Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 02:51, реферат

Описание

Авторское право состоит из двух систем: англо-саксонская (англо-американская) и романо-германская (континентальная). Англо-саксонская система права рассматривает произведение как имущественный потенциал. По этой системе авторское право может переходить к другим лицам по закону или можно свободно передаваться. Авторское право по романо-германской системе несёт экономический аспект и опирается на принцип собственности. Авторское право данной системы можно защищать и передавать, а также за авторское право могут взимать налоги. Самым разнообразным объектам может быть присвоено авторское право.

Содержание

1. Авторское право……………………………………………………………

2. Коллективное управление имущественными правами авторов и других правообладателей при использовании произведений в цифровой среде…

3. Коллективное управление авторскими и смежными правами………….

4. Понятие и виды авторского договора………………………………………

5. Содержание авторского договора………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

инт.собств.docx

— 52.63 Кб (Скачать документ)

Личное  неимущественное авторское право  по закону является неотчуждаемым и  принадлежит автору независимо от его  имущественных прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коллективное  управление имущественными правами авторов  и других правообладателей при использовании  произведений в цифровой среде
Осуществление авторами своих имущественных прав может производится в индивидуальном порядке либо с использованием системы коллективного управления имущественными правами. Статьей 42 Закона установлено, что в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лиц на коллективной основе.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2007 № 452 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства» осуществление и охрана на коллективной основе имущественных прав указанных лиц при использовании их произведений физическими и юридическими лицами относится к исключительной компетенции Государственного комитета по науке и технологиям. Все юридические и физические лица, осуществляющие использование объектов авторских и смежных прав, обязаны заключить с авторами или иными правообладателями либо с Государственным комитетом по науке и технологиям и (или) подведомственными ему организациями договор на право использования произведений или объектов смежных прав.

Функции по обеспечению коллективного управления правами авторов и других правообладателей возложены Государственным комитетом  по науке и технологиям Республики Беларусь на Национальный центр интеллектуальной собственности. В соответствии с  Положением о Национальном центре интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2004 № 641 и Уставом (зарегистрирован 10.05.2007 № 190310695) Центр обеспечивает функционирование коллективного управления в Республике Беларусь, в том числе в отношении использования произведений в цифровой среде.

В рамках осуществления данной деятельности Национальный центр интеллектуальной собственности, среди прочего: 
- заключает с обладателями авторского права и/или смежных прав договоры об управлении принадлежащими им имущественными правами (такие договоры предусматривают, в частности, осуществление Национальным центром сбора авторского вознаграждения, а также защиты в необходимых случаях прав и законных интересов обладателя прав); 
- заключает договоры с пользователями о праве на использование произведений (такие договоры предусматривают получение пользователями разрешения на использование произведений при условии осуществления ими выплаты авторского и иных видов вознаграждения за такое использование); 
- обеспечивает сбор авторского вознаграждения за использование на территории Республики Беларусь произведений и иных объектов, охраняемых законодательством об авторском праве и смежных правах, его распределение и выплату правообладателям; 
- осуществляет защиту прав и законных интересов правообладателей в установленных законом случаях.

В рамках работы по управлению имущественными правами на произведения при их использовании  в цифровой среде Национальный центр заключает специальные договоры с пользователями.

Договор о праве использования  обнародованных произведений путем воспроизведения  и распространения  в форме электронного файла для технического средства, заключаемый с пользователем, дает последнему возможность осуществлять использование охраняемых произведений путем изготовления и распространения их электронных копий (экземпляров). При этом, осуществляя выплату авторского вознаграждении в соответствии с договором, пользователь получает законную возможность осуществлять копирование и распространение самостоятельных экземпляров произведений (представленных в форме электронного файла) как на материальных электронных носителях, так и посредством телекоммуникационных сетей (Интернет, мобильная связь).

Договор о праве использования  обнародованных произведений путем сообщения  для всеобщего  сведения в сети Интернет, в случае его заключения пользователем, предусматривает разрешение для пользователя осуществлять своего рода Интернет-вещание путем потоковой передачи данных, в виде которых представлены охраняемые произведения, в рамках компьютерной сети общего пользования. При этом потребители соответствующих услуг, осуществляемых Пользователем, имеют возможность осуществлять прием такой передачи данных, воспринимая в реальном времени соответствующие произведения, посредством компьютерного или аналогичного оборудования, подключенного к сети Интернет.

 
 
 
 
   
 
 
Коллективное  управление авторскими и смежными правами.

Вопрос  о коллективном управлении авторскими и смежными правами становится все  более актуальным в наши дни. Очевидно, что авторам, исполнителям, изготовителям  фонограмм и иным обладателям  авторских и смежных прав довольно трудно следить за всеми видами использования  своих прав в индивидуальном порядке. Ведь ежедневно по радио, телевидению, в развлекательных и фитнес клубах, а также во многих других местах общественного пользования мы можем  услышать или увидеть сотни произведений, охраняемых авторскими или смежными правами. Таким образом, получается, что правообладателю, чтобы защитить свои права, нужно заключать лицензионный договор и договариваться о размерах вознаграждений за использование его  произведений с каждой организацией, которая их использует. Также и  каждая организация, использующая чужие  объекты авторских и смежных  прав для каждого такого использования  должна запросить разрешение у конкретного  правообладателя. Как же быть? Тут  на помощь авторам и обладателям  смежных прав приходят специальные  организации, осуществляющие коллективное управление правами авторов и  правообладателей. Организации, управляющие  имущественными правами авторов  и правообладателей на коллективной основе, создаются именно для случаев, когда осуществление авторских  и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или когда  допускается использование объектов авторских и смежных прав без  согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Такие, основанные на членстве некоммерческие организации, создаются самими обладателями авторских и смежных прав, и  действуют они в пределах предоставленных  им правообладателями полномочий.

Полномочия  по управлению правами передаются путем  заключения в письменной форме договора такой организацией с правообладателями, как являющимися членами этой организации так и не являющимися, а также с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей  правами на коллективной основе.

Стоит подчеркнуть, что управлять такие  организации вправе только имущественными правами.

Организация, управляющая правами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользователям  на использование прав, управлением которых занимается такая организация, согласовывает с пользователями размер вознаграждения, в том числе и в случаях использования объекта авторского или смежных прав без согласия правообладателя, и другие условия, на которых выдаются лицензии. Также такая организация собирает, распределяет и выплачивает вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав.

Организации по управлению правами на коллективной основе, помимо управления имущественными правами авторов и правообладателей, также осуществляют защиту их прав. Защита осуществляется путем обращения  с требованиями в суд, причем эти  требования организация вправе предъявить как от имени правообладателей, так  и от своего имени, а также путем  совершения иных юридических действий, необходимых для защиты прав.

При заключении договора правообладатели также  вправе передать организациям, управляющим  правами на коллективной основе, полномочия на осуществление иной деятельности (например, управление правами в  сети интернет).

Контроль  над деятельностью организаций, управляющих правами на коллективной основе, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Отчет об итогах деятельности такой организации ежегодно публикуется  в общероссийском средстве массовой информации.

В соответствии с законом коллективному управлению исключительными правами изготовителя фонограмм с получением соответствующего вознаграждения подлежат:

- права  на публичное исполнение фонограмм,

- права  на сообщение фонограмм в эфир,

- права  на сообщение фонограмм по  кабелю.

Указанный перечень прав является исчерпывающим. Таким образом, организации по коллективному управлению правами, не могут предоставлять права на доведение фонограммы до всеобщего сведения, на воспроизведение, распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе, на прокат или импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, а также на переработку фонограммы.

Однако  наиболее актуальным в настоящее  время является другой вопрос.

С 1 января 2008 г. законодатель существенно усложнил жизнь организациям по коллективному управлению правами. Теперь деятельность таких организаций может осуществляться при условии получения государственной аккредитации на совершение этой работы.

Тем не менее, одновременно с аккредитованной  организацией допускается деятельность и других организаций по управлению правами на коллективной основе, при  условии заключения ими договоров  с правообладателями.

Основное  различие между аккредитованными и  не аккредитованными организациями, управляющими авторскими и смежными правами, состоит  в объеме полномочий. Только аккредитованные  организации могут осуществлять управление авторскими и смежными правами, а также сбор вознаграждения для  тех правообладателей, с которыми у организации договоры не заключены. Более того, сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, вправе осуществлять только аккредитованная организация. Также организация, получившая государственную аккредитацию, для защиты прав, которыми она управляет, вправе предъявлять требования в суде и от имени неопределенного круга правообладателей.

В то же время, правообладатель, не заключивший  с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, имеет право  в любой момент полностью или  частично отказаться от управления аккредитованной  организацией его правами, письменно  ее уведомив. Но он также вправе указать  на конкретные права или объекты, в отношении которых хотел  бы сохранить управление за данной организацией, а также в отношении  которых, он не хотел бы осуществлять управление через данную организацию. После получения такого уведомления  от правообладателя, управляющая организация  обязана исключить названные  правообладателем права или объекты  из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе.

Новый закон не предусматривает возможность  получения государственной аккредитации на управление авторскими и смежными правами в сети интернет. Выходит, что для осуществления такого управления, организациям по управлению правами на коллективной основе, необходимо наличие договора с правообладателем о передаче полномочий по управлению правами в сети интернет, либо наличие договора с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами в сети интернет на коллективной основе.

Между тем, далеко не все организации, управляющие  правами на коллективной основе, каких  сейчас немало, смогут получить государственную  аккредитацию на осуществление деятельности по управлению правами авторов и  обладателей смежных прав.

Дело  в том, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в  каждой из сфер коллективного управления, всего их законодатель выделяет шесть, может быть получена только одной  организацией по управлению правами  на коллективной основе. Вместе с тем  одна организация по управлению правами  на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление  деятельности в одной, двух и более  сферах коллективного управления. Таким  образом, организаций, имеющих государственную  аккредитацию, может быть не более  шести.

В связи  с этим, следует ожидать довольно жесткого соперничества, между организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, в  процессе получения государственной  аккредитации.

Аккредитация  осуществляется на основе принципов  открытости процедуры и учета  мнения заинтересованных лиц, включая  правообладателей. Проводит аккредитацию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере  авторского права и смежных прав. Для организаций, аккредитуемых впервые, государственная аккредитация предоставляется сроком на 5 лет, а для организаций, аккредитованных ранее и не имевших со стороны контролирующих органов замечаний к своей деятельности, на срок от 5 до 10 лет.

12 августа  2008 г. состоялось первое заседание  аккредитационной комиссии по рассмотрению заявлений организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, на получение государственной аккредитации в двух сферах коллективного управления:

- управление  исключительными правами на обнародованные  музыкальные произведения (с текстом  или без текста) и отрывки музыкально-драматических  произведений в отношении их  публичного исполнения, сообщения  в эфир или по кабелю, в том  числе путем ретрансляции;

- осуществление  прав композиторов, являющихся авторами  музыкальных произведений (с текстом  или без текста), использованных  в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения  за публичное исполнение или  сообщение в эфир или по  кабелю такого аудиовизуального  произведения.

Заявка  на аккредитацию по вышеуказанным сферам была подана только одной организацией. На заседании аккредитационной комиссии единогласно было принято решение о возможности государственной аккредитации.

В настоящее  время еще распространена практика управления авторскими и смежными правами на коллективной основе без заключения договоров с правообладателями. В основном, эти организации сегодня выдают лицензии пользователям и на воспроизведение, и на распространение фонограмм, не получая разрешений на это от правообладателей, не ставя их в известность, что кто-то управляет чужими правами.

Итак, как  мы видим, что сфера коллективного  управления правами стремительно развивается. За последнее время она претерпела существенные изменения. Законодатель установил определенные требования к функционированию и деятельности организаций по управлению авторским  и смежными правами на коллективной основе, взяв их под государственный  контроль. Будем надеяться, что это  действительно поможет защитить правообладателей от незаконного использования  объектов их прав.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие и виды авторского договора.
Действующее законодательство не содержит легального определения авторского договора. Отдельные  исследователи называют такое отсутствие упущением, которое порождает вопросы  при разграничении авторского от иных видов договоров. На наш взгляд отсутствие легального определения не является упущением, но обо всем по порядку.

Прежде  всего, заметим, что современные  исследователи не стремятся дать четкого определения авторского договора, чего не скажешь о попытках советских исследователях. Так, М.Я. Кириллов называет авторскими договоры, заключаемые с автором по поводу использования его произведений. И.В. Савельева определяла авторский  договор более детально как договор  об использовании организацией созданного автором произведения науки, литературы и искусства в соответствии с  культурными потребностями всего  общества при соблюдении личных и  имущественных правомочий автора. Н.Л. Клык давала такое определение: соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования  произведения науки, литературы и искусства.

Авторский договор о передаче исключительных прав определен как соглашение, разрешающее использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав определен как соглашение, разрешающее пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Авторский договор заказа – договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Систематический анализ норм закона и приведенных  выше определений, позволят сформулировать «собирательное» определение авторского договора - это соглашение о передаче или обязанности передачи автором пользователю (приобретателю) своих прав на использование произведения в рамках и на условиях, согласованных сторонами.

Как видно  из данного определения, базисной категорией в дефиниции авторского договора является понятие «произведение». В законодательстве категория «произведения, являющиеся объектами авторского права» включает:

- литературные  произведения (включая программы  для ЭВМ);

- драматические  и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические  произведения и пантомимы;

- музыкальные  произведения с текстом или  без текста;

- аудиовизуальные  произведения (кино-, теле- и видеофильмы,  слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения  живописи, скульптуры, графики, дизайна,  графические рассказы, комиксы и  другие произведения изобразительного  искусства;

- произведения  декоративно-прикладного и сценографического  искусства;

- произведения  архитектуры, градостроительства  и садово-паркового искусства;

- фотографические  произведения и произведения, полученные  способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты,  планы, эскизы и пластические  произведения, относящиеся к географии,  топографии и к другим наукам;

- другие  произведения.

 

 
 
 
 
 
 
 
Содержание  авторского договора

Состав  содержания авторского договора

Содержание  авторского договора составляют условия, которые устанавливаются соглашением сторон. Содержанием обязательственного правоотношения, основанного на авторском договоре, являются права и обязанности сторон. Совокупность условий определяет состав подлежащих совершению сторонами действий.

Для любого договора одним из важных существенных условий является условие о предмете, который охватывает все то, по поводу чего заключается договор. Содержание предмета зависит от вида договора.

Предмет авторского договора

Предметом авторского договора может выступать произведение науки, литературы и искусства, по поводу которого стороны заключили соглашение, либо имущественные права, которые автор или иной правообладатель уступает пользователю. В первом случае речь идет о предмете авторского договора заказа, во втором предметом авторского договора является не само произведение, а права, которые по нему передаются, т. е. авторские права действуют в отношении определенного произведения.

Предметом договора, по утверждению С. А. Чернышевой, стали конкретные права, которые  передает автор. Произведение как предмет  договора автора и издателя отошло на второй план. Смещение акцента с  результата творческого труда автора на его права вряд ли оправданно.

Содержания  и существенные условия авторского договора

В авторском  договоре должны быть предусмотрены:

способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

срок, на который передается право;

 территория, на которой может осуществляться использование;

размер  вознаграждения и (или) порядок определения  размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок  и сроки его выплаты;

Условия об объеме передаваемых прав по авторскому договору и размер вознаграждения являются существенными условиями договора.

К другим важным условиям авторского договора относятся условия о сроке и территории, на которые передается право. Но данные условия не являются обязательными, поскольку их отсутствие не влечет недействительности авторского договора.

Не каждый автор, заключив договор с издателем, может определить в твердой сумме  вознаграждение или оценить успех  своего произведения. В договоре должна быть сделана «оговорка об успехе».

В авторский  договор с участием иностранных  лиц должна быть включена валютная оговорка. Валютная оговорка -- это условие договора, которое указывает на то, валюта какой страны выступает в качестве валюты долга, в какой валюте должен быть произведен платеж и каким должно быть курсовое соотношение между указанными валютами на момент платежа.

Валюта  долга -- это денежные единицы, в которых зафиксирована экономическая ценность, в то время как валюта платежа -- это денежные единицы, платежом которых денежное обязательство погашается.

Важными элементами, например, в договоре заказа с участием иностранных лиц, будут  условия, определяющие:

аванс, размер которого определяется соглашением;

язык, на котором будет написано произведение;

порядок представления рукописи (полностью  или частями);

примерный объем произведения, который может  быть определен в границах «от -- до»;

жанр; композицию;название и др.

Также авторским договором заказа должно быть установлено соглашение о творческой неудаче.

Все вышесказанное  позволяет сделать вывод, что  существенным условием авторского договора прежде всего является предмет договора. В отличие от таких условий, как срок и территория передачи авторского права, цена устанавливается соглашением сторон, несогласование этого условия приведет к признанию договора незаключенным.  

Форма авторского договора

Авторский договор как любой гражданско-правовой договор совершается в результате взаимного согласия сторон, когда  совпадают их встречные волеизъявления.

Предполагается, что устная форма авторского договора значительно затрудняет возможности  защиты права автора, особенно если произведение не опубликовано или в  него внесены изменения без согласия правообладателя.

В качестве доказательства наличия договора авторы предъявляют различные письменные документы (письма, факсы, переписка  сторон и т. д.).

Права и  обязанности сторон по авторскому договору

Стороны авторского договора свободны в установлении своих прав и обязанностей. Понуждение к заключению договора не допускается  за исключением случаев, когда обязанность  заключить договор предусмотрена  законом или добровольно принятым обязательством. Так, согласно добровольно  принятому обязательству по авторскому договору заказа автор обязуется  в соответствии с заявкой, исходящей  от организации, создать произведение, которое требует заказчик.

Стороны в ходе заключения договора самостоятельно определяют вид договора, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом  или иными правовыми актами, которому хотят подчинить свои отношения. Закон предоставляет субъектам  в необходимых случаях право  создавать любые модели договоров, не противоречащие действующему законодательству. Также стороны могут заключить  смешанный договор, имеющий элементы различных договоров.

Права и обязанности по авторскому договору взаимны.

Основной  обязанностью, например, по авторскому договору заказа является создание и передача организации-заказчику готового произведения.

Если  произведение не будет соответствовать  требованиям, установленным в специальной  заявке, то автор по требованию заказчика  в пределах условий договора обязан осуществить доработку произведения. Сколько раз заказчик может возвращать произведение автору на доработку, лучше сразу оговорить в договоре. Выполнение автором всех обязанностей по авторскому договору должно вписываться в рамки оговоренных договорных условий. 

Немаловажное  значение при исполнении договора играет личность самого автора. Привлечение  других лиц к работе над произведением  должно быть оговорено заранее с  согласия заказчика.

Нарушение автором обязанности не заключать  с другими пользователями (издательствами) новых договоров дает право покупателю-заказчику  не только расторгнуть договор, но также  и взыскать с автора понесенные убытки.

На пользователе лежат такие основные обязанности -- рассмотрение представленного произведения, его дальнейшее использование и распространение, выплата автору вознаграждения. Существенным условием авторского договора заказа для исполнителя является срок передачи произведения заказчику.

Стороны должны сами в договоре предусмотреть  не только сроки рассмотрения произведения, но и сроки рассмотрения доработок  и поправок, сделанных автором. В  противном случае произведение должно быть рассмотрено заказчиком в разумные сроки, которые может в случае спора установить суд.

Пользователь  не может без согласия автора вносить  в произведение никаких изменений, в частности сокращать его  объем, снабжать произведение предисловиями  и комментариями и т. д. Организация-пользователь обязана соблюдать все личные неимущественные права автора.

При заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения, например, с включением биографии  самого автора, предисловия, работ фотохудожника  и др. Но эти изменения необходимо осуществлять в пределах заключенного договора, не злоупотребляя ими.

Аванс -- это предоплата не за использование произведения, а за его создание. Поэтому, если произведение создается по заявке заказчика, должен быть выплачен аванс, а если автор сам обратился к издательству с готовым произведением, то вознаграждение, по сути, должно быть выплачено после распространения произведения, хотя стороны могут предусмотреть любые другие условия взаимоотношений.

 
 
 

Список  использованных источников 

Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. — М.: Норма, 2000.

Стремецкая Н. Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. — № 8. — август 2002.

ГорностайН.В. "Новая адвокатская газета" №19 (036) октябрь 2008г. 
 
И Чернышева С. А. Современные проблемы права интеллекту-альной собственности. Казань2008.

Гаврилов  Э.П. Комментарий к закону РФ “Об  авторском праве и смежных  правах”. М., Спарк-Фонд. Правовая культура, 2006. 

Информация о работе Авторское право