Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:31, курсовая работа
Целью данной работы является формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей.
В данной работе поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие договора розничной купли- продажи;
• Определить виды договора розничной купли- продажи;
Введение……………………………………………………………..3
1. Понятие договора розничной купли продажи……………...….5
2. Виды договора купли продажи …………….…………………..14
3. Последствия продажи покупателю (потребителю) товара ненадлежащего качества………………………………………..18
4. Гражданско – правовая защита граждан потребителей……….22
Заключение…………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………….…32
Убытки и неустойка подлежат возмещению в добровольном порядке. Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1% за каждый день просрочки при продаже товаров (п. 1 ст. 23 Закона) и 3% при оказании услуг и выполнении работ (п. 5 ст. 28 Закона), причем в договоре ее размер не может быть снижен, т.к. это противоречило бы Закону и ГК РФ (ст. 332). При этом необходимо учитывать, что предельный размер неустойки ограничен: ее общая сумма не может превышать цену товара (работы, услуги). Кроме того, суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).
Однако требования о возмещении убытков и взыскании неустойки (как, впрочем, и об изменении или прекращении правоотношения) в добровольном порядке без помощи органов местного самоуправления и общественных организаций удовлетворяются редко, что вынуждает потребителя обращаться в суд. В этой связи отметим не раз высказанное в научной литературе предложение о введении обязательного досудебного порядка урегулирования споров в области защиты прав потребителей.[19] Действительно, на рынке продукции и услуг широко используется метод первоначального обращения к продавцу (исполнителю), а затем, в случае невозможности добровольного урегулирования конфликта, - в суд. Кроме того, ГК РФ (ст. 483) обязывает покупателя известить продавца о ненадлежащем исполнении договора. Практика работы органов местного самоуправления и общественных организаций в данной сфере показывает, что в 100% случаев потребителю дается настоятельная рекомендация первоначально обратиться к продавцу (исполнителю) с письменной претензией, а лишь затем, при неудовлетворении требований или при отсутствии ответа, - в суд. Подобная рекомендация строится на следующем основании: требования о возмещении убытков, неустойки судом могут быть удовлетворены, если будет установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а о возмещении морального вреда - при наличии вины предпринимателя. В суде доказать факт обращения потребителя к продавцу (исполнителю) по поводу изменения или прекращения правоотношения, возмещения убытков, взыскании неустойки и неудовлетворения в добровольном порядке этих требований последним, основываясь исключительно на свидетельских показаниях, сложно. Стороны должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Более того, суду предоставлено право взыскать штраф в федеральный бюджет в размере цены иска, если установлено, что требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке. Поэтому предъявление письменной претензии к продавцу (исполнителю, изготовителю) до судебного разбирательства позволит потребителю конкретизировать свои требования и предупредить продавца (исполнителя, изготовителя) о возможных негативных последствиях, зафиксировать момент начала течения срока удовлетворения соответствующего требования потребителя (ст. 22), а также подтвердить вину продавца (исполнителя, изготовителя) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований, что будет свидетельствовать о праве потребителя на возмещение морального вреда в судебном порядке.
Возмещение морального вреда как способ защиты прав потребителя реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом. Зарубежное законодательство размер морального вреда, подлежащего возмещению, ничем не ограничивает и исходит из личности пострадавшего, его психики и материального положения. Размер морального вреда по российскому законодательству зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю (п. 25 Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"), от вины нарушителя (ст. 15 Закона) и возмещается с учетом требований разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
Юристами-практиками в научной литературе высказано мнение, что в некоторых ситуациях разрешение конфликтов "продавец - покупатель" доводится до суда именно потому, что моральный вред невозможно возместить в добровольном порядке, и предлагается на законодательном уровне закрепить подобную возможность.[20] Полагаю, что на практике реализовать это будет достаточно трудно. Во-первых, нарушитель может и не согласиться с тем, что своими действиями причинил нравственные или физические страдания потребителю, а во-вторых, разногласия по поводу суммы компенсации будут возникать повсеместно, что неизбежно приведет конфликтующие стороны в суд.
Заключение
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» на законодательном уровне была закреплена охрана прав и интересов граждан-потребителей. Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.
Соотношение Закона «О защите прав потребителей» с Гражданским Кодексом может быть охарактеризовано следующим образом. Закон «О защите прав потребителей», содержит фундаментальные права, опирается на общие положения гражданского законодательства, а его действие немыслимо без использования таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд других. Другими словами, если гражданское законодательство призвано урегулировать товарно-денежные отношения независимо от субъектного состава, то Закон «О защите прав потребителей» регламентирует специфику этих отношений для потребителей на рынке товаров и услуг.
Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений.
Защита прав потребителей – это деятельность государственных и общественных организаций (обществ защиты прав потребителей), направленная на защиту прав потребителей и их законных интересов, для предотвращения нечестных методов ведения торговли.
Способами защиты являются меры, которые обеспечивают свободную реализацию субъективных прав. В ГК РФ указан перечень способов защиты, который не является исчерпывающим. Законодательство о защите прав потребителей предоставляет дополнительные возможности покупателю обеспечить и защитить свои права и законные интересы.
Законодательство о гражданской ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение. Придерживаться его канонов выгодно не только покупателю для охраны и защиты своих интересов и прав, но и самим продавцам. Закон устанавливает различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты потребителю неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований до уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска. Следовательно, для изготовителя, исполнителя и продавца выгоднее соблюдать закон, а тем более не доводить дело до суда.
Гражданско-правовая ответственность как средство охраны прав потребителей имеет в своей основе компенсационную функцию, которая имеет своей задачей, прежде всего, восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Вот почему основное значение в Законе «О защите прав потребителей» придается применению таким предусмотренным действующим законодательством мерам ответственности, как возмещение убытков и взыскание неустойки. Обширная практика государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей показывает, что распространенным, прочно вошедшим в деловую практику явлением стало удовлетворение потребителем своих законных требований именно в досудебном порядке, особенно в случае продажи некачественного товара, в том числе требований потребителей о замене некачественного товара либо о расторжении договора купли-продажи. Законодатель представил достаточно возможностей потребителю для защиты своих собственных прав и интересов (в случае, например, продажи товара с недостатками, непредставления информации о товаре, просрочки выполнения работы и др.).
Список литературы
Нормативные акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
2. Федеральный закон от 09.01.1996 N 2-ФЗ «О защите прав потребителей». Текст с изменениями и дополнениями от от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Литература:
1. Богдан В.В. «Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг» // «Юрист» № 7, 2003. 125 с.
2. Белов В.А. Гражданское право. Особенная часть. М.: Центр ЮрИнфоР.-2004. 767 с.
3. Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав // Проблемы применения Основ гражданского законодательства .
4. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М.:Статут.-2001. 411 с.
5. Гришаева С.П. Гражданское право. Учебник. М.:Юристъ.-2001. 484 с.
6. Карапетов А. Г. Неустойка как средство защиты прав кредитора в российском и зарубежном. М.:Статут.-2005. 285 с.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 1998. 520 с.
8. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского, В.И. Витрянского. – М.: Фонд «Правовая культура». - 2001. 523 с.
9. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" / Под ред. Я.Е. Парция – М.: Фонд «Правовая культура». – 2000. 436 с.
10. Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. 1999. N 1.
11. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2001. 389 с.
[1] Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. Ред. Сергеев А.П, Толстой Ю.К, Гражданское право. М.: 2006. - С. 335
[2]Садикова О.Н, Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 2005. С.480
[3] Садикова О.Н, Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 2005. С.489
[4] Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"» (в редакции от 9 января 1996 г.), утверждены приказом Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 мая 1998 г № 160 // БНА. 1999. № 2 (далее – Разъяснения). Право федерального антимонопольного органа (в настоящее время – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) давать разъяснения по вопросам защиты прав потребителей установлено п. 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей.
[5] Белов В.А.. Гражданское право. Особенная часть. М.: Центр ЮрИнфоР, 2004. С. 123
[6] Садикова О.Н, Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 2005. С.487
[7] Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2001. С.23.
[8]Брагинского М.И, Витрянского В.И. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей – М.: Фонд «Правовая культура». - 2001. С.374
[9] Гришаева С.П Гражданское право. Учебник. М. Юристъ 2001г. С.184
[10] Федеральный закон от 09.01.1996 N 2-ФЗ «О защите прав потребителей». Текст с изменениями и дополнениями от от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
[11] Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М.Статут . 2001г. С. 51
[12] Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 117, 132
[13] Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. Саратов, 1971. С. 36; Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. 1999. N 1. С. 35.
[14] Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. 1999. N 1. С. 38
[15] Богдан В.В. Самозащита права как способ защиты прав потребителей в сфере торговли. // Юрист № 2, 2003г. С. 23
[16] Карапетов А. Г. Неустойка как средство защиты прав кредитора в российском и зарубежном. М.Статут 2001г. С.189
[17] Парций Я.И. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". М., 1997. С. 78.
[18] Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. – Новосибирск: «Издательство ЮКЭА», 2008г. С. 8.
[19] Богдан В.В. Самозащита права как способ защиты прав потребителей в сфере торговли. // Юрист № 2, 2003г. С. 25
[20] Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. N 11. С. 71.
Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании