкции ст. 152 ГК об опровержении порочащих сведений.[4] Предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является правовым базисом для защиты чести, достоинства и деловой репутации. Данные нормы также выступают необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами. Вышесказанное приобретает особое значение, т.к. в правовом государстве нередко возникает вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести и доброго имени не противоречили интересам свободной дискуссии по политическим проблемам в демократическом обществе. Как подчеркнул Конституционный суд РФ в одном из своих определений, согласно ч.3 статье 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 152 ГК Российской Федерации, определяющая порядок реализации конституционного права на защиту чести и доброго имени, находится в общей системе конституционно-правового регулирования, а потому суды при ее применении вправе и обязаны обеспечивать баланс названного и других конституционных прав и свобод, в том числе права на свободу слова и свободу выражения мнений, с учетом требования ч.3 статьи 17 Конституции Российской Федерации. При этом суд, применяя соответствующее правовое предписание, принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 508-О[5]. В другом своем определении Конституционный суд РФ подчеркнул, что при рассмотрении в судах общей юрисдикции дел, о защите чести и достоинства надлежит решать, укладываются ли рассматриваемые сведения в рамки политической дискуссии, как ограничить распространение недостоверной фактической информации от политических оценок и возможно ли их опровержение по суду. В связи с особенностями и сложностью исследования такого рода обстоятельств, а также руководствуясь задачей предупредить вынесение необоснованных судебных решений, Верховный Суд Российской Федерации может использовать свое конституционное правомочие и дать судам разъяснения, касающиеся судебной практики по данной категории дел. Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой[6]. Таким образом, право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом. При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации суды должны соблюдать баланс конституционных прав: право на защиту, право на свободу распространения информации, право на свободу слова и т. д. По делам о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует руководствоваться не только нормами российского законодательства (Гл.8 ГК РФ), но и в силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» учитывать правовую позицию Европейского Суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции (прежде всего статьи 10), имея при этом в виду, что используемое Европейским Судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлене от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»[7]. Следует отметить, что правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица (п.7 ст.152 ГК РФ). В литературе нередко можно встретиться с понятием чести и достоинства общности людей (нации, класса, профессионального союза, партии и т.п.). Однако честь и достоинство всякой общности могут подлежать гражданско-правовой защите только в случае, если общность эта обладает правами юридического лица. Гражданин как представитель той или иной общности может требовать защиты личных чести и достоинства, но не защиты чести и достоинства этой общности в целом[8]. Истцами по делам об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, являются граждане, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения. На них возлагается обязанность доказать факт распространения таких сведений ответчиком, а также то, что данные сведения порочат их честь, достоинство или деловую репутацию. При распространении порочащих сведений в отношении несовершеннолетних или недееспособных иски о защите их чести и достоинства в соответствии со ст. 37 и ст. 52 ГПК РФ могут предъявить их законные представители.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 152 ГК с требованием о защите чести и достоинства гражданина заинтересованные лица вправе обратиться в суд и после его смерти. Причем заинтересованные лица в данном случае не должны ассоциироваться только с родственниками умершего лица. Заинтересованными лицами может признаваться гораздо более широкий круг лиц (государственные органы, общественные и религиозные объединения, иные организации, обладающие правами юридического лица, коллеги по работе, соученики, фронтовые товарищи и т.п.).
Ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, выступают лица, распространившие эти сведения. Согласно п. 1 ст. 152 ГК бремя доказывания соответствия действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, возлагается на распространившее их лицо.
II. Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации
2.1. Основания защиты чести и достоинства чести, достоинства и деловой репутации
Согласно действующему гражданскому законодательству рассматриваемые нематериальные блага охраняются от любого неправомерного посягательства со стороны всех третьих лиц. Следовательно, нарушителями могут выступать как физические, так и юридические лица (причем, независимо от того, состоят они в договорных правоотношениях или нет). В практическом плане защита чести, достоинства и деловой репутации должна строиться по логически обоснованной модели, начиная с установления факта и субъекта распространения определенных сведений и их порочащего характера и кончая опровержением презумпции несоответствия порочащих сведений действительности, опровержением самих сведений и наказанием их распространителей. Тем самым могут быть предотвращены бесполезные затраты времени, сил и средств на доказывание как компрометирующего характера сведений, так и соответствия их действительности. Ст.152 ГК РФ устанавливает, что граждане вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Юридическое лицо аналогичным образом может требовать опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию. Следует обратить внимание на тот факт, что физическое лицо (гражданин-предприниматель) имеет право на опровержение сведений, затрагивающих его честь, достоинство и деловую репутацию, в то время как юридическое лицо управомочено на защиту только деловой. Исходя из этого, в судебной практике выделяют следующие признаки, совокупность которых достаточна для удовлетворения требований о защите неимущественных благ. Во-первых, сведения должны быть распространенны. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию юридических лиц следует понимать опубликование таких сведений: а) в печати; б) трансляцию по радио и теле видеопрограммам и в других средствах массовой информации; в) изложение в служебных характеристиках, заявлениях, адресованных должностным лицам; г) в публичных выступлениях; д) сообщение в иной форме нескольким или хотя бы одному лицу. Во-вторых, распространенные сведения должны не соответствовать действительности, т.е. быть ложными. В-третьих, распространенные сведения должны носить порочащий характер, т.е. не соответствующие действительности сведения, которые содержат утверждение 1) о нарушении лицом действующего законодательства (например, что лицо не имеет лицензии на право ведения какой-либо деятельности и т.п.); либо 2) о нарушении моральных принципов (совершении нечестного поступка, занятие деятельностью по оказанию услуг интимного характера и т.д.) . Таким образом, сведения, которые носят порочащий характер, но соответствуют действительности не могут оспариваться в порядке статьи 152 ГК РФ. По общему правилу, лицо, чьи права затронуты, например, в судебном решении, не вправе предъявить требование об их опровержении, поскольку для их обжалования предусмотрен иной установленный законом порядок. Так, если в отношении гражданина-предпринимателя в судебном решении содержится вывод о том, что он ненадлежащим образом исполнил договор, то такое суждение (причем исходящее от официальных органов) способно умалить деловую репутацию такого предпринимателя в глазах бизнес окружения. Однако подобный вывод является следствием судебного разбирательства, поэтому, если сторона в споре не согласна с таким решением, то закон предоставляет ей право обжаловать решение в суд вышестоящей инстанции. Следует обратить внимание на существующее различие между правом на ответ и правом на опровержение. Право на опровержение (статья 43 Закона РФ «О средствах массовой информации») у лица возникает при распространении средствами массовой информации не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений. Право на ответ (статья 46 Закона РФ «О средствах массовой информации») связано с распространением редакцией сведений не соответствующих действительности либо ущемляющих права и законные интересы лица. Таким образом, право на ответ не связано с распространением порочащих сведений. Кроме того, рассматриваемые права имеют и различные правовые последствия. Опровержение является добровольным признанием факта распространения редакцией не соответствующих действительности порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений. В этом случае лицо получает право требовать возмещения убытков и морального вреда. Реплика (ответ) исходит от гражданина или организации. Поскольку в действиях редакции отсутствует признак (порочащий характер сведений), лицо не может требовать возмещения убытков и морального вреда. По общему правилу – позднее вступивший в силу закон отменяет предыдущий (т.е. в этом случае приоритет должен быть отдан ГК РФ). Тем не менее, на мой взгляд, предпочтение следует отдать статье 46 Закона РФ «О средствах массовой информации», поскольку норма данного закона является специальной по отношению к ГК РФ, а кроме того, основные начала гражданского законодательства исходят из принципа необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав. Следовательно, лицо, в отношении которого, распространены сведения не порочащие, но не соответствующие действительности, имеет право на защиту. Так же необходимо обратить внимание на то, что распространенные сведения должны носить утвердительный характер. Таким образом, если распространяемый материал излагается в предположительном варианте, т.е. в виде слухов, версий, гипотез и т.д., основания для признания их порочащими отсутствуют. В этой связи важно избрать надлежащий (т.е. правильный) способ защиты. Тем не менее, следует заметить, что и распространение информации в виде слухов и версий способно повлечь наступление вредоносного результата. Например, в период проведения годового (отчетного) собрания акционеров, в повестке дня которого стоит вопрос о переизбрании генерального директора, в печатном издании появляется публикация о том, что наиболее вероятные шансы на должность имеет один из претендентов, который, по слухам связан с криминальным бизнесом по отмыванию (легализации) денежных средств. Подобная публикация способна повлиять на результаты голосования в пользу других претендентов. Поскольку она не содержит утверждения, то у проигравшего выборы лица нет возможности предъявить иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, а, следовательно, и требовать компенсации морального вреда. В этом случае лицо имеет только право на реплику. Однако, негативные последствия распространения такой версии вряд ли можно компенсировать репликой. Помимо проигранных выборов (которые по этой причине невозможно признать недействительными, так как отсутствует причинно-следственная связь между фактом распространения версии и умонастроением акционеров), лицо, в отношении которого распространены слухи способно претерпевать нравственные страдания, поскольку и в этом случае страдает доброе имя. В данной ситуации, восстановление нарушенного права, возможно, путем распространения на данные отношения такого способа защиты, как компенсации морального вреда.
2.2. Порядок и проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации
Законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с требованием опровержения к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные выше сведения. Вместе с тем гражданин (юридическое лицо) вправе обратиться с требованием об опровержении таких сведений непосредственно к редакции соответствующего средства массовой информации, а отказ в опровержении либо нарушение установленного законом порядка опровержения могут быть обжалованы в суд (статьи 43 и 45 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Таким образом, гражданин (юридическое лицо) права которого нарушены, вправе обращаться непосредственно в суд без предварительного обращения к нарушителю прав. Важно подчеркнуть, что п.5 ч.1 ст.33 АПК РФ установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом согласно части 2 ст.33 АПК РФ указанные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Исходя из этого дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции. Если сторонами спора о защите деловой репутации будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции. Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения. В том случае, когда оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками наряду с автором является и редакция соответствующего средства массовой информации. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации (п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»). Если истец предъявляет требования к одному из надлежащих ответчиков, которыми совместно были распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, суд вправе привлечь к участию в деле соответчика лишь при невозможности рассмотрения дела без его участия (ст.40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В случае, когда сведения были распространены работником в связи с осуществлением профессиональной деятельности от имени организации, в которой он работает (например, в служебной характеристике), надлежащим ответчиком в соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации является юридическое лицо, работником которого распространены такие сведения. Учитывая, что рассмотрение данного дела может повлиять на права и обязанности работника, он может вступить в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, либо может быть привлечен к участию в деле по инициативе суда или по ходатайству лиц, участвующих в деле (ст.43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)» (п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»). В соответствии с п.6 ст.152 ГК РФ в том случае, если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. Следующий важный вопрос – бремя доказывания тех или иных обстоятельств по делу. При защите чести, достоинства и деловой репутации действует презумпция, согласно которой распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности, в связи с чем доказывать правдивость таких сведений должен их распространитель. Таким образом, бремя доказывания соответствия распространенных сведений действительности лежит на ответчике. То есть, гражданину (юридическому лицу) доказывать свою добропорядочность (опровергать дискредитирующую информацию) не нужно. Однако такие доказательства истцом могут быть подготовлены, как дополнительный аргумент. В тоже время истец должен доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений Необходимо учитывать, что когда гражданином, в отношении которого средством массовой информации опубликованы соответствующие действительности сведения, ущемляющие его права и охраняемые законом интересы, оспаривается отказ редакции средства массовой информации опубликовать его ответ на данную публикацию, истец обязан доказать, что распространенные сведения ущемляют его права и охраняемые законом интересы (абз.2 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»). В соответствии с п.5 ст.152 ГК РФ гражданин (юридическое лицо), в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. При этом оценку ущерба может сделать только лицо, которому такой ущерб причинен. На практике, требование о возмещении убытков подлежат удовлетворению, если истец докажет, что они возникли вследствие распространения сведений, не соответствующих действительности. Таким образом, должна быть установлена причинно-следственная связь между фактом распространения сведений порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, и убытков причиненных их распространением. Возмещение вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, осуществляется по нормам, содержащимся в гл. 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда». Имущественный вред (убытки) возмещается при наличии вины (ст. 1064 ГК РФ), моральный вред компенсируется независимо от вины (ст. 1100 ГК РФ). При этом важно заметить, что если на требование опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, исковая давность не распространяется, то на требование возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением порочащих и не соответствующих действительности сведений, распространяется общий срок исковой давности в 3 года. Компенсация морального вреда определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в п.2 ст.151 и п. 2 ст.1101 ГК РФ, и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Если не соответствующие действительности порочащие сведения распространены в средствах массовой информации, суд, определяя размер компенсации морального вреда, должен учесть характер и содержание публикации, а также степень распространения недостоверных сведений. При этом подлежащая взысканию сумма компенсации морального вреда должна быть соразмерна причиненному вреду и не вести к ущемлению свободы массовой информации (п.15 Постановления ВС РФ от 24.02.2005 №3). Заметим, что требование о компенсации морального вреда может быть заявлено самостоятельно, если, например, редакция средства массовой информации добровольно опубликовала опровержение, удовлетворяющее истца. Одним из дискуссионных вопросов долгое время оставался вопрос о применимости положений закона о взыскании морального вреда к искам о защите деловой репутации от имени юридических лиц. Исходя из смысла ст.151 ГК РФ моральный вред может быть причинен только гражданам, право на компенсацию за физические или нравственные страдания закреплено только за гражданином, поскольку только он в силу своей природы, обладая физическим телом, может испытывать боль, чего нельзя сказать о юридических лицах, а значит и иски о возмещении морального вреда могут подаваться только гражданами. Сказанное противоречит п.7 ст.152 ГК РФ закрепляющему, что правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица (в том числе касаемо возможности гражданина подать иск о возмещении морального вреда – закон не делает каких-либо исключений). Само «существо правоотношений» (п.3 ст.23 ГК РФ), возникающее при посягательстве на деловую репутацию юридического лица, а также «особенности данных субъектов» (п. 2 ст. 124 ГК РФ), т.е. юридических лиц как субъектов гражданского права, не могут исключить возможность взыскания в случае распространения ложных, порочащих сведений, иного нематериального вреда[9]. Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации может осуществляться путем опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений, возложения на нарушителя обязанности выплаты денежной компенсации морального вреда и возмещения убытков. При этом необходимо учитывать, что компенсация морального вреда и убытки в случае удовлетворения иска подлежат взысканию в пользу истца, а не других, указанных им лиц. Согласно ч.3 ст.29 Конституции РФ никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации ст.152 ГК РФ и другими нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков по данной категории дел принести истцам извинения в той или иной форме. Не подлежат удовлетворению требования о применении мер по обеспечению иска путем запрещения ответчику подготавливать и распространять новые сведения, порочащие деловую репутацию истца, удовлетворению не подлежит. На практике многочисленные требования принести извинения так и остаются неудовлетворенными.