Однако
в науке встречаются многочисленные
высказывания о том, что любое
произведение как результат творческой
деятельности имеет свою форму и
содержание, но правом охраняется только
форма произведения, в том числе
и музыкального, а также утверждения,
что произведение имеет, по существу,
две формы - внешнюю, закрепленную на
материальном носителе, и внутреннюю.
При этом к внутренней форме относят
те образы, идеи, теории, события, действия
героев произведения, которые и составляют
сущность самого произведения. В таком
случае нельзя понять, что же составляет
содержание произведения, тем более
что содержание, т.е. те мысли, взгляды,
идеи, художественные образы, всегда представляет
основной интерес для читателя, слушателя,
зрителя.
В
философии утверждается, что содержание
и форма в искусстве - взаимообусловленные
стороны произведения, при этом содержанию
принадлежит ведущая роль. Форма
- структура произведения, которая
создается при помощи различных
выразительных средств для воплощения
содержания. Форма произведений искусства
многообразна. К ее элементам относятся:
язык, рифма, ритм, звукоинтонация, цвет
и т.д. Соответственно, с этим утверждением
о том, что охраняется только форма
произведения, согласиться нельзя, тем
более что закон (ст. 1259 ГК58) объектами
авторских прав называет произведения
науки, литературы и искусства как таковые,
а значит, созданные в результате творческой
деятельности человека.
Бесспорным
подтверждением охраны произведения в
целом, а значит, и его содержания
является норма ст. 1266 ГК РФ59,
предусматривающая право на неприкосновенность
произведения и защиту произведения от
искажений - недопустимость внесения в
произведение каких-либо изменений, дополнений,
сокращений без согласия автора. В п. 2
этой статьи особо подчеркивается, что
всякие извращения, искажения или иные
изменения произведения, порочащие честь
и достоинство автора, дают основания
последнему для предъявления иска в суд,
а также право на компенсацию морального
вреда.
К
объектам авторского права относятся
также произведения скульптуры и
архитектуры. Эти произведения имеют
свои особенности формы и содержания.
Скульптура - произведение трехмерное,
объемное. Чаще всего автор создает
скульптуру человека для выражения
конкретной идеи, мысли создания героического
образа. Так, всем известный памятник
в честь Победы в Великой Отечественной
войне 1941 - 1945 гг. находится в Берлине
(Трептов-парк). Это советский солдат
с ребенком, сидящим на левой руке,
и мечом, рассекающим фашистскую
свастику (скульптор - Е.В. Вучетич). Столь
же зрелищен памятник-ансамбль Победы
на Мамаевом кургане в Волгограде
(скульптор тот же)60.
Архитектура
составляет область материальной культуры
и вид искусства. Архитектура
выражает общественные идеи в художественных
образах. В архитектуре взаимосвязаны
ступени технического и эстетического
начала.
В
п. 5 ст. 1259 ГК РФ61 предусмотрено правило,
по которому авторские права не распространяются
на идеи, концепции, принципы, методы, процессы,
системы, способы решения технических,
организационных или иных задач, открытия,
факты, языки программирования.
С
таким буквальным смыслом указанного
правила согласиться достаточно
сложно, так как многие объекты
носят самостоятельный творческий
характер. Остановимся хотя бы на некоторых
из них. Так, идея произведения характеризуется
как продукт эмоционального переживания
и освоения жизни автором. Идея -
это главная мысль, вывод, жизненный
урок, вытекающий из целостного постижения
произведения. Конечно, подобные идеи
могут быть высказаны и другими
авторами, но будут изложены своим
творческим методом, способом. Или могут
быть высказаны другие, противоположные
идеи с соответствующим обоснованием.
Запретить высказывания различными
авторами сходных идей невозможно.
Поэтому следовало в тексте рассматриваемой
нормы указать, что на идеи как
таковые не распространяются авторские
права, но идеи конкретные, высказанные
в произведении того или иного
автора, авторским правом охраняются.
Далее
в тексте указанного пункта предусмотрено
правило о нераспространении
авторских прав на открытия. Однако
есть географические открытия, открытия
мест рождения полезных ископаемых и
есть научные открытия.
В
свое время в прежнем законодательстве
было дано официальное определение
научного открытия: "Научным открытием
признается обнаружение ранее не
известных, объективно существующих закономерностей,
явлений и свойств материального
мира, вносящих коренные изменения в уровень
познания". На практике известно, что
многие ученые в области физики, химии,
биологии, медицины в результате практических
опытов, исследований открывают совершенно
новые закономерности, явления, свойства
материального мира. Эти открытия дают
возможность для решения конкретных технических
задач, создания изобретений, необходимых
для внедрения в производство. Такие высокие
достижения ученых являются основанием
для получения государственных премий
и наград. Права таких ученых на сделанные
ими научные открытия безусловно охраняются
авторским правом. Однако это не исключает
возможность подобных открытий другими
учеными в результате их самостоятельной
творческой деятельности. Поэтому необходимо
в анализируемый текст настоящего закона
внести соответствующее дополнение, изложенное
выше, т.е. о том, что авторские права не
распространяются на указанные объекты
как таковые.
Произведение
как результат творческой деятельности,
созданное конкретным автором, впервые
характеризуется как оригинал. Однако
законом предусматривается возможность
создания производных произведений,
которые представляют собой переработку
ранее созданного произведения другим
лицом. Авторское право исходит
из необходимости предоставить возможность
художнику опираться в творчестве
на произведения предшественников, но
важно, чтобы использованный материал
подвергался в процессе переработки
существенным изменениям. К производным
произведениям относятся переводы,
аннотации, рефераты, обзоры, инсценировки,
аранжировки и другие переработки
произведений науки, литературы и искусства.
Во всех указанных видах переработки
должен быть проявлен элемент самостоятельной
творческой деятельности62.
Отдельно
указаны в ст. 1259 ГК РФ63 как
объекты авторского права составные произведения,
к которым относятся энциклопедии, антологии,
базы данных и иные произведения, представляющие
собой по подбору или расположению материалов
результат творческого труда. При этом
произведения, включенные в сборники,
аннотации, энциклопедии и другие собрания,
могут не иметь конкретных авторов, но
это не влияет на признание авторства
за создателем составного произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключении можно сделать следующие
выводы: авторское право в объективном
смысле представляет собой совокупность
норм гражданского права, регулирующих
отношения по признанию авторства
и охране произведений науки, литературы
и искусства, установлению режима их
использования, наделению их авторов
неимущественными и имущественными
правами, защите прав авторов и других
правообладателей.
В
субъективном смысле авторское право
- те имущественные и личные неимущественные
права, которые принадлежат лицам,
создавшим произведения науки, литературы
и искусства.
Авторские
и смежные права по своей природе
являются исключительными абсолютными
правами. Они дают возможность их
обладателям использовать результаты
своей творческой деятельности и
распоряжаться ими по своему усмотрению
и запрещать совершать указанные
действия всем другим лицам.
Согласно
ст. 1259 ГК РФ объектами авторских
прав являются произведения науки, литературы
и искусства независимо от достоинств
и назначения произведения, а также
от способа его выражения. Тем
самым не дается четкого определения
понятия "произведения", но закрепляется
открытый перечень произведений, которые
следует считать объектами авторского
права. Это:
-
литературные произведения (как
литературные произведения охраняются
программы для ЭВМ, которые
также относятся к объектам
авторских прав. Произведениями
литературы признаются художественные
произведения, выраженные в словесной
форме (например, лекции, книги и т.д.));
-
драматические и музыкально-драматические
произведения, сценарные произведения
(например, драма, комедия, трагедия,
опера, оперетта, мюзикл и т.д.);
-
хореографические произведения (например,
балет) и пантомимы;
-
музыкальные произведения с текстом
или без текста (например, песня);
-
аудиовизуальные произведения (например,
кинофильм);
-
произведения живописи, скульптуры,
графики, дизайна, графические
рассказы, комиксы и другие произведения
изобразительного искусства.
Практически
аналогичный перечень объектов авторского
права содержится в ст. 2 (1) Бернской
конвенции и включается в понятие
"литературные и художественные
произведения", который охватывает
любую продукцию в области
литературы, науки и искусства, вне
зависимости от способа и формы
ее выражения.
Объектами
авторского права являются также
программы для ЭВМ, появившиеся
в рамках правового поля лишь во
второй половине XX в.
Помимо
уже рассмотренных произведений,
объектами авторских прав являются:
-
производные произведения, то есть
произведения, представляющие собой
переработку другого произведения
(переводы литературных текстов,
аранжировки музыкальных произведений,
киносценарии по чьим-либо романам
и др.). Авторы производных произведений
обязаны соблюдать права авторов
произведений, подвергшихся переработке;
-
составные произведения, то есть
произведения, представляющие собой
по подбору или расположению
материалов результат творческого
труда. Например, авторское право
не охраняет факт принадлежности
телефонных номеров конкретным
абонентам. Поэтому у разных
составителей может быть авторское
право на телефонные справочники.
Главное, чтобы они различались
по подбору или расположению
материалов. На некоторые составные
произведения авторское право принадлежит
издателям (например, энциклопедические
словари, газеты, журналы и т.д.). Исключительное
право на использование своих произведений
независимо от издания в целом сохраняется
за его автором, но право на использование
издания в целом принадлежит издателю.
Кроме
того, п. 6 ст. 1259 ГК РФ указывает произведения,
которые не являются объектами авторских
прав:
-
официальные документы государственных
органов и органов местного
самоуправления муниципальных образований,
в том числе законы, другие
нормативные акты, судебные решения,
иные материалы законодательного,
административного и судебного
характера, официальные документы
международных организаций, а
также их официальные переводы;
-
государственные символы и знаки
(флаги, гербы, ордена, денежные
знаки и тому подобное), а также
символы и знаки муниципальных
образований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский
кодекс РФ (ГК РФ) от 18.12.2006 N 203-ФЗ - Часть
4: Web: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/
- Авторское
право как объект правового регулирования.
/ Плиева С.В. // Аграрное и земельное право,
2010. - № 5. - С. 129-132.
- Авторские
и смежные с ними права. Постатейный комментарий
глав 70 и 71 ГК РФ. Под. ред. Крашенинникова
П.В. - М.: Статут, 2010. — 480 с.
- Авторское
право. Свечникова И.В. - М.: Дашков и К, 2009.
— 208 с.
- Авторское
право и смежные права. Близнец И.А., Леонтьев
К Б. - М.: Проспект, 2010. — 416 с.
- Комментарий
к Гражданскому кодексу Российской Федерации
(учебно-практ.). Ч. 1, 2, 3, 4. Под ред. Степанова
С.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект;
Екатеринбург: Институт частного права,
2009. — 1504 с.
- Гражданское
право. Под ред. Алексеева С.С. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. — 528 с.
- Гражданское
право. Гатин А.М. - М.: Дашков и К, 2009. — 384
с.
- Гражданское
право. Шевчук Д.А. - М.: Эксмо, 2009. – 386 с.
- Гражданское
право. Курс лекций. Чаусская О.А. - М.: Эксмо,
2009. – 432 с.
- Гражданское
право. Конспект лекций. Ивакин В.Н. -
3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009.
— 223 с.
- Объекты
авторских прав. / Кириллова М.Я. // Вестник
Уральского института экономики, управления
и права, 2010. -№ 1. - С. 36-40.
- Объекты
авторских прав. / Кириллова М.Я. // Вестник
Уральского института экономики, управления
и права, 2009. - № 4. - С. 37-43.
- Правовая
характеристика объектов авторских прав.
/ Кецко Е.В. // Вестник Российского государственного
гуманитарного университета, 2009. - № 11.
- С. 195-202.