Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, реферат
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1. Административное право как отрасль права и наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Источники административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Место административного права в системе российского права . . . . . . . . . . . . 11
4. Административная ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Презумпция невиновности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1. Административное право как отрасль права и наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Источники административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Место административного права в системе российского права . . . . . . . . . . . . 11
4. Административная ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Презумпция невиновности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Введение
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Наиболее значимые для общества отношения объективно требуют юридического вмешательства государства и обеспечиваются нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственно-
Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право.
Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений. Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Административное право - отрасль права, совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является «кирпичиком» конкретного административно-правового нормативного акта (Закона, Указа Президента, постановления Правительства и др.)
1. Административное право как отрасль права и наука.
Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.
В настоящее время разработано большое число дефиниций, определяющих административное право, что создает определенные трудности выбора понятийного аппарата. В научной литературе административное право определяется как отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Данное определение дает общее представление об административном праве, но для его уточнения необходимо проанализировать предмет и метод административного права. Предмет и метод правового регулирования и обособленная нормативная база выступают критериями деления российского права на отрасли.
Предмет административного права — совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления, урегулированная нормами административного права.
Общественные отношения, которые образуют предмет административного права, имеют сложный, комплексный характер, им свойственны следующие особенности:
1. Эти отношения носят публично-правовой характер и возникают в связи с практической реализацией органами исполнительной власти своих полномочий. Государство определяет пределы своего вмешательства в общественную жизнь: с одной стороны, эти пределы обусловлены необходимостью обеспечить реализацию публичных интересов; с другой — обязанностью обеспечить автономию личности в гражданском обществе.
2. Административное право регулирует общественные отношения в особой области государственной жизни — сфере государственного управления. При этом под государственным управлением понимается деятельность органов исполнительной власти. Эта деятельность носит разносторонний характер и осуществляется в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах. Кроме того, сюда же примыкает и система местного самоуправления.
3. Административным правом регулируются также отношения управленческого характера, которые возникают за рамками деятельности органов исполнительной власти, однако носят исполнительно-распорядительный характер. Примером может служить деятельность Председателя Государственной Думы по организации работы ее комитетов и комиссий, а также деятельность председателя суда по распределению дел, подлежащих рассмотрению, между судьями и т.п. Эти отношения традиционно называются внутриорганизационными.
4. Административное право регулирует, в основном, отношения, в которых изначально исключено юридическое равенство участников — властные отношения. Одним из участников отношений выступает обязательный субъект, наделенный государственно-властными полномочиями. Исключения составляют административно-договорные отношения, но их удельный вес в общей массе управленческих отношений слишком мал.
5. Административное право осуществляет регулирующее воздействие на общественные отношения во взаимодействии с нормами других отраслей российского права. Примером может быть взаимодействие с нормами трудового права при регулировании вопросов государственной службы.
Будучи главным критерием деления права на отрасли, предмет правового регулирования все же не позволяет провести окончательное деление системы права на составляющие элементы. Наряду с предметом правового регулирования, выделяется его метод, который является основанием, позволяющим провести отраслевую классификацию. Метод правового регулирования находит свое выражение в порядке установления субъективных прав и юридических обязанностей; в степени их конкретизации и определенности; путях и средствах обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в сфере государственного управления и позволяет понять механизм воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.
В настоящее время не сложилось единого подхода к определению метода правового регулирования. Существует мнение, что каждая отрасль российского права обладает своим автономным, индивидуальным средством правового воздействия. В этой связи может идти речь о конституционно-правовом, административно-правовом, уголовно-правовом, гражданско-правовом и других методах правового регулирования. С другой точки зрения, все отрасли права используют единый правовой инструментарий, общие средства, и речь следует вести об определенном их соотношении применительно к конкретной отрасли российского права. Такой подход видится более приемлемым.
Так, каждая отрасль российского права в своей деятельности использует следующие методы: запрет, предписание, дозволение.
Запрет предполагает возложение обязанности воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения. В этом случае происходит сужение свободы действий субъектов управленческой деятельности. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся нормы, которые устанавливают составы административных правонарушений, за совершение которых виновные привлекаются к административной ответственности.
Предписание как метод правового регулирования предполагает возложение на субъект управленческой деятельности обязанностей, определенных административно-правовыми нормами. Подобная характеристика роднит предписание с запретом, однако, разница заключается в том, что последнее требует от субъекта воздержаться от определенного варианта поведения. Доминирование предписания среди средств административно-правового регулирования обусловлено сущностью управленческих отношений, которые называют властеот-ношениями, отношениями, для которых характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера.
Дозволение — это предоставление участникам управленческих отношений возможности самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права. Это не вседозволенность, не бесконтрольное поведение субъектов правовых отношений, а предоставление им свободы выбора в определенных рамках.
Метод административного права — это определенное соотношение запрещающих, предписывающих и дозволяющих средств. Индивидуализация этого соотношения зависит от конкретного управленческого дела, ситуации. При этом наблюдаются общие тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются дозволительные средства, что обусловлено федеративным устройством российского государства, отнесением административного и административно-
Тенденция все более широкого применения дозволительного метода не означает, что позиции императивных средств будут ослабевать. Речь должна идти о принципе разумной достаточности в определении средств воздействия на управленческие отношения.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что для административно-правового метода характерно следующее:
1. Метод административного права представляет собой определенное соотношение предписания, запрета и дозволения.
2. Методу административного права наиболее присущи правовые средства распорядительного типа.
3. Метод административного права предполагает одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения. Данное свойство связано с наличием субординационных связей в управлении.
4. Метод административного права не исключает использования диспозитивных средств, которые основаны на равенстве участников регулируемых отношений. Это вызвано необходимостью учета интересов их участников на основе добровольного согласия. Выбор варианта поведения в пределах, определенных правовыми нормами, повышает уровень самоорганизации управленческой системы.
5. Сфера применения метода административного права будет расширяться. Это обусловлено его реформированием, наличием диспозитивных начал, что позволяет регулировать экономические отношения в условиях действия рынка.
Метод административного права — это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.
С учетом вышеизложенного, административное право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах общественной жизни, и использующих средства дозволения, запрета и предписания с доминированием последних.
2.Источники административного права
Источники административного права - это формы выражения содержания норм административного права. Рассмотрение источников административного права имеет важное значение, что обусловлено диалектической взаимосвязью между «содержанием» и «формой» как философскими категориями. Являясь ведущим элементом, содержание определяет форму своего выражения, однако и последнее оказывает влияние на содержание.
Правовой действительности известны следующие формы-источники права: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктрина, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референдума.
Основным источником административного права является нормативный акт, который служит своеобразным резервуаром правовых норм. Доминирование нормативного правового акта связано с принадлежностью российского права к романо-германской правовой семье. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридической энциклопедии нормативный акт определяется как «официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права».
Информация о работе Административное право. Основные понятия