Защита гражданских прав: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:15, статья

Описание

В условиях современных реалий ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что защита прав и свобод человека и гражданина не возможна без участия всех институтов гражданского общества, среди которых одно из главных мест принадлежит общественным организациям. О необходимости повышения роли общественных организаций в названной сфере говорится повсеместно.
Сегодня ситуация по обеспечению продекларированного в Конституции России права граждан на бесплатную юридическую помощь складывается так, что ее получение возможно при соблюдении целого ряда условий, что даже в установленных законом случаях крайне затруднительно. Хотя бы потому, что соответствующее материальное положение гражданина, дающее в ряде случаев право на получение бесплатной юридической помощи, порой требует более сложного доказывания, чем его юридическая проблема, а перечня и порядка документов, представляемых для получения юридической помощи бесплатно, которые согласно ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уже третий год после принятия указанной нормы все нет.

Работа состоит из  1 файл

Багликова статья Клыковские.docx

— 16.78 Кб (Скачать документ)

ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ: СОСТОЯНИЕ  И ПЕРСПЕКТИВЫ

Багликова Юлия Юрьевна, студентка группы 1 тов. «А» ФГБОУ ВПО «РГТЭУ», Курский филиал «КТЭК»

 

  В условиях современных реалий ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что защита прав и свобод человека и гражданина не возможна без участия всех институтов гражданского общества, среди которых одно из главных мест принадлежит общественным организациям. О необходимости повышения роли общественных организаций в названной сфере говорится повсеместно.

Сегодня ситуация по обеспечению продекларированного  в Конституции России права граждан  на бесплатную юридическую помощь складывается так, что ее получение возможно при  соблюдении целого ряда условий, что  даже в установленных законом  случаях крайне затруднительно. Хотя бы потому, что соответствующее материальное положение гражданина, дающее в ряде случаев право на получение бесплатной юридической помощи, порой требует  более сложного доказывания, чем  его юридическая проблема, а перечня  и порядка документов, представляемых для получения юридической помощи бесплатно, которые согласно ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002г. «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяются законами и  нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации, уже третий год  после принятия указанной нормы  все нет.

Более того, за очерченными законодательством  рамками остается огромное число  россиян, нуждающихся в услугах  юристов, но которые не могут себе позволить оплатить юридическую  помощь, и в то же время не могут быть отнесены к категории граждан, которым юридическая помощь предоставляется бесплатно.

Бесплатная правовая помощь гражданам  предоставляется также многочисленными  правозащитными организациями и, в  частности, созданными на их базе или  с их участием «юридическими клиниками», «общественными приемными», «горячими  линиями» и т.п..

Однако в большинстве случаев  этим организациям присущ один весьма серьезный недостаток, который, дискредитирует саму идею их создания: правовая помощь, оказываемая сотрудниками этих образований, по большей части является неквалифицированной, а тех организаций, где помощь оказывается действительно профессионально, явно недостаточно, в связи с чем они не могут никак повлиять на состояние защиты прав и свобод человека и гражданина в нашей стране.

Следует подчеркнуть, что все указанные организации и учреждения действуют автономно друг от друга, прием населения ведется в состоянии противоречий и конкуренции между ними, что дезориентирует как население, так и сами эти учреждения, снижает качество и количество оказываемой правовой помощи.

Весь механизм юридической помощи, оказываемой вышеназванными организациями  населению, в основном строится на многочисленной сумбурной переписке в адрес  государственных органов и, как  правило, приносит положительные результаты в единичных случаях, что, естественно, вызывает озлобленность со стороны  общественных организаций и, как  результат, публичные нападки на органы власти при малейшей возможности, предоставляемой им средствами массовой информации.

Опросы граждан, осуществленные различными исследовательскими центрами и анализ реальной практики выполнения Конституции  Российской Федерации в части  соблюдения прав и свобод человека, проведенный Международным фондом защиты от дискриминации за период деятельности, показывают, что прослеживается тенденция к резкому увеличению обеспокоенности состоянием правопорядка в России, связанной с неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц. Только этим можно объяснить, что в среднем более 40% граждан из числа опрошенных высказывают сомнения в том, что в случае их обращения в правоохранительные органы должностными лицами будут приняты своевременные и законные меры реагирования.

Очевидно, что такое положение  – лишь часть общих проблем  и трудностей развития нашего гражданского общества и правового государства. Рано или поздно необходимо налаживать сотрудничество и партнерство всех учреждений, оказывающих бесплатную юридическую помощь и правовую защиту малоимущим и социально уязвимым гражданам.

В связи с этим, необходимо создавать  новые и совершенствовать уже  существующие правовые механизмы. Защита прав граждан неотделима от всего  комплекса их взаимоотношений с  властными структурами и в  полной мере возможна лишь в утверждении  принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека: личных (гражданских), политических, социальных, экономических, культурных.

Нужна единая система правозащитной  деятельности, которая позволит человеку знать, что за его права борется не какой-то фонд, не какой-то адвокат или правозащитник, а единая, сплоченная система, где специалисты являются не только профессионалами, но и работают на принципах добросовестности и ответственности, объединены общей целью и рассматривают человека как личность, а не как тарифную сетку.

Такая система позволит человеку не зависеть ни от знаний и личных качеств специалиста, ни от обстоятельств.

В сегодняшних условиях необходима реально действующая, адекватная современным  реалиям и потребностям граждан, эффективная общественная система, согласованная с государством и  поддержанная бизнесом с комплексным подходом к решению правовых проблем граждан и осуществлению их правовой защиты.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 30.12.2008 года (с изм. от 14.10.2005). // Российская газета, №7, 21.01.2009

2. Федерального закона от 31 мая 2002г. №-63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 776с.

4. Кудрявцев Ю. В. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Юрист, 2003. - 81с.

Интернет-сайты

1. http://www.advo24.ru/publications/article5.php

2. http://www.constitution.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Защита гражданских прав: состояние и перспективы