Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:24, контрольная работа
Целью данной работы является изучение понятия, сущности принципов построения семейного права, а также места и роли в семейных отношениях.
Задачи работы следующие:
1. Изучить общетеоретические основы семейного права;
2. Показать на примере правового документа – Семейного Кодекса процесс семейных отношений;
3. Приобрести знания для использования их в практической деятельности в решении семейных отношений и споров.
Введение.....…………………………………………………………………........….4
1. Понятие, предмет и метод семейного права……………………………..........5-11
2. Основные начала (принципы) семейного права…………..…………….........11-13
3. Система и источники семейного права…………………………......................13-16
4. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права……..…...................................16-19
5. Осуществление и защита семейных прав…………………….…........……....19-23
6. Сроки исковой давности в семейном праве…………………….....................23-26
Заключение………………………………………………………………..............27
Список использованной литературы…………………….......……..........28
К основным
началам (принципам) семейного права
относятся: 1)
принцип признания
брака, заключенного
только в органах загса. В соответствии
с п. 2 ст. 1 СК в Российской Федерации по-прежнему
признается только брак, заключенный в
органах загса. Браки, заключенные иным
способом (по религиозным, церковным и
иным обрядам), не
признаются, то есть не имеют никакого
правового значения и не порождают никаких
правовых последствий. Не признается браком
и фактическое сожительство мужчины и
женщины без государственной регистрации
в органах загса, сколь бы длительным оно
ни было.
2) принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как пожеланию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них;
3) принцип
равенства прав супругов
в семье основан на положениях ст. 19
Конституции РФ о равенстве прав мужчины
и женщины и выражается в том, что муж и
жена имеют равные права при решении всех
вопросов
жизни семьи (вопросы материнства, отцовства,
воспитания и образования детей, бюджет
семьи и т.д.);
4) принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства права супругов в семье и тесно связан с ним (п. 2 ст. 31 СК). Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.);
5) принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите;
6) принцип обеспечения приоритетной защиты, прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно, предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь как с нравственной, так и с правовой позиций должна оказываться, прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования.
Семейный кодекс с учетом специфики регулируемых им отношений конкретизирует важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции), согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях.
Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в соблюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федеральных законах. В Российской Федерации семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи1.
Защита материнства, отцовства, детства и семьи в России осуществляется как путем принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер, так и путем совершенствования законодательства, в том числе и семейного.
3. Система и источники семейного права
Нормы семейного права, регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права — это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
Специальная (особенная) часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:
• брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
• права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
• права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
• алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
• формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
• применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.
Источники семейного права. Источники семейного права — это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые подразделяются на семейное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права.
В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы.
Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.
К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства)1, или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.
Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будет противоречить требованиям Кодекса.
При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов.
4. Основания
применения к семейным
Основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям установлены ст. 4 СК. В ней закреплено важное положение о том, что к перечисленным в ст. 2 СК имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи {то есть между супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК.
Для семейного
права имеют также
Согласно которой гражданское законодательство может применяться к семейным отношениям, как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, то есть в порядке субсидиарного применения.
Аналогия закона аналогия права при регулировании семейных отношений. Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией права — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.
Обязательными условиями применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон; б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения. Именно в такой ситуации к спорным отношениям между членами семьи применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные (то есть близкие по характеру) отношения. В противном случае оснований использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, частное разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений. От аналогии закона следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, когда в нормативно-правовом акте, регламентирующем опре деленное отношение, содержится указание о том, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений (так, не будет аналогией закона применение ст. 168-179; ГК, устанавливающих основания недействительности сделок, для признания брачного договора недействительным в связи с тем, что п. 1 ст. 44 СК прямо отсылает к этим нормам ГК).
Если же отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обязанности членов семьи определяются исходя из аналогии права, то есть из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных ст. 1 СК и ст. 1 ГК. Аналогия права применяется в крайнем случае при невозможности прибегнуть к аналогии закона. При использовании аналогии права необходимо обязательно учитывать принципы гуманности, то есть человеколюбия (от лат. humanus), разумности (основанности на здравом смысле) и справедливости (беспристрастности, правильности, соответствия истине). Данное положение прямо вытекает из требований ст. 18 Конституции РФ, устанавливающей, что только права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов.